Великая Среда

12.04.17
1412 просмотров

Среда Страстной седмицы погружает нас в воспоминание о предательстве Иуды (см. Мф. 26: 6–16). Это предательство произошло в доме Симона прокаженного, который был исцелен Спасителем. Именно в этом доме женщина, потратив все деньги, какие только имела, на драгоценное миро, возлила его на Спасителя. По древнему еврейскому обычаю так поступали с богатыми знатными людьми, которых приуготовляли к смерти. После их кончины также возливали благоухание, – чтобы как можно дольше сохранять тела усопших от тления. Такое возлияние могли позволить себе только очень богатые люди, потому что по цене миро было как целое состояние. И вот эта небогатая женщина тратит все свои средства, чтобы купить миро и возлить его на Спасителя. Один этот факт свидетельствует о том, что женщине было нечто открыто, ведь даже апостолы, которым Господь говорил о Своей смерти и Воскресении, практически ничего не помнили или, по крайней мере, вели себя так, будто не обратили внимания на Его пророчества – ни до страданий Спасителя, ни сразу после Его смерти. А бедная женщина, по всей вероятности, вообще не знала об этих пророчествах, но ей было открыто нечто, и сердце ее откликнулось на предстоящие страдания безгрешного Человека, Который сделал так много добра, в том числе людям грешным, не отличая грешника от праведника. Видимо, в благодарность за всё, что совершил Спаситель, предчувствуя Его кончину, она и возлила драгоценное миро на Его главу. В тот же самый момент Иуда принимает решение пойти и предать Спасителя. Что означало предательство? Оно означало большую услугу тем, кто хотел убить Господа. Поскольку Спаситель, совсем недавно воскресивший Лазаря, пользовался огромным уважением, так что вокруг него собирались сотни, а может, и тысячи людей, то взять Его, арестовать при людях было опасно – можно было навлечь на себя гнев разъяренной толпы. Поэтому те, кто замышлял это преступление, нуждались в помощнике, – им был нужен некто, кто предал бы Спасителя, кто сказал бы желающим схватить Его, где и когда это можно сделать без риска народного сопротивления. В тот самый момент, когда женщина возливала миро, что-то страшное, видимо, происходило в душе Иуды, ведь он сразу же принимает решение пойти и предать Спасителя, а перед этим еще и говорит: «Зачем такая трата? Ведь это миро можно было бы продать». Для Иуды было логично закончить фразу так: «а деньги забрать себе», но он не посмел это сказать, а потому лицемерно предлагает деньги, которые можно было бы выручить, использовать для помощи нищим. На что Господь отвечает: «Нищих всегда имеете с собой, а Меня не всегда. О том, что сделала эта женщина, станет известно везде, где будет проповедано Евангелие, – она приготовила Меня к погребению». Безумная, с точки зрения Иуды, трата была поводом к тому, чтобы пойти и донести на Спасителя, – поводом, но не причиной, потому что причиной было нечто другое. Как свидетельствует Евангелие, Иуда носил ящик с общими деньгами, потому что у апостолов не было личных средств. Все, что жертвовали люди, складывалось в этот общий ящик, а оттуда деньги извлекались для покрытия необходимых расходов. Иуда был блюстителем этого ящика, но человеком нечестным, который запускал туда свою руку и похищал деньги, – другими словами, Иуда был вор. Этот страшный порок и стал внутренней причиной того, почему именно поступок женщины повлек за собой решение предать Спасителя. То, что совершила женщина, не соответствовало внутреннему миру, если угодно, идеалам Иуды. Он жил ради других целей, и господствующей целью было обогащение – Иуда был сребролюбец, а поскольку правдой эту страсть было невозможно утолить, он утолял ее неправедным путем, воруя не принадлежащие ему средства. На примере Иуды можно видеть, как страшен порок сребролюбия. Во-первых, он подталкивает человека к нечестным, преступным действиям. Все те, кто похищает материальные ценности, – сребролюбцы. Среди них нет ни одного, для кого деньги не играли бы самой важной роли. Деньги так вожделенны, что уже невозможно раздумывать о средствах, – все средства хороши, лишь бы денег было как можно больше... Сребролюбие – это Иудина страсть, которая поразила сознание большинства людей. А если эта страсть господствует, то предательство становится делом легким и простым. Можно предать мужа или жену, можно предать детей, можно предать друзей, можно предать свой народ. Чего только нельзя предать для того, чтобы получить вожделенное!..

Из проповеди Святейшего Патриарха Кирилла в Великую среду после Литургии в Храме Христа Спасителя 16 апреля 2014 года

Проповедь Патриарха в среду Страстной седмицы



12.04.17
1412 просмотров

0 комментариев
Войдите, чтобы оставить комментарий. Простая в два клика.
Пока никто не оставил комментариев к этой статье. Вы можете стать первым!

Читайте также: