Праздничное богослужение в канун Рождества Христова в Свято-Владимирском соборе в Херсонесе
Вечером 6 января 2015 года благочинный Севастопольского округа протоиерей Сергий Халюта совершил великое повечерие Рождества Христова и утреню в Свято-Владимирском соборе в Херсонесе.
Событие праздника Рождества Христова
Господь наш Иисус Христос, Спаситель мира, родился от Пресвятой Девы Марии в царствование императора Августа (Октавия) в городе Вифлееме. Август повелел сделать всенародную перепись во всей своей империи, к которой относилась тогда и Палестина. У евреев был обычай вести народные переписи по коленам, племенам и родам. Всякое колено и род имели свои определенные города и праотеческие места, потому Преблагословенная Дева Мария и праведный Иосиф Обручник, как происходившие от рода Давидова, должны были идти в Вифлеем (город Давида), чтобы внести и свои имена в список подданных кесаря.
Придя в Вифлеем, они не смогли поселиться ни в одной гостинице, так как все места, в связи с переписью, были заняты. Марии и Иосифу пришлось заночевать в пещере, предназначенной для стойла. Здесь и появился на свет Богочеловек Иисус Христос. Безболезненно родившая Богомладенца Пресвятая Дева положила Его на солому, в ясли – деревянную кормушку для скота.
Первыми весть о Рождестве Спасителя мира услышали пастухи, бывшие на ночной страже у своего стада. Им предстал Ангел Господень и сказал: «Не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях» (Евангелие от Луки, глава 2, стихи 10-12). Смиренные пастухи пришли поклониться родившемуся Иисусу Христу.
Кроме пастухов, в святую ночь Рождества к пещере, где ютилось Святое Семейство, пришли, ведомые чудесной звездою, волхвы – восточные мудрецы. Вот как это событие описано в Евангелии от Матфея, глава 2, стихи 9-11: «И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну».
День Рождества Христова издревле причислен Церковью к великим двунадесятым праздникам. Согласно с Божественным свидетельством Евангелия, отцы Церкви в своих богомудрых писаниях изображают праздник Рождества Христова величайшим, всемирным и радостнейшим, который служит началом и основанием для прочих праздников.
Празднование Рождества Христова в православных храмах.
Празднование предваряет Навечерие или Рождественский сочельник – особая служба с чтением царских часов, на которых воспоминаются пророчества и события, относящиеся к Рождеству Христову. Рождественский сочельник – день строгого поста, им заканчивается предшествующий празднику Рождественский пост. Само название «сочельник» происходит от слова «сочиво». Сочиво – особое постное блюдо, которое готовят в этот день, оно представляет собой пшеничный или рисовый взвар с медом и фруктами. По давней традиции в этот день христиане не вкушают пищи до появления на небе первой звезды – в воспоминание о Вифлеемской звезде, указавшей волхвам путь к месту Рождества Христова.
В рождественскую ночь во всех православных храмах совершается праздничная Божественная литургия – главное христианское богослужение. В самый день праздника Рождества верующие разговляются, то есть вкушают не постную, а скоромную пищу.
Следующий день после Рождества посвящается Матери Христа Спасителя Пречистой Деве Марии. От собрания верующих в храме для прославления и благодарения Ее, этот день называется Собором Пресвятой Богородицы. Прославляя Божию Матерь, Церковь вспоминает бегство Святого Семейства в Египет.
Двенадцать последующих дней после Рождества называются святыми днями или святками (до 17 января). Пост в эти дни отменяется. Святки – это не только радость и веселье. Наши благочестивые предки на святки творили дела милосердия, следуя заповеди Спасителя: «Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лк. 6, 36).
Святые угодники Божии – о празднике Рождества Христова.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский (день памяти – 2 января)
«Рождество Христово! Пришел на землю Тот, Кто в начале создал нас из земли и вдунул божественное дыхание Свое в нас; пришел дающий всем жизнь и дыхание и все (Деян. 17, 25); пришел Тот, Кто единым словом призвал из небытия в бытие все видимое и невидимое, Кто словом повелел быть птицам, рыбам, четвероногим животным, насекомым, всякому созданию, существующему под его всемогущим промыслом и хранением; пришел Тот, Кому непрестанно со страхом и радостью служат бесчисленные воинства Ангелов.
И в каком уничижении! Рождается от бедной Девы, в вертепе, пеленается убогими пеленами, полагается в яслях! Богатство, знатность, слава мира сего! пади, припади со смирением, умилением слезным и глубокою благодарностью к Спасителю человеков и разделяй богатство свое с неимущими и бедными, не гордись своею призрачною, скороисчезающею знатностью: истинная знатность только у добродетели. Слава мира сего! познай здесь, у яслей, свою суету. Итак, все смирись, все пади в прах пред безмерным смирением и истощанием Владыки всех, Бога, пришедшего уврачевать наши немощи, спасти нас от гордости, суетности, от тления, от всякой скверны греховной».