Епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов) ответил на вопросы Севастопольцев.
Вечером 11 мая 2016 года в Античном театре заповедника «Херсонес Таврический» состоялась встреча Епископа Егорьевского Тихона (Шевкунова) с жителями Севастополя. Встреча прошла в рамках визита Владыки Тихона в Севастополь, который состоялся по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла.
На встречу с Епископом Тихоном – викарием Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси, ректором Московской Сретенской духовной семинарии и автором знаменитой книги «Несвятые Святые» собралось около 1000 человек. В Античном театре негде было не только сесть, но и встать.
Владыка рассказал о своем визите в Севастополь, о Сретенском монастыре, о соборе Новомучеников и Исповедников Российских, который строится в монастыре и строительство которого должно завершиться в 2017 году.
Встреча проходила в формате вопрос-ответ. Каждый мог задать свой вопрос в микрофон или передать записку.
После многочисленных ответов на вопросы, теплая встреча завершилась раздачей автографов, каждый третий человек пришел на встречу с любимой книгой «Несвятые Святые», чтобы подписать ее у автора.
СРЕТЕНСКИЙ СТАВРОПИГИАЛЬНЫЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Сретенский монастырь - древнейшая православная обитель, расположенная в центре Москвы, на печально знаменитой в XX веке улице Большая Лубянка. В истории монастыря отразилась вся история государства Российского - с ее войнами, переворотами, пламенными молитвами и неистовым богоборчеством. Монастырь был основан в 1397 году в память чудесного события, о котором сообщают летописные источники. Как повествуют летописи, летом 1395 года русские степные дозоры доложили о подготовке вражеского войска к вторжению в Московскую землю. Страшный завоеватель, хан Тимур-Тамерлан ворвался в русские пределы, полонил и разорил Рязань, потом захватил Елец и направился к Москве, опустошая все вокруг. Полчища Тамерлана дошли до Дона. Ужасом были объяты жители столицы, зримо представляя ту страшную участь, которая ждала их. Чтобы понять, какая угроза нависла над Русью, вспомним, кем был хан Тамерлан, или как его еще называли - Железный Хромец. Он снискал себе славу непобедимого полководца, совершив завоевательные походы в Индию, Персию и Закавказье. Мусульманские полчища были смертельной угрозой всему христианскому миру. Незадолго до описываемых событий, в 1371 году, произошла битва на реке Марице, в которой османская конница полностью уничтожила войска правителей Македонии. В 1389 году в страшной битве на Косовом поле мусульманские войска разгромили сербов. Возглавлял битву сын султана Мурада - Баязид Йилдырым. Тот же султан Баязид в битве при Никополе (на Дунае) полностью разгромил войско крестоносцев, состоявшее из отборных французских, немецких, венгерских рыцарей во главе с императором Священной Римской империи Сигизмундом. Почти все рыцари пали в бою, а император Сигизмунд спасся бегством. Но Тимур-Тамерлан был особым завоевателем даже среди этих восточных деспотов. В 1391 году он разбил близ Волги хана Золотой Орды Тахтамыша, а в 1395 на реке Терек окончательно уничтожил его войска. Впоследствии, в 1402 году, он наголову сокрушил султана Баязида Йилдырыма, того самого, который разбил сербов и крестоносцев. По преданию, Тимур возил плененного султана Баязида в клетке и с этой клеткой садился на боевого коня. С такой поистине смертельной ратью, возглавляемой прославленным полководцем, теперь предстояло встретиться немногочисленным русским войскам. Только несколько лет прошло со времени Куликовской битвы, победа в которой была невелика по масштабам, но имела важнейшее значение для становления земли Русской. Еще народ не успел оправиться от тяжелейших потерь недавней войны. Москва как центр единения Русских земель, как центр Православия подвергалась ужасной угрозе. Стоял вопрос погибели не только Москвы, но и всей Руси. "Весть о нашествии сего нового Батыя привела в ужас всю Россию", - пишет Н.М.Карамзин. С огромным войском хан подошел к границе Московского княжества на реке Оке, а великий князь Василий Дмитриевич спешно вышел навстречу врагу в Коломну. По всей земле Московской служились молебны об избавлении от нашествия. Сознавая превосходство силы врага, благочестивый князь Василий Дмитриевич искал Вышней помощи и перед битвой горячо молился с христолюбивым воинством своим об избавлении от страшной угрозы. Митрополит Киприан, который был тогда первосвятителем Московским, безвыходно находился в храме и вместе со всем народом молился Богу и Пресвятой Богородице, призывая на помощь великих угодников Божиих, митрополитов Петра, Алексия и Сергия Радонежского. Великий князь Василий Дмитриевич повелел, чтобы наступивший Успенский пост во всем княжестве был посвящен усердному покаянию. Повелел он, чтобы великая икона - заступница земли Русской, Владимирская - была принесена из Владимира в Москву. Владимирская икона Божией Матери Отправлено было во Владимир духовенство московского Успенского собора. После литургии и молебна в праздник Успения Пресвятой Богородицы духовенство приняло икону и с крестным ходом понесло ее к Москве. Православный народ, стоя по обеим сторонам дороги, с усердием молилися: "Матерь Божия, спаси Землю русскую!" 