Великая Пятница. Вынос Плащаницы и погребение Господа нашего Иисуса Христа.
10 апреля, в Великую пятницу, в Свято-Владимирском соборе в Херсонесе совершена вечерня с выносом Плащаницы Спасителя и утреня Великой субботы с чином погребения Господа нашего Иисуса Христа. Богослужение возглавил благочинный Севастопольского округа протоиерей Сергий Халюта.
Святые евангелисты Матфей, Марк и Лука свидетельствуют, как Иосиф Аримафейский и Никодим, тайные ученики Христа, сняли Тело Христово с Креста, обвили Его пеленами с благовониями и погребли, как обыкновенно погребают иудеи, в новом, высеченном в скале склепе.
Святой Иоанн Богослов далее повествует, как они с Петром вошли во гроб по истечении 36 часов и не нашли там Распятого, лишь пелены лежали отдельно. В одной из древних церковных служб Великой субботы прямо говорится о «свежих отпечатках на полотне Усопшего и Воскресшего». Эти-то пелены и называются Плащаницей.
В каждом православном храме есть своя плащаница. Обычно это вышитый или рисованный образ снятого с Креста Спасителя. Это одна из главных святынь храма. Она хранится в алтаре, а в Великую пятницу ее выносят на середину храма для оплакивания и поклонения. Подлинная же Плащаница — это длинный кусок очень древнего дорогого домотканого полотна прекрасного качества, на котором вырисовываются два отпечатка человеческого тела во весь рост — тела израненного, жестоко избитого.
Эти отпечатки золотисто-коричневого оттенка имеют все характерные свойства точного фотографического негатива. Все анатомические и физиологические подробности так научно точны и детальны, как могут быть только на фотографии. Отпечатки расположены головой к голове, так как полотно покрывало тело спереди и сзади, перекидываясь через голову. Все тело было покрыто Плащаницей и запечатлелось на ней.
По преданию, Плащаница хранилась сначала у апостола Петра, а затем преемственно передавалась христианами. Во времена гонений ее тщательно прятали, так как язычники стремились уничтожить все христианские святыни. Когда же христианство стало открытым вероисповеданием, Плащаница оказалась в Константинополе. В V веке ее помещают в базилику Пресвятой Богородицы во Влахерне. Во времена иконоборческих гонений на христиан Плащаница оказывается в Иерусалиме. Затем она опять возвращается в Константинополь, где в определенные дни выносится для обозрения и поклонения народу, издавая благоуханные ароматы. Издали казалось, что пятна на Плащанице складываются в мужскую человеческую фигуру. Вблизи же этот эффект исчезал.
После разгрома Константинополя крестоносцами Плащаница оказывается в Европе, но одновременно с подлинником обнаруживаются и несколько ее копий. И все-таки особым почитанием была отмечена одна, которая находилась во Франции, под Парижем. Затем она была перенесена в итальянский Турин, где и пребывает поныне. Отсюда и название ее — Туринская Плащаница.
Сомнения в ее подлинности, конечно, были. Так, в 1508 году для того, чтобы доказать, что эта Плащаница подлинная и на ней нет следов краски, ее долго варили в масле, а затем терли на площади в присутствии народа. Но изображение контуров человеческого тела сохранялось.
Плащаница трижды горела — один раз в Константинополе и дважды в Турине, но существенно не пострадала, хотя и чинилась, латалась в средние века.
И вот в конце XIX века, когда наука, казалось, вытеснила собой религию из умов и сердец многих, во время выставки религиозного искусства в Турине Плащаница была сфотографирована фотографом-любителем Секондо Пиа. Он сделал два снимка на больших пластинках 50 х 60 см и во время проявления, по его собственным воспоминаниям, оцепенел… На темном фоне негатива вдруг предстал перед ним позитивный фотографический портрет величественного Лика с ясным выражением спокойствия и благородства. Всю ночь он просидел перед чудесным портретом, осознав наконец, что сама Плащаница, видимо, представляет собой фотографически точный негатив, причем необыкновенного духовного содержания. Сам Христос, только что снятый с Креста, внезапно оказался среди нас. Он открылся не только Своим четко выраженным обликом, но и всем Своим телом, хранящим следы побоев, издевательств и казни.
