В Свято-Владимирском соборе в Херсонесе отслужена праздничная Божественная литургия в Святой день Пятидесятницы.
19 июня Святая Православная Церковь отмечает великий двунадесятый праздник Пятидесятницы или день Святой Троицы. Этот праздник отмечается в пятидесятый день после Пасхи в воспоминание сошествия Святого Духа на учеников Христовых — апостолов. Состоит он из двух дней, первый из которых посвящен прославлению Пресвятой Троицы и памяти сошествия Святого Духа на апостолов и потому называется Троицыным днем (Святая Троица), а второй день – в честь Всесвятого Животворящего Духа и называется Духовым днем (днем Святого Духа).
В святой день Пятидесятницы, сразу после Литургии, совершается вечерня, на которой читаются с коленопреклонением молитвы о том, чтобы Господь ниспослал нам благодать Святого Духа и помянул всех усопших отцов и братий наших.
В день Святой Троицы во всех храмах Севастопольского благочиния прошли праздничные богослужения. В Свято-Владимирском соборе в Хероснесе Божественную литургию в сослужении клира возглавил благочинный Севастопольского округа протоиерей Сергий Халюта. Храм был переполнен молящимися, приехавшими из всех районов города, чтобы молитвенно почтить Святую Живоначальную Троицу и отметить день рождения Церкви Христовой.
После богослужения отец Сергий обратился к молящимся с пастырским словом: «Дорогие отцы, братья и сестры, поздравляю всех с этим светозарным днем Живоначальной Троицы. Сегодня день рождения нашей Святой Православной церкви. Сегодня день, когда воплотил Господь все то, что дал своим ученикам и апостолам. И Дух Святый, который сошел на апостолов, сходит на каждого христианина. Сходит при совершении святых таинств. Каждый из нас получает дар Святого Духа для того, чтобы сохранять и преумножать его». В завершении отец благочинный окропил верующих святой водой.
Событие праздника
После Воскресения Христова Его ученики непрестанно жили ощущением праздника. На протяжении еще сорока дней Он являлся им по одному и собранным вместе. На глазах учеников Господь поднялся над землей, как бы удостоверяя их, что в последний день мира Он придет на землю так же, как отошел к Богу-Отцу. Прощаясь с ними до времени, Он обещал послать им Утешителя – Святого Духа, исходящего от Бога-Отца. Ученики не знали, что это означает, но верили, что все будет по слову Господню.
Как огонь в очаге, поддерживали они в душах благодатное состояние того дня, каждый день собираясь в одном доме на горе Сионе в Иерусалиме. В уединенной горнице они молились, читали Святое Писание. Так сбывалось и еще одно из древних пророчеств: «От Сиона изыдет закон и слово Господне из Иерусалима». Так возник первый христианский храм. Возле того дома находился и дом любимого ученика Христа – апостола Иоанна Богослова, в нем, по завещанию Господа, пребывала и Его Мать – Дева Мария. Вокруг Нее собирались ученики, Она была утешением для всех верующих.
В десятый день по Вознесении Господа Иисуса Христа, в день иудейского праздника первой жатвы, когда ученики и с ними Дева Мария находились в Сионской горнице, в третий час дня в воздухе послышался сильный шум, как во время бури. В воздухе появились яркие трепещущие языки огня. Это был огонь не вещественный – он был одной природы с благодатным огнем, который ежегодно сходит в Иерусалиме на Пасху, он светил, не обжигая. Носясь над головами апостолов, языки огня опустились на них и опочили. Тут же, вместе с внешним явлением произошло и внутреннее, совершившееся в душах: «исполнишася вси Духа Свята».
И Богоматерь, и апостолы ощутили в тот миг необыкновенную силу, действующую в них. Просто и непосредственно им был дан свыше новый благодатный дар слова – они заговорили на языках, которых не знали прежде. Это было дарование, необходимое для проповеди Евангелия по всему миру.
Омытые, щедро одаренные Единым Духом, чувствуя, что это – только часть полученных ими духовных подарков от Господа, они держали друг друга за руки, образуя новую сияющую светлую Церковь, где незримо присутствует Сам Бог, отражаясь и действуя в душах. Возлюбленные дети Господни, соединенные с Ним Святым Духом, они вышли из стен Сионской горницы, чтобы бесстрашно проповедовать Христово учение о любви.
В память об этом событии праздник Пятидесятницы называется еще днем сошествия Святого Духа, а также днем Святой Троицы: в явлении Святого Духа, исшедшего от Бога-Отца по обещанию Бога-Сына, раскрылось таинство единства Святой Троицы. Название же Пятидесятницы день этот получил не только в память древнего праздника, но и потому, что это событие пришлось на пятидесятый день после христианской Пасхи. Как Пасха Христова заменила собой древний иудейский праздник, так и Пятидесятница положила основание Церкви Христовой как союзу в Духе на земле.
В Праздник Пятидесятницы принято украшать храм и свои жилища древесными ветвями и цветами, и самим стоять в храме с цветами в руках. Украшение храмов и жилищ в этот день зеленью и цветами бывает, во-первых, исповеданием зиждительной силы Животворящего Духа, а во-вторых, – должным посвящением Ему начатков весны.
Источники: Православие и мир. Закон Божий (протоиерей Серафим Слободской)