В Севастополе начала работу VII Международная научная конференция по церковной археологии «Сакральное пространство пещеры».

10.09.13
2841 просмотров

10 сентября на территорииНационального заповедника «Херсонес Таврический» открылась VII Международная научная конференция поцерковной археологии «Сакральное пространство пещеры». Организаторами научногофорума выступили Национальный заповедник «Херсонес Таврический»,Институт археологии НАН Украины, Симферопольская и Крымская епархия. Сприветственными словами к участникам конференции обратились заместительпредседателя Севастопольской городской государственной администрации ДмитрийБелик, председатель Севастопольского городского Совета Юрий Дойников,Генеральный директор Национального Киево-Печерского историко-культурногозаповедника Любомир Михайлина, Генеральный директор Национального заповедника«Херсонес Таврический» Леонид Жунько, благочинный Севастопольского округапротоиерей Сергий Халюта. Отец Сергий зачитал собравшимся приветственное словомитрополита Симферопольского и Крымского Лазаря:

 "Уважаемые участники конференции!

Дорогиебратья и сестры!

Сердечноприветствую всех вас собравшихся в этом зале для того, чтобы принять участие вVII Международной научной  конференции по церковной археологии.

Темаконференции - «Сакральное пространство пещеры» ставит перед нами высокуюцель — соприкосновение с сокровенным опытом монашеского делания, всегдасложного для научного исследования и непонятного для секулярного мира.

            Подвижники благочестия частоизбирали пещеры и другие уединенные места для борьбы со страстями и достижениянравственного совершенства.

            «Те, которых весь мир не былдостоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли». (Евр. 11,38).

            Они скрывались от мира, исполняязаповедь «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любвиОтчей. Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, неесть от Отца, но от мира сего». (1 Ин2, 15-16). То, к чему стремится секулярный мир — роскошь, богатство, слава,власть, — они презирали, считая это мирской тщетой.

            Мирским временным удовольствиям онипредпочитали небесные вечные блага. То, чего так боится человек, привязанный кмирскому — бедности, голода, унижения, лишения свободы, - христианские монахивыбирали добровольно, исполняя обеты целомудрия, нестяжания и послушания.

            Чтобы избежать мирских соблазнов,иноки удалялись в пещеры, и тайно совершали свои аскетические подвиги,умерщвляя плоть для страстей и возрождая дух для Царства Божьего. Пещераявлялась для христианского подвижника образом Божественного смирения Христова,воспеваемого в церковном богослужении. "Ясли же и пелены и вертеп - твоегосмирения образы..." - звучит в Рождественских песнопениях  (Песнь 5 Канона, поемого на повечериипраздника). И этих подвижников, пребывающих во мраке пещер, таинственно озарялсвет Божественной благодати.          

            Не мог укрыться этот свет от мира. Ксвятым отшельникам приходили тысячи людей с просьбами о молитве, желающихполучить совет в житейских нуждах, и стремящихся к святости. Возникали  монашеские обители.

            На Руси первый монастырь —Киево-Печерская лавра — послужил образцом для создания множества пещерныхмонастырей на протяжении всей истории Русской Православной Церкви. Этимонастыри всегда пользовались в народе особым уважением и любовью за строгостьиноческой жизни, древность и святость места, и служили объектом паломничества.

            Крым явился благодатным краем длявозникновения пещерных монастырей. Уже в конце І в. самим святым священномучеником Климентом Римским, сосланным в Инкерманскиекаменоломни, согласно церковному преданию, был вырублен Пещерныйхрам во имя святого апостола Андрея Первозванного. На этом месте был основанИнкерманский Свято-Климентовский пещерный мужской монастырь. Крымские обители: Свято-Успенский монастырь,Челтер-Мармара, Шулдан, Качи-Кальон, Челтер-Коба и другие возрождаемые ныне пещерныемонастыри и храмы также имеют древнюю историю, богатую монашескими подвигами ичудесами, и знают времена расцвета и упадка.

            И сегодня данные археологическихисследований помогают воссоздать картину жизни древних подвижников, и раскрытьсимволику пещерных храмов, являющихся зримым воплощением христианскоговероучения.

Молитвенножелаю всем здесь собравшимся  плодотворнопотрудиться в ходе этой научной конференции, а так же непрестанной помощиБожией во всех ваших благих делах и начинаниях.

БлагословениеБожие да пребудет со всеми вами.

Лазарь,

МитрополитСимферопольский и Крымский."