На более поздних фотографиях отчетливо видны все раны, кровоподтеки, вырванные усы, перебитая переносица и другие увечья. Господь как бы напомнил о Себе человечеству. Моментально вспыхнул огромный интерес к Плащанице: как это все могло произойти?
Многочисленные эксперименты показали, что если из алоэ и смирны сделать благовоние и отирать им тело покойника, а затем обернуть в полотно, отпечатки действительно получатся, но они не будут иметь никакого правильного контура тела, лишь размазанные пятна и неправильные силуэты — в зависимости от того, где ткань касалась тела. Уже в нашем веке Плащаницу стали исследовать самым тщательным образом. Вот что установили эти исследования.
Во-первых, свидетельство времени. Было определено, что это очень древняя ткань с особым переплетением, так называемый Дамаск, которая была в употреблении только до конца I века, позднее секрет ее изготовления был утрачен. Второе указание на время — «лепта Пилата». В древности существовал обычай полагать на глаза усопшего монеты. Монеты были положены и на глаза Христа. Они отпечатались на Плащанице очень отчетливо, так что удалось выявить орфографическую ошибку в надписи. Нумизматы нашли еще несколько таких монет, которые точно указывают на время ее чеканки — это I век от Рождества Христова.
Теперь географическое свидетельство. При исследовании пыльцы на ткани были обнаружены остатки 49 видов растений, из них 12 растут только в Южной Палестине, в пустыне у бассейна Мертвого моря.
И наконец, самое главное свидетельство — Плащаница досконально подтверждает Евангелие. Она документально иллюстрирует все свидетельства Христовых страстей, уточняет и являет их страшную конкретность.
И все-таки более значимо, что перед нами не просто отпечаток, а личное свидетельство Самого Христа. Плащаница запечатлела на себе то, что Он Сам сохранил для нас. Это подлинная картина страданий и смерти и одновременно комментарий к лаконичным словам Евангелия. С ужасающей ясностью раскрыт точный смысл каждой евангельской фразы. Плащаницу назвали «пятым Евангелием», так как она несет весть не только о смерти, но и о победе над смертью. Отпечатались многочисленные кровоподтеки и сгустки крови, ссадины и раны, но неким таинственным образом Плащаница не присохла к этим ранам, но отделилась от Тела, которое обрело новую жизнь.
Свидетельства о несении креста, о падениях на этом страшном последнем пути на Голгофу, свидетельства о терновом венце, о том, как и чем били Спасителя перед казнью, свидетельства о пригвождении рук и ног, о прободении копьем, о последних мучениях перед смертью…
Медицинские заключения по Плащанице поражают. Нам, конечно, трудно представить ту меру звериной жестокости, которую принял на Себя Христос, Причем принял ни за что, никакого греха на Нем не было. Страдания Его добровольны, и когда мы воочию видим свидетельства этих страданий на Плащанице, то начинаем чувствовать святую любовь Божию к людям. Из какого огня страдания и муки были произнесены слова: «Отче! Прости им!» Исторические и научные подтверждения подлинности Плащаницы подкрепляются подлинностью наших переживаний. Образ Христа евангельского тождествен образу Христа Плащаницы, и ученые во множестве своих заключений приходят к одному: доказательства жизни, смерти и Воскресения Христа неопровержимы. Многие в процессе исследований Плащаницы становились верующими. Не о них ли пророчески сказано в Евангелии: «Блаженны не видевшие и уверовавшие»? Не видев Самого Христа, они обрели веру через Его Нерукотворный Образ, запечатленный на Плащанице.
Плащаница — драгоценнейшее свидетельство главного чуда Христа — Воскресения.
Апостол Петр в день Пятидесятницы говорил: «Сего Иисуса Бог воскресил, чему мы все свидетели». И самый центр всей проповеди христианской есть весть о Воскресении. Она-то и есть Благая Весть. «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» — говорит апостол Павел. И апостольское свидетельство, и свидетельства ученых объединяются в едином возгласе: «Христос воскрес!» Факт Воскресения неопровержим. И он есть начало новой жизни, причем не только жизни Христа, но и всех людей. Он – первый из мертвых, который воскрес, за ним воскреснут и остальные.
Вот что мы празднуем в День Святой Пасхи: Воскресение Христа, которое произошло некогда в Иерусалиме, и наше предстоящее воскресение, которое будет повсеместным и всеобщим.