Неделя третья Великого поста. Крестопоклонная.
Воскресенье третьей недели Великого поста в Православной Церкви носит название Крестопоклонной недели. В cубботу вечером на всенощном бдении в центр храма торжественно выносится Животворящий Крест Господень – напоминание о приближающейся Страстной Седмице и Пасхе Христовой. После этого священники и прихожане храма совершают перед крестом три поклона. При поклонении Кресту Церковь поет: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим». Это песнопение поется и на Литургии вместо Трисвятого.
3 апреля, в неделю Крестопоклонную, в Свято-Владимирском соборе в Херсонесе была совершена Божественная литургия Василия Великого, которую возглавил клирик собора протоиерей Андрей Кривонис. Ему сослужило духовенство собора.
Завершая богослужение, отец Андрей обратился к молящимся с пастырским словом, которым укрепил верующих к несению подвига поста.
Крест выносится верующим для того, чтобы напоминанием о страданиях и смерти Господней воодушевить и укрепить постящихся к продолжению подвига поста.
Св. Крест остается для поклонения в течение недели до пятницы, когда он перед Литургией вносится обратно в алтарь. Поэтому третье воскресенье и четвертая седмица Великого поста называются «крестопоклонными».
По Уставу положено делать четыре поклонения на Крестопоклонной неделе: в воскресенье, понедельник, среду и пятницу. В воскресенье бывает поклонение Кресту только на утрене (после выноса Креста), в понедельник и среду оно совершается на первом часе, а в пятницу «по отпусте часов».
Для чего Господь взошел на Крест?
Из Слова Святейшего Патриарха Кирилла в неделю Крестопоклонную в Храме Христа Спасителя 23 марта 2014 года
Сегодня – третье воскресенье Великого поста, которое посвящено Кресту Господню. На середине храма лежит изображение Креста, и каждый, кто подходит ко Кресту и прикладывается к нему, невольно становится как бы соучастником тех страданий и той крестной смерти, которую принял на себя безгрешный Сын Божий – Господь Иисус Христос. Мы знаем: если Богу было бы угодно, то и волос не упал бы с головы Сына Его. Если Богу было бы угодно, то воплотившийся Сын Его был бы могущественнее всех земных владык, физически сильнее любого богатыря, обладал бы колоссальной способностью управлять всем миром, всеми царствами земли. Но не для того Господь послал Сына Своего в мир, чтобы Он силой исправил людей, чтобы Он силой дал им благополучие, чтобы Он силой привлек их в рай и сделал счастливыми. На Кресте совершилось нечто другое – Господь явил Свое безсилие, Свою человеческую уязвимость. Его так легко было арестовать в Гефсиманском саду. Его так легко было бичевать плеткой с металлическими шариками, той самой, которая пробивала человеческое тело до костей, не оставляя ни одного живого сантиметра. Его так легко было приговорить, незаслуженно, к смертной казни, и не к той, которой умерщвлялись сильные мира сего, будучи усечены мечом, но к позорной казни, которой подвергались рабы, деклассированные, как мы бы сегодня сказали, люди, не имеющие никакого значения для тогдашнего общества... Почему же всемогущий Сын Божий принял на себя добровольно этот позор, это человеческое поношение, эти издевательства, эти пытки и эту безславную казнь? Для того, чтобы совершить два очень важных дела. Во-первых, отождествить Себя с каждым страдающим человеком. Если бы Бог явил Себя в силе, в славе, в могуществе земного владыки, то как тогда люди – тяжелобольные, бедные, лишенные власти, проходящие через скорби, раненые, те, кто защищает родину, те, кто находится в тяжелейших жизненных обстоятельствах, в грязи, под снегом, под дождем, – как они обращались бы к Богу, Который Сам пребывает на вершине человеческой власти? Но каждый из нас в скорби не вправе роптать на Бога, потому что Сын Божий прошел через самую глубину человеческих страданий. Он отождествил Себя с самыми безправными, с самыми страдающими, с самыми что ни есть неудачниками. Он отождествил Себя с ними для того, чтобы быть рядом с ними, – чтобы они чувствовали Его плечо, плечо не только Бога, но и брата. Вот какому Богу мы поклоняемся. На Него нельзя роптать. Его нельзя вопрошать: «Господи, почему же я такой несчастный? Почему мне столько скорбей?» Его можно только просить о помощи – искренне, сердечно, с глубокой верой; и Он помогает – воскрешает мертвых, исцеляет тяжелобольных, обреченных на смерть, дает мужество тем, у кого оно вдруг улетучивается, дает силы тем, кто их вдруг теряет. Это одно, очень важное, значение креста, но есть и второе значение. Господь взошел на Крест для того, чтобы искупить наши грехи. Человечество совершило, совершает и будет совершать множество грехов. Когда человек совершает много преступлений, его пожизненно заточают в тюрьму или лишают жизни, свидетельствуя, что никакого прощения быть не может, – преступник должен быть либо умерщвлен, либо навсегда остаться в заключении. И если собрать все грехи мира, которые были, есть и будут, то, наверное, все человечество следовало бы пожизненно заключить в тюрьму. Что же было нужно, чтобы снять со всех нас эту тяжесть греха и ответственности пред Богом? Нужна была жертва, нужна была казнь, но не рядового человека, ведь ни один рядовой человек не может взять на себя все грехи мира. Сам Бог, создавший человека, приходит в мир и принимает на Себя всю ответственность за человеческие грехи. Вот почему Сын Божий подвергается этой позорной казни, – чтобы ответственность пред Богом за наши грехи была искуплена. Как преступник искупает свою вину перед обществом, неся наказание, так Бог добровольно принимает на Себя наказание, чтобы искупить все грехи мира. И третье. Крест – это не только единичный феномен, связанный с Голгофой, со страданиями Спасителя. Крест есть некая, постоянно пребывающая в человеческой жизни, ценность, почему Господь и говорит: Если кто хочет идти за Мной, отвергнись себя (см. Мк. 8: 34; 9: 1). То есть отвергни то, что тебе дорого, чего бы ты хотел достичь, то, что для тебя действительно важно, – отвергни, ибо это не самое главное. Возьми крест свой – не Мой Крест, не Голгофский Крест, который никто не может нести. Свой крест на себя возьми, свои страдания, которые тебе ниспосылаются, – и следуй за Мной.Слово Митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря в Неделю Крестопоклонную
Вера в силу Животворящего Креста Господня – одно из исходных понятий христианской веры. «Крест – хранитель всей вселенной. Крест – красота Церкви. Крест – верных утверждение. Крест – ангелов слава и демонов язва». Такими величественными словами древнее церковное предание научает верующих. Господь преобразил орудие смерти и казни в символ победы над вечной смертью. Воистину велико значение Креста Господня для нас, христиан. «Слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия» (1 Коринф. 1:18) – так пишет святой апостол Павел. Далее он свидетельствует, что никакая человеческая премудрость не способна постичь тайну крестной Жертвы Спасителя. Дорогие братья и сестры! Я сердечно всех вас поздравляю с сегодняшним праздником. Будем помнить, что Крест — это знамя победы над диаволом и смертью. Со смирением преклоним колена и ум наш пред непостижимой премудростью Божией и высочайшей тайной любви Божией. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3, 16). Благословение Божие да пребудет с вами.Неделя Крестопоклонная Видео Санкт-Петербургской Духовной Академии
Проповедь протоиерея Андрея Ткачева в Неделю Крестопоклонную