26 августа (8 сентября по новому стилю) произошла встреча иконы: крестный ход, возглавляемый святителем Киприаном, митрополитом Московским, неподалеку от Кремля принял чудотворный образ из рук владимирского духовенства. Владимирская икона была торжественно перенесена в кремлевский Успенский собор. В тот самый час, когда жители Москвы встречали икону на Кучковом поле, Тамерлан дремал в своем шатре. Вдруг, как повествуют русские и татарские летописи, он увидел во сне гору великую, с вершины которой к нему шли святители с золотыми жезлами, а над ними в лучезарном сиянии явилась Величественная Жена. Грозно повелела она Тамерлану оставить пределы Руси. Проснувшись в ужасе, Тамерлан призвал своих советников и стал выпытывать, что означает данное видение. Ему отвечали, что Сияющая Жена - это Матерь Божия, Великая Защитница христиан. Гонимый страхом непобедимый хан на следующий день бежал из Русской Земли. До сих пор историки теряются в догадках относительно причин этого бегства. Но православные восприняли и воспринимают это событие с верой и благодарностью Божией Матери, усердной Заступнице рода христианского. В память избавления от врага на месте встречи ("сретения" по-славянски) чудотворного образа Богородицы через два года был основан Сретенский монастырь. Ежегодно 26 августа сюда переносили Владимирскую икону крестным ходом из Успенского собора (это был главный праздник Москвы, исторический праздник города), а во время Отечественной войны 1812 года образ находился в обители постоянно. Со Сретенским монастырем связаны имена многих деятелей русской истории. Так, Иван Грозный, возвращаясь после взятия Казани, посетил Сретенскую обитель и одарил ее щедрыми пожертвованиями. Последующие русские цари также были богомольцами, вкладчиками и строителями монастыря. Сретенский монастырь сыграл активную роль в избрании на царство Михаила Феодоровича - первого царя династии Романовых. Практически каждое богомолье царей, патриархов, митрополитов, князей, простых паломников всегда начиналось с молитв в Сретенской обители. Особую помощь монастырю оказывал патриарх Никон (1605-1681), так что художник, расписывавший в 1707 году новый каменный монастырский собор, даже изобразил Никона в числе святых. Знаменитые деятели Русский Церкви: московские митрополиты Платон (Левшин), святитель Филарет (Дроздов), выдающийся богослов и церковный историк святитель Макарий (Глухарев?) и многие другие - принимали активное участие в делах по благоустройству Сретенской обители. В XIX веке первосвятительская кафедра находилась именно в Сретенском монастыре. А уже в советское время, 4 декабря 1925 года, здесь принял иноческий постриг Сергей Извеков - будущий Святейший Патриарх Пимен. После октябрьского переворота 1917 года Сретенский монастырь стал одним из главных центров борьбы с безбожной властью за Православие. В монастыре нередко служил Святейший Патриарх Тихон, избранный на Соборе Русской Церкви 1917-1918 годов, которого большевики считали своим заклятым врагом. Последним настоятелем обители перед ее закрытием стал сподвижник патриарха священномученик архиепископ Иларион (Троицкий), встретивший свою смерть в сталинских лагерях. Выдающийся богослов, блестящий проповедник, архиепископ Иларион в 20-е годы отдал все свои силы для того, чтобы отстоять само существование Церкви в условиях неслыханного гонения на христиан. В 1922 году Сретенский монастырь был захвачен "обновленцами" - псевдоцерковными деятелями, пошедшими на сговор с большевиками. Но усилиями владыки Илариона в 1923 году монастырь был возвращен Православной Церкви, а его собор - переосвящен великим чином. Мудрая и смелая позиция архиепископа Илариона повлекла за собой его ссылку, а потом и шестилетнее заключение в Соловецком концлагере. В конце 1925 года Сретенский монастырь был закрыт. В 1928-1930 годах большая часть храмов и сооружений монастыря: церковь преподобной Марии Египетской, храм святителя Николая, Святые ворота с колокольней и настоятельский корпус - были разрушены. Вскоре здесь разместилось общежитие офицеров НКВД. На монастырской территории, примыкающей к зданиям главного ЧК страны, велись расстрелы. Этот кусочек земли буквально пропитан кровью тысяч новых мучеников страшной эпохи. В память о всех жертвах богоборческий власти при входе в монастырь в 1995 году был установлен поклонный крест, освященный Святейшим Патриархом Алексием. Мученики за веру: Архиепископ священномученик Иларион (Троицкий) Архиепископ Гурий (Степанов) Протоиерей Николай Лавров До революции на территории монастыря находилось также кладбище, где были похоронены участники