 

Участники конференции итемы докладов:

Лидов Алексей Михайлович (Москва, Россия)

ПЕЩЕРА КАК ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ИКОНА В ВИЗАНТИЙСКОЙ ИЕРОТОПИИ

Козорезова Ольга Олеговна (Москва, Россия)

ОБРАЗ ПЕЩЕРЫ В ИКОНОГРАФИИ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА: ТРАДИЦИЯВОСТОКА И ЗАПАДА

Полева Юлия Владимировна (Волгоград, Россия)

ДИТЯ И ПЕЩЕРА В ПОСТФОЛЬКЛОРЕ НА МАТЕРИАЛЕ ВОЛГОГРАДСКОЙОБЛАСТИ

Долотов Юрий Аркадьевич, Яновская Екатерина Геннадиевна(Москва, Россия)

О ВОЗМОЖНОСТИ СУЩЕСТВОВАНИЯ ДРЕВНЕГО КУЛЬТОВОГО КОМПЛЕКСА ВРАЙОНЕ НАВЕСА ТАШ-АИР-1

Герцен Александр Германович (Симферополь, Украина)

МАНГУПСКАЯ МИКВА

Мартынкин Андрей Владимирович (Севастополь, Украина)

ПЕЩЕРЫ В ИСЛАМЕ

Каннах Амар (Севастополь, Украина)

КУЛЬТОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПЕЩЕРЫ ХИРА В СТАНОВЛЕНИИ ИСЛАМА

Днепровский Николай Викторович (Санкт-Петербург, Россия)

К ВОПРОСУ ОБ ИСТОКАХ ХРИСТИАНСКОГО ПЕЩЕРНОЖИТЕЛЬСТВА: ДВАЭПИЗОДА ИЗ ЖИТИЙ СИРИЙСКИХ ОТЦОВ – ОСНОВАТЕЛЕЙ ПЕЩЕРНЫХ ОБИТЕЛЕЙ – КАКВОЗМОЖНОЕ ОТРАЖЕНИЕ ПРАКТИКИ «ИСИХАЗМА ДО ИСИХАЗМА»

Хвальков Евгений Александрович (Флоренция, Италия)

ПЕЩЕРА В ЗАПАДНОМ ХРИСТИАНСТВЕ: АББАТСТВО СВ. РОМАНА, ПЕЩЕРАХОЛМА СВ. ГЕЛЛЕРТА, ПЕЩЕРЫ КАНАРСКИХ ОСТРОВОВ

Афиногенова Ольга Николаевна (Москва, Россия)

ПЕЩЕРНЫЙ ХРАМ В ГАРГАНО – ПРИМЕР ОСОБОГО ПОЧИТАНИЯ АРХАНГЕЛАМИХАИЛА

Бабинов Юрий Александрович (Севастополь, Украина)

ПЕЩЕРНЫЕ МОНАСТЫРИ ИУДЕЙСКОЙ ПУСТЫНИ ВИЗАНТИЙСКОГО ПЕРИОДА

Агапов Илья Алексеевич (Санкт-Петербург, Россия),

Каминский Сергей Валентинович (Калуга, Россия)

ПЕЩЕРЫ СВЯТОЙ ГОРЫ АФОН

Бутырский Михаил Николаевич (Москва, Россия)

ПЕЩЕРНАЯ УСЫПАЛЬНИЦА РАННЕВИЗАНТИЙСКОГО ВРЕМЕНИ

В АНАСТАСИОПОЛЕ (ДАРА)

Мороз Андрей Борисович (Москва, Россия)

МОЛИТВЕННЫЕ ПЕЩЕРЫ В КАРГОПОЛЬЕ. ИСТОРИЯ И НАРРАТИВЫ

Гунько Алексей Александрович (Набережные Челны, Россия)

КУЛЬТОВЫЕ ПЕЩЕРЫ ПРИУРАЛЬЯ

Степкин Виталий Викторович (Павловск, Россия)

ПОДЗЕМНОЖИТЕЛЬСТВО НА РУСИ ПО ДАННЫМ АГИОГРАФИИ

Нечитайло Павел Александрович (Каменец-Подольский, Украина)

ПЕЩЕРНЫЕ МОНАСТЫРИ-УБЕЖИЩА В СРЕДНЕМ ПОДНЕСТРОВЬЕ

Бахтадзе Нодар (Тбилиси, Грузия)

ВНОВЬ ОТКРЫТЫЕ СКАЛЬНЫЕ МОНАСТЫРИ В ЗАПАДНОЙ ГРУЗИИ

Храпунов Никита Игоревич, Храпунова Светлана Николаевна (Симферополь,Украина)

ПЕЩЕРНЫЕ ПАМЯТНИКИ ХЕРСОНЕСА И ЕГО ОКРЕСТНОСТЕЙ В ОПИСАНИЯХЕВРОПЕЙСКИХ ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ 20-Х ГГ. XIX В.

Нессель Виктория Александровна (Севастополь, Украина)

САКРАЛИЗАЦИЯ ПОДЗЕМНОГО ПРОСТРАНСТВА В ПОВСЕДНЕВНОЙРЕЛИГИОЗНОЙ ПРАКТИКЕ ЖИТЕЛЕЙ АНТИЧНОГО ХЕРСОНЕСА

Савеля Олег Яковлевич (Севастополь, Украина)

НЕКРОПОЛЬ В ПЕЩЕРЕ КАЙМОС

Савеля Дина Юрьевна (Севастополь, Украина)

СОЛЯРНЫЕ ЗНАКИ В ПЕЩЕРЕ БЕЛОВА В БАЙДАРСКОЙ ДОЛИНЕ

Гайдуков Никита Евгеньевич (Москва, Россия),

Карнаушенко Элла Николаевна, Карнаушенко Александр Дмитриевич(Севастополь, Украина), Ушаков Сергей Владимирович (Симферополь, Украина)

