Благочинный Севастопольского округа принял участие в открытии выставки «Креститель Руси. К 1000-летию преставления святого равноапостольного князя Владимира» в музее им. М.П. Крошицкого. Видео.
«Святой равноапостольный князь Владимир совершил не только человеческий подвиг, потому что для того, чтобы так круто развернуть жизнь народа, нужно было быть человеком могучим, целеустремленным, сильным, мужественным, терпеливым. Но он совершил еще нечто более великое как в самом себе, в своей внутренней жизни, так и в жизни всего народа».
Патриарх Кирилл
15 июля в музее им. М.П. Крошицкого открылась выставка «Креститель Руси. К 1000-летию преставления святого равноапостольного князя Владимира». Экспонаты предоставлены Государственным историческим музеем. Память о святом равноапостольном Владимире закреплена во многих источниках – в иконописи и живописи, в русском летописании и литературных произведениях, мелкой пластике и предметах декоративно-прикладного искусства XI–XX веков. Богатейшее собрание Государственного исторического музея предоставляет возможность музейными средствами проследить эволюцию образа князя Владимира, начиная с Х века вплоть до современных дней. Выставка приурочена к Дню крещения Руси. В открытии выставки принял участие благочинный Севастопольского округа протоиерей Сергий Халюта. Вряд ли отыщется в русской истории правитель более легендарный, чем святой равноапостольный князь Владимир, Креститель Руси. Тысячу с лишним лет назад он заложил краеугольный камень в основание, на котором росло и укреплялось русское национальное самосознание, русская государственность и русская культура. Эпоха великого киевского князя Владимира Святославича была важнейшим периодом для государственного становления Руси. Подчинение единому центру разрозненных славянских земель и оформление государственных границ Киевской Руси происходило в напряженной борьбе с соседними племенами и государствами. А успешное осуществление Владимиром военной, административной, судебной реформ выдвигало на передний план задачу преодоления язычества, тормозившего развитие общественной жизни Киевской Руси. Провозглашение в качестве государственной религии христианства (по византийскому образцу) стало одним из коренных факторов, определивших историческую судьбу народа и государства, его духовное и культурное развитие на тысячелетие вперед. Оно стало решающим шагом государственного самоопределения, включившим молодое государство в круг христианской цивилизации и соединившим его прочными политическими, церковными и культурными связями с Византийской империей, странами Балканского полуострова. Выставка приурочена к Дню крещения Руси, государственной памятной дате, установленной «в качестве даты важного исторического события, оказавшего значительное влияние на общественное, духовное и культурное развитие народов России и на укрепление российской государственности». Эта дата отмечается ежегодно 28 июля (по старому стилю – 15 июля), как день памяти святого равноапостольного князя Владимира – Крестителя Руси.Видеосюжет "Независимого телевидения Севастополя"
Слово Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти святого равноапостольного великого князя Владимира в Храме Христа Спасителя в Москве
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры! Всех вас сердечно поздравляю с великим праздником – днем памяти святого равноапостольного князя Владимира, крестившего наш народ. В этот же день мы отмечаем недавно учрежденный праздник – День крещения Руси. Поэтому наши мысли сегодня обращаются к великому подвигу равноапостольного князя, к нашим благочестивым предкам, ко всей нашей истории и, конечно, ко дням сегодняшним. На Литургии мы слышали небольшой отрывок из послания апостола Павла к Галатам: Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое, ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа (Гал. 1:11-12). Эти слова являются ключевыми к пониманию того, что есть евангельская весть, евангельские заповеди и евангельская система ценностей. Все это не от человеков, а через откровение Иисуса Христа. Через человеков мы получаем многое – все знания, которые накоплены человеческим родом. Культуру также созидают люди. Но мы знаем, что знания являются преходящими: что-то остается на долгие годы, может быть, навсегда, а что-то заменяется новым пониманием, новыми взглядами на мир, и старые знания уходят в небытие. То же самое можно сказать про любой род человеческой деятельности: что-то непременно сохраняется, но большая часть произведенного силой человеческого ума или эстетического чувства уходит в небытие. Как много памятников искусства было создано в античности, но только ничтожно малую их часть мы можем сейчас увидеть в музеях. А ведь это была великая культура, которой уже нет. А знания? Какие-то дошли до нас, а что-то растворилось в бурях человеческой истории, которые бушевали в течение тысячелетий. Да и за последние две тысячи лет – сколько же всего было разрушено, уничтожено, а сколько потеряло всякий смысл для современных людей, сохранив свою ценность только для отдельных ученых, узконаправленно изучающих те или иные явления древности. Почему же и в XXI веке в Москве, современном мегаполисе, мы собираемся для того, чтобы прославить имя равноапостольного князя Владимира? Что из созданного князем Владимиром дошло до нашего времени? Кажется, что немного. Материальная культура практически не сохранилась в том виде, в каком создавалась при князе Владимире. О жизни наших средневековых предков мы можем судить лишь по немногим и обычно более поздним образцам. А что же в полной мере дошло до нас