Отечественной войны 1812 года. Однако в советское время на месте священного для каждого русского человека погоста была возведена школа, и, как ни странно, с углубленным изучением именно французского языка. В 1991 году сохранившийся собор Владимирской иконы Божией Матери был возвращен Русской Православной Церкви. Однако история имеет странное свойство повторяться, и приходской храм бывшего Сретенского монастыря на несколько лет оказался в руках новых обновленцев, которые ратовали за кардинальную ломку церковной жизни. В 1994 году вышел Указ Святейшего Патриарха об основании здесь подворья Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. Тогда обновленцы начали открытое противостояние церковной власти, и в ход пошли излюбленные их предшественниками орудия: оголтелая кампания в прессе, клевета, подтасовки, давление через гражданские инстанции. Первую службу в праздник Сретения Господня монахи Псково-Печерского монастыря провели на морозе, поскольку двери были заперты обновленцами. И все же история повторилась до конца: церковные большевики были изгнаны, собор - переосвящен великим чином, монашеская жизнь начала возрождаться. В 1995 году Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия подворье было преобразовано в Сретенский ставропигиальный мужской монастырь, наместником которого назначен игумен Тихон (Шевкунов). Ныне Сретенский монастырь является одним из важных религиозных центров не только столицы, но и всей России. Монастырь насчитывает 40 насельников; ежедневно в соборе совершается Божественная служба. Сретенское книжное издательство - одно из крупнейших в современной России. Издательство выпускает богослужебную, богословскую, историческую, художественную литературу, книги по всем основным областям религиозной жизни. Ежегодно в издательстве выходит более ста наименований книг. Восстановление монастыря далеко не закончено, однако уже теперь монастырская территория является оазисом тишины и духовной красоты посреди шума и сутолоки московского центра. Не в последнюю очередь этому способствуют окружающие обитель новые белокаменные стены, которые прекрасно вписались в облик Первопрестольной. Снятие пятой печати Практически завершено восстановление собора в честь Владимирской иконы Богоматери; в его иноностасе, написанном по древнему канону, можно увидеть настоящие шедевры современной иконописи: например, образ "Снятие пятой печати" или современный список чудотворной Владимирской иконы. Главной святыней монастыря являются мощи священномученика Илариона (Троицкого), перенесенные из Санкт-Петербурга в мае 1999 года. Несколько раз в году служба совершается в заново отстроенном приделе Рождества Иоанна Предтечи; здесь же совершается ежедневное иноческое правило. Возведена колокольня, восстановлено старейшее монастырское помещение - трапезная XVII века. Возведены два новых пятиэтажных корпуса, где разместилась братия обители. В 1997 году монастырь отметил свое 600-летие. А за два года до этого в праздничный день 8 сентября в монастырь на два дня была принесена из Государственной Третьяковской галереи Владимирская икона Божией Матери. В крестном ходу тогда, несмотря на сильный дождь, участвовало более тридцати тысяч человек. В том же 1997 году в Сретенском монастыре был создан Московский центр по изучению Туринской Плащаницы. Осенью 1999 года начались занятия в Сретенском высшем православном училище. Преподавание ведется по двум специальностям: "Православное богословие" и "Апологетика". Лекционные курсы ведут преподаватели из Московской Духовной академии, Российской академии наук, Московского государственного университета, столичное духовенство. Главной отличительной особенностью этого православного вуза по сравнению с образованными ранее (Свято-Тихоновским институтом, Российским православным университетом и др.) является участие студентов в жизни монашеской общины. Во время учебы они живут в монастыре, участвуют в богослужениях, выполняют послушания. С другой стороны, перед студентами ставятся вполне конкретные цели, связанные с некоторыми книжными проектами Сретенского монастыря - крупнейшего издателя православной литературы. Наконец, первостепенной задачей нового вуза является подготовка образованного духовенства, которое сможет свободно ориентироваться не только в богословской, но и в современной научной и культурной проблематике. У Сретенского монастыря также имеется два скита: мужской и женский. Первый, во имя преподобного Серафима Саровского, находится в Рязанской области, на месте восстановленной обителью усадьбы Красное. Этот скит представляет собой круглую каменную крепость с кельями, домовой церковью, огородами и прудом. В Серафимовском скиту располагается и братское кладбище Сретенского монастыря. Второй скит, во имя пророка Божия Илии, находится в Московской области. Шесть насельниц ежедневно вычитывают уставные службы в домовой церкви, следят за монастырским хозяйством, а также ведут издательскую работу.