ПЕЩЕРНЫЙ ХРАМ НА ГЛАВНОЙ УЛИЦЕ ХЕРСОНЕСА: КОНТЕКСТ,УСТРОЙСТВО, РЕКОНСТРУКЦИЯ

Яшаева Татьяна Юсуфовна (Севастополь, Украина)

ФОРМИРОВАНИЕ САКРАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА НА МЫСЕ ФЕОЛЕНТ

Юрочкин Владислав Юрьевич (Симферополь, Украина)

АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ИЗ

ПЕЩЕРНОГО МОНАСТЫРЯ ЧИЛЬТЕР-КОБА В КРЫМУ

Турова Наталья Петровна (Ялта, Украина)

ИОГРАФ – СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ПЕЩЕРНЫЙ ХРИСТИАНСКИЙ КОМПЛЕКС НАДЯЛТОЙ

Гайдуков Никита Евгеньевич (Москва, Россия)

АНАЛИЗ СТРУКТУР ПЕЩЕРНЫХ ХРАМОВ И КОМПЛЕКСОВ ЮГО-ЗАПАДНОЙТАВРИКИ: ИТОГИ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ

Виногродская Лариса Ивановна, Герасимчук Максим Васильеви?(Киев, Украина)

ПЕЩЕРНЫЕ ХРАМИ СВЯТО-УСЕКНОВЕНСКОГО ЛЯДОВСКОГО СКАЛЬНОГОМОНАСТИРЯ ХI-XIX ВВ. (ОРГАНИЗАЦИЯ САКРАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА)

Игнатенко Игорь Михайлович (Чернигов, Украина)

СИМВОЛИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ ЧЕРНИГОВСКИХ АНТОНИЕВЫХ ПЕЩЕР В ИСКУССТВЕXVII–XIX ВВ.

Руденок Владимир Яковлевич, Новик Татьяна Григорьевна(Чернигов, Украина)

ТОПОГРАФІЯ ЧЕРНІГІВСЬКОГО ІЛЛІНСЬКОГО МОНАСТИРЯ

ЗА ДАВНЬОРУСЬКОЇ ДОБИ

Артамонов Юрий Александрович (Москва, Россия)

КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ ОБИТЕЛЬ В УСЛОВИЯХ СОСУЩЕСТВОВАНИЯ

ДВУХ МОНАШЕСКИХ ОБЩИН (60-Е – НАЧАЛО 70-Х ГГ. XI В.)

Литвиненко Ярослав Владимирович (Киев, Украина)

ГРАФФИТИ ЛАВРСКИХ ВАРЯЖСКИХ ПЕЩЕР (XVII–XX ВВ.). НОВЫЕМАТЕРИАЛЫ

Питателева Елена Владимировна (Киев, Украина)

ИЗУЧЕНИЕ ИКОНОСТАСОВ ПЕЩЕРНЫХ ЛАВРСКИХ ЦЕРКВЕЙ ПО ГРАВЮРАМ«ТЕРАТУРГИМЫ» АФАНАСИЯ КАЛЬНОФОЙСКОГО (1638 Г.)

Балакин Сергей Анатольевич, Зажигалов Алексей Валерьевич(Киев, Украина)

АРХЕОЛОГІЧНЕ ВИВЧЕННЯ ПІДЗЕМНИХ СПОРУД ВЕРХНЬОЇ ЛАВРИ

Романченко Александр Дмитриевич (Киев, Украина)

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОХРАНЕНИЯ И МУЗЕЕФИКАЦИИ ПЕЩЕРНЫХКОМПЛЕКСОВ В КИЕВО-ПЕЧЕРСКОЙ ЛАВРЕ

Колпакова Валентина Михайловна(Киев, Украина)

ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕЩЕР КИЕВО-ПЕЧЕРСКОЙ ЛАВРЫ: ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Лятавская Ольга Антоновна (Киев, Украина)

ПЕЧЕРНА ЛЕКСИКА В МУЗЕЙНИХ ДОСЛІДЖЕННЯХ НАЦІОНАЛЬНОГОКИЄВО-ПЕЧЕРСЬКОГО ІСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО ЗАПОВІДНИКА. ОСОБЛИВОСТІ ПЕРЕКЛАДУТЕРМІНОЛОГІЇ НА АНГЛІЙСЬКУ МОВУ


На среду, 11 сентября, запланирована презентация ЭллыКарнаушенко МОЗАИЧНЫЕ ИКОНЫ ИЗ МОРСКОЙ ГАЛЬКИ.

В четверг и пятницу участников конференции ожидают экскурсиипо Херсонесскому заповеднику и пещерным монастырям Юго-Западного Крыма.

 

 

 


10.09.13
2841 просмотров

0 комментариев
Войдите, чтобы оставить комментарий. Простая в два клика.
Пока никто не оставил комментариев к этой статье. Вы можете стать первым!

Читайте также: