Начался Великий пост

03.03.14
1022 просмотров

С 3 марта у православных христиан начинается Великий пост. Это самый большой из четырех многодневных постов Православной Церкви. Он готовит верующих к великому празднику Воскресения Христова, Пасхе, который в этом году мы будем отмечать 20 апреля. Для чего нужно поститься и зачем это делать именно тогда и так, как предписывает Церковь? Прежде всего – для того, чтобы жить жизнью Церкви. В жизни Церкви нет ничего напрасного или случайного. Посты Церкви связаны со всем строем ее жизни. Главное назначение поста – по­мощь молитве и пониманию тех событий, к кото­рым пост готовит. «Весной духовной» называют верующие Вели­кий пост. И многие радуются наступлению этого долгого и нелегкого поста, хотя нести его тяжело. Начался путь к самому главному празднику православных христиан – Светлому Христову Воскресению, и это радость. Это как восхождение на прекрасную вер­шину. «Лучше гор могут быть только горы, на ко­торых еще не бывал», – как поется в песне Владимира Высоцкого. А для постя­щихся и каждый пост, и каждая Пасха – всегда но­вый, нехоженый путь… Не у всех дома постятся в еде. Но вот поститься в развлечениях может каждый, а это особенно важ­но! Важно дать хоть немного тишины и внимания своему сердцу, своей жизни – а то просто не услы­шишь голоса Божия в душе. И праздник, которому радуется вся Вселенная, пройдет мимо тебя… Великий пост в Церкви называют еще Святой Четыредесятницей (то есть сороковицей). Со­рок дней этих – память и о сорокадневном посте Спасителя (Мф. 4:2), и о сорокалетнем странствии народа Израильского в пустыне под предводительством Моисея, на пути к земле обетованной. Четы­редесятница – это шесть неполных недель, с Чис­того понедельника и до пятницы 6­й седмицы (недели), на которых, собственно, Великий пост и окончится, и начнется воспоминание и переживание событий, непосредственно предшествовавших Воскресению Христову: воскрешения Лазаря, входа Господня в Иерусалим и, нако­нец, Страстей Христовых и Крестной смерти. В Церкви существует древнее воззрение на Четыредесятницу как на десятину Богу: в Ветхом Завете Господь повелел сынам Израилевым отдавать каж­дый год десятину (десятую часть) из всего, что они приобретали. Великий пост – Богом определенная десятина, отдаваемая нами от самого года, время, которое мы посвящаем преимущественно служе­нию Господу. Первая седмица (то есть неделя) поста – особенно строгая. Храм погружается в черное, первые четы­ре вечера в нем читается Великий покаянный канон св. Андрея Критского, даже «Господи, помилуй» поется особым великопостным распевом. Церковные службы этих первых дней, особенно великое повечерие и Вели­кий канон, не просто прекрасны, умилительны, по­учительны, но прямо необходимы для того, чтобы подступиться к благословенным плодам поста, су­меть начать жить его жизнью. Великий пост назначается Церковью как преимущественное время покаяния. Для того, чтобы празднование Святой Пасхи ничем для нас не омрачалось и было воистину светлым и радостным, необходимо предварительно очистить свою со­весть, чтобы она ни в чем скверном нас не обличала и этим не умаляла бы нашего радостного праздничного настроения. Это очищение и умиротворение совести дается через покаяние – труды говения (то есть пощения), исповедь своих грехов и причащение Святых Христовых Таин. Подвиги покаяния и должны составлять главную нашу заботу, главное занятие в течение Великого поста. Что касается питания в пост, то здесь нужно, конечно, соизмерять свои силы. Детям, беременным женщинам, больным Церковь допускает послабления в телесном посте. На это, однако, желательно взять благословение у духовника или любого священника. В Великий пост во все дни разрешается только растительная пища. На Бла­говещение Пресвятой Богородицы и Вход Господень в Иерусалим раз­решается рыба. Не разрешаются в Великий пост: мясо, молоко, яйца, сыр, сметана, творог, животное масло, колбасы, рыба и прочее. Не стоит, однако забывать хорошую мысль: «Главнее в пост – не есть друг друга!». Особенно усердно и ревностно положено поститься в первую, четвертую (Крестопоклонную) и Страстную седмицы, а в Великую Пятницу – в день всеобщей скорби христиан о Распятом Спасителе – не полага­ется вкушать пищи до вечера. Материал подготовил Артемий Слезкин, сотрудник пресс-службы Севастопольского благочиния

03.03.14
1022 просмотров

0 комментариев
Войдите, чтобы оставить комментарий. Простая в два клика.
Пока никто не оставил комментариев к этой статье. Вы можете стать первым!

Читайте также: