В Художественном музее им. Крошицкого открылась выставка «Я на море гляжу из мраморного храма»
17 июля 2015 года в Севастопольском художественном музее им. Крошицкого открылась выставка «Я на море гляжу из мраморного храма». Мероприятие приурочено к 1000-летию со дня блаженной кончины св. равноапостольного князя Владимира. Открыл выставку приветственным словом к собравшимся помощник благочинного Севастопольского округа протоиерей Стефан Сломчинский. В экспозиции представлены живописные и графические изображения Херсонеса из фондов музея.
Т.П. Сайгушкина, искусствовед:
"Есть на свете места не просто красивые, а с иным временем и пространством. Одно из них - Херсонес. Кому-то его красота и духовная наполненность открываются сразу, кому-то нужно вновь вернуться сюда, чтобы почувствовать их, а кто-то пройдет, так и не приоткрыв завесу главной загадки гения этого места.
На помощь приходят художники: их верный глаз, чуткая душа и умелая рука помогают нам сквозь века прикоснуться к разным дням бытия и восприятия этой удивительной точки на планете. Вот один из них погрузился в работу на картине А.В. Иванченко…
В чем же особенность Херсонеса? Почему, раз оказавшись здесь, мы стремимся сюда вновь и вновь?
Может быть, потому что эта земля, эти волны освящены пребыванием святого Владимира, крестителя Руси. 1000-летию блаженной кончины равноапостольного и посвящена выставка.
12 июня в Херсонесе прошла выставка одного дня «Я на море гляжу из мраморного храма» и презентация одноименного каталога. Акция, в которой приняли участие Херсонесский музей-заповедник¸ Севастопольский художественный музей им. М.П. Крошицкого; Национальный музей обороны и освобождения Севастополя, ведущие галереи и коллекционеры нашего города, была посвящена 80-летию раскопок херсонесской базилики 1935-го года. Идея проекта принадлежит заведующей средневековым отделом Херсонесского музея Т.Ю. Яшаевой.
Наш музей также представлял свои экспонаты в новом выставочном зале Херсонеса. Но их было всего пять. Здесь же уважаемый зритель не только имеет возможность более полно ознакомиться с работами, посвященными изображению Херсонеса, но и увидеть холсты и графические листы, не вошедшие в каталог.
Теперь, когда Севастополь вернулся домой, в Россию, особенно важно осознать, что Херсонес – ее сакральная основа, прикоснуться к истокам нашей отечественной цивилизации. Это наполняет и без того прекрасные работы духовным смыслом.
Временной охват выставки - от рубежа 1920-х-1930-х годов века 20-го до начала 21 века. Как по-разному воспринимают художники Херсонес!
Напоен светом пейзаж Е. С. Зерновой. Написанный сразу после войны (1946), он погружает зрителя в счастье тишины, покоя, красоты, особенно остро ощутимыми после трагического лихолетья.
Время проникает сквозь пространство, стремится коснуться наших огрубелых душ. Оно призрачно окутывает нас тающими, ускользающими образами В.В. Проценко и А.В. Евтушка.
Таинственен ночной Херсонес. Изображения его встречаются редко. У А.А. Козлова это – загадка предрассветной тишины. В графических листах Я. М. Мыськива – сложная, почти сюрреалистическая фантазия, где сон и явь, мечта и реальность пограничны.
Стилизация, игра с формами превращаются в игру смыслов, как у В.П. Апета. Мозаичная кладка мазка выдает архитектора в симферопольце А.П. Кропко, по-особому чувствующего теплоту и многоликость камня.
Кто-то из художников соотносит свою внутреннюю неуспокоенность с динамикой, романтичностью его моря, скал и памятников, как В. И. Толочко и А.Я. Басов, П.К. Столяренко и В. В. Кучеренко. Одновременно звонок и торжественен, тревожен и радостен колокол Г.А. Арефьева.
Для нас, сотрудников музея, радостно представить в экспозиции место этюд нашего директора и подвижника, спасшего коллекцию в годы Великой Отечественной войны,- М.П. Крошицкого.
От базилики 1935-го года сохранились лишь прекрасные колонны. Но остались монастырские здания. Среди них - храм Корсунской иконы Богоматери (ныне - средневековый отдел Херсонесского музея). С выходом в Итальянский дворик изображен он в осеннем этюде киевлянина А.В. Ольхова. Любим многими художниками «белый домик», тепло воссозданный М.В. Кобыленковым.
Памятником князю Владимиру стоит собор его имени, разрушенный, как на акварели В.В. Проценко, или в графических листах Я.М. Мыськива и вновь восставший, как Феникс из пепла.
В философских пейзажах Л. А. Сепхановой - размышления о времени и вечности через призму Херсонеса, изображение, становящееся символом, знаком.
Все работы, независимо от времени создания, манеры и техники исполнения объединяет гармония или стремление к ней, полные внутренней тишины.
Образ Херсонеса и гений этого места не потеряли привлекательности и в начале 21-го века. А значит, вновь и вновь художники будут черпать вдохновение из этого святого источника".
Источник: www.sevartmuseum.info