от князя Владимира, без какого-либо разрушения и изменения? Вера православная. А почему? Да потому что князь Владимир, как и апостол Павел, воспринял евангельскую весть не от человеков, а через откровение Иисуса Христа. В основе, в самой сердцевине Евангелия лежит слово Божие, непререкаемое и не подверженное разрушению со стороны вихрей и бурь истории. Именно поэтому не умирает и евангельское слово, и все то, что создают люди, связывая свое творчество с Божественным откровением. Хранение этого цивилизационного стержня нашего народа, православной веры, было делом непростым. Во-первых, потому что в какой-то момент нашей истории случилось так, что именно этот стержень стал восприниматься внешними противниками Руси как опасное для них явление, которое нужно либо уничтожить, либо переформатировать под свои собственные стандарты. Мы знаем, что и в сражениях, которые вел Александр Невский, и в Куликовской битве, и во многих других войнах усилия нашего народа были направлены на то, чтобы защитить этот мировоззренческий стержень. И произносили слова «за веру, царя и Отечество», поставляя веру на первое место, потому что если она будет разрушена – и царь не устоит, и Отечество будет разрушено и, если не физически, то духовно, потеряет свой суверенитет. Удивительно, через какие испытания, связанные с внешним желанием разрушить этот духовный стержень, прошел наш народ. В ХХ веке мы столкнулись с еще большей, может быть, опасностью, когда православную веру решили разрушить не силой оружия, а сочетанием насилия с убеждением, выдавая эти убеждения за высокие научные откровения. Это была грозная агрессия против того, что всегда хранила Русь. В какой-то момент казалось, что враг победил. Теперь мы знаем, что не победил, и сохранилось то, чем гордился наш народ, в первую очередь – наша вера, которая хранится на протяжении уже 1026 лет. Вот и сегодня очень многие хотели бы переформатировать наш внутренний стержень, сознавая, что благодаря этому стержню Русь непобедима. И, опять-таки, для этих целей употребляются и военные, и идеологические средства. Одними нас пугают извне, а другие используются внутри, чтобы вновь убедить наш народ, что православная вера, могучая духовная традиция, этот наш стержень – это ничто, некий предрассудок, который не имеет ничего общего с современным человеком, с его силой и мощью, с его культурой, с его поисками, с его сознанием того, что хорошо и что плохо. И, может быть, нынешнее идеологическое давление на веру еще страшнее того, которое сопровождалось насилием. Потому что где насилие, там и сопротивление, там и мученики, там и исповедники, там и пример борьбы. А если мягкой силой обволакивают человека, сладкой жизнью прельщают, противопоставляя его бедность богатству, которое якобы только потому и есть у других, что они не такие, как он, – кто-то может и дрогнуть, особенно из людей молодых. Можно подумать: да, в самом деле, зачем нам все это надо? И если эти мысли овладеют нашим народом, будет уже не важно, через насильственные действия извне или по причине собственного умопомрачения будет потеряна Русь. Именно поэтому, празднуя 1026-летие Крещения Руси, вспоминая память великого князя, который принял откровение Иисуса Христа и включил его в духовную, культурную и даже государственную жизнь нашего народа, мы должны помнить о том, что вера православная есть тот столп, тот стержень, который никогда не даст Руси быть порабощенной или разрушенной. Предадим, откажемся – потеряем все. В этом смысле очень поучительна история Великой Отечественной войны, ведь именно она положила конец периоду страшного кровавого гонения на Церковь и истребления святынь. Мы знаем, какую страшную цену заплатил наш народ за богоотступничество, за те горы человеческих страданий, которые были созданы человеческими руками тех, кто от Бога отступил. Наказуя наказа мя Господь, смерти же не предаде мя (Пс. 117:18), – великие слова Священного Писания. Так и с нашим народом произошло: наказал Господь, но смерти его не предал, потому что вера хранилась. Именно в суровые годы войны эта вера так укрепилась в народе, что являлась снова главным цементирующим фактором, объединявшим людей, духовной скрепой, духовным стержнем жизни нашего народа. Поэтому помнить мы должны, что и сегодня, живя во время военных слухов и угроз, мы останемся сильными и непобедимыми, если сохраним нашу веру. Но не просто веру где-то в глубине сердца и в личной молитве. Ценности этой веры должны обрести реальность в жизни нашего общества, конечно, с учетом того, что не все люди православные. Но и многие неправославные, как мы хорошо это знаем из диалога с традиционными религиями, готовы поддерживать те самые нравственные ценности, которые мы находим в Евангелии. Потому хранение сокровища, которое передал нам великий князь Владимир, есть залог и нашей безопасности, благополучия, процветания и того духовного единства всей исторической Руси, которое не могут поколебать никакие слова и никакие действия. Пусть Господь хранит державу Российскую, всю историческую Русь, братские славянские народы. Да прекратит Господь силой Своей междоусобную брань, ослабляющую эти народы и способную разрушить и поколебать тот самый ценностный стержень, на котором держится наша жизнь и безопасность. Верим, что по молитвам всех нас – русских, украинцев, белорусов, людей многих других национальностей – Господь накажет нас, но не предаст смерти. С праздником вас всех поздравляю. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
16.07.16
1634 просмотров
0 комментариев
Пока никто не оставил комментариев к этой статье. Вы можете стать первым!