5 февраля – Неделя о мытаре и фарисее. Первый зов великопостной весны
Неделей о мытаре и фарисее Церковь вступает в особый подготовительный период, который предшествует Великому посту. Неделя о мытаре и фарисее в 2017 году выпадает на 5 февраля и закончится 12 числа того же месяца. О чем нам следует задуматься, вспоминая евангельскую притчу, которая будет читаться в воскресенье на богослужении – протопресвитер Александр Шмеман.
Одна из главных, единственных в своем роде особенностей Евангелия, – это те короткие рассказы-притчи, которыми пользуется Христос в своем учении, в своем общении с народом.
Поразительно же в этих притчах, что, сказанные почти две тысячи лет тому назад, в совершенно отличных от наших условиях, в другой цивилизации, на абсолютно другом языке, они остаются актуальными, бьют сегодня в ту же цель. А это значит – в наше сердце.
Ведь вот, устарели, забыты, канули в небытие книги и слова, созданные совсем недавно, вчера, позавчера. Они уже ничего не говорят нам, они мертвы. А эти, такие простые с виду, бесхитростные рассказы живут полной жизнью.
Мы слушаем их – и как будто что-то происходит с нами, как будто кто-то заглянул в самую глубину нашей жизни и сказал что-то – только к нам, ко мне относящееся.
В этой притче – о мытаре и фарисее – рассказывается о двух людях. Мытарь – это славянское слово для обозначения сборщика налогов, профессии, окруженной в древнем мире всеобщим презрением. Фарисей – это название правящей партии, верхушки тогдашнего общества и государства.
На нашем теперешнем языке мы сказали бы, что притча о мытаре и фарисее – это символический рассказ о важном представителе ведущего слоя, с одной стороны, о мелком и малопочтенном «аппаратчике», – с другой.
Христос говорит: «Два человека вошли в храм помолиться, один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи или этот мытарь. Пощусь два раза в неделю, даю десятую часть всего, что приобретаю». Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаза на небо, но, ударяя себя в грудь, говорил: «Боже! Милостив буди мне грешному!». Говорю вам, – заканчивает Христос эту притчу, – что мытарь пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится».
Всего три строчки в Евангелии, а сказано в них нечто вечное, такое, что действительно относится ко всем временам и ситуациям.
Но возьмем только наше время, возьмем самих себя. Если что-нибудь лежит в основе нашей государственной, общественной, да, наконец, и частной жизни, так это – не правда ли? – вот это самое безостановочное самопревозношение, самоутверждение, или, говоря более древним, но опять-таки вечным языком – гордыня.
Вслушайтесь в пульс нашей эпохи. Неужели не поразимся мы этой чудовищной саморекламе, хвастовству, бесстыдству самовосхваления, которые так вошли в нашу жизнь, что мы уже почти не замечаем их.
Всякая критика, пересмотр, переоценка, всякое проявление смирения – не стали ли они уже не только недостатком, пороком, а, хуже того, – общественным и даже государственным преступлением? Оказывается, любить родину – это все время бесстыдно восхвалять ее, унижая чужие родины. Оказывается, быть лояльным – это провозглашать все время безгрешность власти.
Оказывается, быть человеком – это унижать, топтать других людей, это возвышать себя путем их унижения. Проанализируйте свою жизнь, жизнь своего общества, самые основы его устройства, и вы должны будете признать, что это именно так.
Тот мир, в котором мы живем, так пронизан оглушительным и грубым бахвальством, что уже сам этого больше не замечает, оно уже стало его природой. Да так и сказал один из самых больших и тонких поэтов нашего времени – Пастернак – в знаменитой своей строчке: «…все тонет в фарисействе».
Самое страшное, конечно, в том, что фарисейство признается добродетелью. Нас так долго, так упорно глушили славой, достижениями, взлетами и полетами, нас так долго держали в атмосфере этого призрачного псевдовеличия, что все это в действительности нам стало казаться хорошим и благим, что в душе целых поколений возник образ мира, в котором только сила, только гордость, только бесстыдное самовосхваление оказываются нормой.
