О таинстве Соборования, совершаемом Великим постом во всех храмах Севастопольского благочиния
Апостол Иаков завещает христианам в случае болезни призвать священников для молитвы и помазания елеем. Церковь исполняет этот наказ, совершая таинство Соборования.
Давайте поговорим о нем.
Соборование (Елеосвящение) — одно из семи таинств Православной Церкви. Во время Соборования священник помазывает верующих освященным елеем (маслом), и на них призывается благодать Божия, исцеляющая душевные и телесные болезни.
Кроме исцеления тела, в таинстве Соборования испрашивается и отпущение грехов. Дело в том, что большинство болезней являются следствием греха. И сам грех — это болезнь; болезнь духовная. При Соборовании отпускаются забытые грехи (но не сознательно утаенные на исповеди), к примеру — забытые по причине своей малозначимости для человека.
Многие думают, что соборование совершают только над умирающими. Это не так. Святитель Феофан Затворник пишет: «Елеосвящение идет к больному, чающему выздоровления. Оно не есть напутствие на тот свет, а врачевание для сей жизни, чтоб пожил в покаянии».
Таинство Соборования многих безнадежно больных воздвигало от одра. Кроме того, оно очищает забытые и недоуменные грехи. И после положись на волю Божию.
Преподобный Амвросий Оптинский
Соборование совершается как во время многодневных постов, так и в любое время, когда возникает в этом необходимость.
Таинство называется также «святым елеем», «елеопомазанием» и «молитвомаслием», но чаще «соборованием», «маслособорованием», потому, что по уставу Церкви его полагается совершать собором священнослужителей.
Первоначально таинство совершали сами апостолы, возлагая руки на больных (Мк.16:18; Деян.28:8-9).
Воспоминание о таком образе совершения таинства сохранилось и в нашем требнике. После совершения таинства читают специальную молитву, и на прихожан возлагают Евангелие — как знак руки Христовой.
Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим возложат руки на больных, и они будут здоровы. Евангелие от Марка, глава 16
В апостольский век возложение рук для исцеления было заменено помазанием елеем, а право совершения апостолы передали епископам и священникам. Такую практику описывает апостол Иаков: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему. Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного» (Иак.5:14-16).
Как проходит Соборование?
В центре храма ставят стол, а на него — блюдо с пшеницей, крест и Евангелие. Зерна пшеницы символически указывают на новую жизнь — и по выздоровлении, и после всеобщего воскресения (Ин.12:24; 1Кор.15:36-38), а крест и Евангелие — на присутствие в таинстве Христа. Сверху пшеницы ставят пустую лампаду, в которую вливают елей, смешанный с вином. Масло — видимый знак благодати исцеления (Мк.6:13). Соединение с вином — подражание тому, как самарянин лечил встречного незнакомца: Самарянин сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем (Лк.10:34). Вокруг сосуда в пшеницу втыкают семь кисточек или стручьев (палочек, обвитых хлопчатой бумагой или ватой) для помазания. Обыкновенно сюда же вокруг сосуда вставляют семь зажженных свечей, изображая этим седмеричное число совершителей таинства. Таинство Соборования состоит из трех частей: молебное пение, освящение елея и само помазание елеем.Первая часть: молебное пение
Молебное пение представляет собой сокращенную постную утреню. После канона этой утрени поются стихиры, в которых больному испрашивается от Господа исцеление от недугов и болезней душевных и телесных. О том же говорит тропарь Соборования: Скорый в заступлении един сый, Христе, / скорое свыше покажи посещение страждущим рабом Твоим, / и избави от недуг и горьких болезней, / и воздвигни во еже пети Тя и славити непрестанно, / молитвами Богородицы, Едине Человеколюбче.Вторая часть: освящение елея
Диакон или священник произносит ектению: «Миром Господу помолимся», к которой прилагаются прошения о благословении елея силою и действом и наитием Святого Духа. После ектении первый из священников в молитве просит Бога освятить елей и соделать его целительным для помазуемого. Во время чтения этой молитвы поются тропари — Христу Спасителю, апостолу Иакову, святителю Николаю, Димитрию Мироточивому, целителю Пантелеимону, святым бессребренникам, апостолу Иоанну Богослову и Пресвятой Богородице.Третья часть: совершение таинства
Собственно само таинство Елеосвящения состоит из семи чтений Евангелия, семи молитв и семи помазаний святым елеем. При каждом помазании священник произносит специальную совершительную молитву: Отче Святый, Врачу душ и телес, пославый Единороднаго Твоего Сына, Господа нашего Иисуса Христа, всякий недуг исцеляющаго и от смерти избавляющаго, исцели и раба Твоего [или рабу Твою] от обдержащия его телесныя и душевныя немощи, и оживотвори его благодатию Христа Твоего; молитвами Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы… и всех святых. Яко Ты еси источник исцелений, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, со Единородным Твоим Сыном, и Единосущным Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков, аминь. При чтении этой молитвы священник помазует болящего крестообразно — те части тела, чрез которые грех удобнее всего вселяется в душу человека. Лоб — во освящение ума; ноздри — обоняние; уста — вкус; очи — зрение; грудь; ладони с тыльной части рук. После каждого помазания, по указанию древних требников, полагается стирать бумагою или ватой помазанные святым елеем части тела, а также гасится одна из семи свечей, воткнутых в пшеницу. После седьмого помазания на голову прихожан возлагается письменами вниз Евангелие, как бы рука Самого Господа. Евангелие поддерживают священники, а первенствующий священник в это время (не возлагая рук) читает во всеуслышание разрешительную молитву: Царю Святый… не полагаю руку мою грешную на главу пришедшаго к Тебе во гресех… но Твою руку крепкую и сильную, яже во Святом Евангелии сем, еже сослужители мои держат на главе раба Твоего. После Соборования верующие стараются причаститься Святых Таин — на ближайшей Литургии, на которую могут прийти. Как часто Вы имеете возможность приступать к Святым Таинствам Церкви? Ведь сейчас и для внучки, и для супруга было бы очень важно принять Таинство Соборования, исповедаться за всю жизнь и причащаться почаще. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) Нельзя отвергать и лечение. Врачей и лекарства создал Господь. Преподобный Никон ОптинскийВопросы и ответы
Отвечает иеромонах Иов (Гумеров): Какое значение имеет соборование, нужно ли оно здоровым людям? Прощаются ли при соборовании забытые грехи? Обязательно ли исповедоваться перед соборованием? Отвечает протоиерей Максим Козлов: Таинство соборования в вопросах и ответах Мысль принять святое Елеопомазание — мысль добрая. Господь да дарует совершиться сему, ко благу души Вашей и к облегчению жизни временной. Святитель Феофан ЗатворникСтатьи о Соборовании и недугах
О болезни и немощи Из наследия Оптинских старцев Ольга Рожнёва Болезнь и немощь – тяжёлое испытание. Нарушается привычный образ жизни, становятся невозможными многие прежние радости и утешения, приходит боль и страдание. Участвовать в таинстве Соборования следует не чаще раза в год «В отсутствии появления или обострения тяжелых заболеваний и травм, участие в Таинстве более одного раза в год свидетельствует о неверном его понимании», – постановил Священный Синод Русской Православной Церкви, утвердив 26 декабря года «Последование Святаго Елеа, совершаемого поскору».Источник: Православие.ру
Таинство Соборования и подготовка к нему Православный телеканал «Союз»
15.04.16
1723 просмотров
0 комментариев
Пока никто не оставил комментариев к этой статье. Вы можете стать первым!