Пора ужаснуться этому, вспомнить слова Евангелия: «Всякий, возвышающий себя, унижен будет». Сейчас тех немногих, кто исподволь, шепотом говорят об этом, напоминают об этом, – влекут в суды или заключают в психиатрические лечебницы. И на них науськивают других: смотрите на этих изменников и предателей! Они против величия и силы своей родины! Против ее достижений! Они сомневаются в том, что самая лучшая, самая сильная, самая свободная, самая счастливая страна… и так дальше. И благодарите, что вы не такие, как эти несчастные отщепенцы.
Но поймем, что этот бой, этот спор, ведомый сейчас ничтожным меньшинством, это бой и спор о самих духовных источниках жизни. Ибо фарисейская гордыня – это не только слова. Она рано или поздно оборачивается ненавистью к тем, кто не согласен признать моего величия, моего совершенства. Она оборачивается преследованьем и террором. Она ведет к смерти.
Притча Христа ножом врезается в самую страшную опухоль современного мира, в опухоль фарисейской гордыни. Ибо, пока эта опухоль будет расти, в мире будут царить ненависть, страх и кровь.
И так оно и есть сейчас. Только вернувшись к этой забытой, презираемой, отбрасываемой силе – к смирению, – можно очистить мир. Ибо смирение – это признание другого, это-уважение к другому и это уменье мужественно признать себя несовершенным, раскаяться, и тем самым встать на путь исправления. От бахвальства, лжи и тьмы фарисейства – к свету и целостности подлинной человечности: к правде, к смирению и к любви. Вот призыв этой притчи Христовой, вот зов, первый зов великопостной весны…
Слово в неделю о мытаре и фарисее
Святой праведный Алексий (Мечев) Московский
Неделя о мытаре и фарисее. Слово Патриарха Кирилла
Неделя о мытаре и фарисее. Беседы на Евангелие. Свт. Николай Сербский
- Подготовительные недели к Великому посту
- Глава из Закона Божия: "Притча о мытаре и фарисее"
- Толкования и изречения святых отцов на евангельскую притчу о мытаре и фарисее
- Блаж. Феофилакт (арх. Болгарский). Толкование на Евангелие от Луки. 18:9-14. (Притча о мытаре и фарисее)
- Если бы мне дали прочитать одну проповедь..., Г.К. Честертон
- Что такое гордыня, о. Александр Ельчанинов
- Что такое гордыня, духовный листок
- Митр. Сурожский Антоний. Из книги "Духовное путешествие" (Размышления перед Великим постом)
- Иоанн Кронштадтский: слово в неделю о мытаре и фарисее
- Архимандрит Иоанн Крестьянкин, 25 января (7 февраля) 1993 г.
- Прт. Димитрий Смирнов. Проповедь. 23 февраля 1986 года.
- Митр. Сурожский Антоний. Неделя о мытаре и фарисее
- Митр. Сурожский Антоний. Проповедь
- Митр. Сурожский Антоний. Проповедь. 1987 г.
- Митр. Сурожский Антоний. Проповедь. 1976 г. или ранее.
- Александр Шмеман. Приготовление к Посту. Смирение
- Священник Иоанн Павлов. Неделя о мытаре и фарисее. О смирении. 2012 г.
- Сергей Ганьковский. Необходимое и достаточное, 24 февр. 2002 г.
- Сергей Ганьковский. "Дай мне зрети моя прегрешения", 31 января 1999 г.
- Книги и рассказы:
- Мытарь. Рассказ Алексея Варламова
- Как подготовиться и провести Великий Пост. Митр. Иоанн (Снычев)
- Ссылки:
- О богослужении в Неделю о мытаре и фарисее
- Фарисей – это лицемер?
- «Путь к Богу начинается, когда нам плохо» – беседа в неделю о мытаре и фарисее (+Видео)
- Что противопоставить греху фарисейства?
- Жить как фарисей с чувством мытаря
- Протопресвитер Александр Шмеман: Когда все тонет в фарисействе
03.02.17
2170 просмотров
0 комментариев
Пока никто не оставил комментариев к этой статье. Вы можете стать первым!