Доклад руководителя отдела религиозного образования при Севастопольском благочинии на конференции Князь Владимир. Цивилизационный выбор развития Руси.
Иерей Михаил Викторов,
руководитель отдела религиозного образования
при Севастопольском благочинии
Видимо, в каждой области человеческой деятельности есть свои гении. Мы хорошо знаем, что есть гениальные художники, писатели, поэты, ученые. И, безусловно, есть гениальные политики.
Кого можно назвать гением? Если сказать предельно просто и ясно -: это человек открывающий, определяющий, созидающий нечто всеобщее в своей деятельности. Пушкин гениален, и его гениальность состоит в том, что мы говорим, сами того не зная, – на языке Пушкина.
С этой точки зрения, гениальный политик – это политик, предлагающий, утверждающий в государстве, которым он руководит, принципы, которые на многие десятилетия, а то и столетия –позволяют успешно развиваться этому государству.
Чем отличается гениальный политик от просто сильного политика? Тем, что просто сильный политик действует так, как кажется нужным ему. И как правило, результатом такой деятельности, даже самой успешной, нередко оказывается обессиленная страна.
В отличие от него гениальный политик, чаще всего на интуитивном уровне, на уровне подчас не понятном даже ему и чаще всего непонятном окружающим, видит те жизненно-фундаментальные принципы, которые необходимо утвердить для успешного развития народа, страны, государства. Он творит то, что становится фундаментом, стержнем развития народа, страны, государства на многие столетия вперед.
Оценивая с этих позиций руководителей нашей страны, мы можем сказать, что в ней есть личности, которых мы можем назвать гениальными политиками. При этом на первое место среди них мы с полным правом должны поставить великого князя Владимира.
Что же сделал для нашей страны, нашего государства Великий князь, что мы должны поставить его на первое место в нашей политической истории?
Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрим на его жизнь, с того момента, когда Владимир становится единоличным правителем Руси. Казалось бы с этого момента он мог бы заняться всем, чем угодно, начиная с жизни в свое удовольствие и кончая присоединением новых земель, благо что дружина это позволяла, а сам Владимир – был замечательным полководцем.
Однако вопреки всем возможным, всем предполагаемым политическим и неполитическим действиям, князь Владимир задумывает и осуществляет две религиозные реформы: сначала – языческую, а затем- христианскую.
В результате первой реформы он создает свой знаменитый языческий пантеон во главе с Перуном. В результате второй - утверждает в качестве государственной религии христианство.
Что стояло за этими реформами Великого князя? Понимание определяющей роли религии в жизни страны. Искрений язычник и столь же искренний противник христианства, он понимал, что славянские племена, объединенные в единое государство мечом, не смогут долго жить вместе. И не могут потому, что фактически у них нет единого духовного стержня, так как у них нет единой религии, которая и делает разные группы или племена единым народом.
И Владимир Великий создает единую языческую славянскую религию. Но … Его религиозный проект не приняли племена.
Что было делать дальше? Сильный политик продолжил бы насаждать предложенный им проект.
Но гениальный политик тем и отличается от сильного политика, что он осознает само существо дел. Князь Владимир понял, что неприятие его религиозного проекта – это не злое, косное упрямство людей, а, неистинность самой языческой религии, не позволяющей ей стать общей религией разделенного на разные племена, но фактически еще единого народа.
И тогда он, вопреки своему языческому мировоззрению, сознанию, окружению, начинает поиск истинной религии. Результатом этой грандиозной работы стало принятие православного христианства, повлекшего за собой кардинальные перемены в жизни всего русского государства и во всех его сферах. Начиная с семьи, в том числе и семьи самого Великого князя, и создания новой системы воспитания и образования.
Результат?
Первое подведение итогов осуществил митрополит Киевский Иларион, в своем знаменитом «Слове о Законе и Благодати». Новая религия стала основой тех невиданных успехов, которая страна достигла буквально за 50 лет по принятии христианства.
Однако сейчас важнее сказать о другом: вся наша последующая история стала проверкой той истины, что, вопреки Наполеону сердце России – не Москва, а православие. Именно православие есть тот духовный корень, из которого развивается Россия, из которого она вновь и вновь восстает, в какие бы бездны не бросала ее история.
Вспомним время монгольского разорения. Вспомним судьбу двух русских государств: Галицкого королевства и северо-восточной Руси. Даниил Галицкий, пошел на унию, чтобы спасти свое государство. Но куда делось, его государство? Оно кончилось на его сыне Андрее.
Александр Невский, ради спасения православия, согласился на подчинение Золотой орде. Казалось бы, он предал Русь. Но через четыре века русский народ вышел на берега Тихого океана.
И эту истину жизнеутверждающего начала православия история нашего народа повторяла из века в век. Вспомним слова Сергия Радонежского Дмитрию Донскому перед Куликовской битвой. После этого уже никогда у Золотой орды не возникало желания навязать Руси какую-то свою веру. Вспомним смутное время. Та последняя черта, с которой не ушел русский человек - было православие. Почему? Да потому, что было ясно - потеряв православие, русский народ исчезнет. Сохранив – сохранится.
Вспомним судьбу СССР. Перед началом Великой Отечественной войны на свободе оставалось три архиерея, 300 священников, несколько десятков открытых храмов. И сколько бы часов потребовалось спецслужбам СССР, чтобы ликвидировать остатки Церкви, если они целые народы за считанные дни перемещали за тысячи километров.
Но вопреки всему, Церковь восстановилась! Что произошло? Произошло понимание – без своих духовных корней, своей почвы, своего сердца страна не выдержит самое страшное испытание в своей истории.
Таким образом, оценивая то, что было сделано более тысячи лет Великим князем Владимиром, мы можем сказать, что тогда Великий князь заменил духовную матрицу нашей страны, благодаря чему она стала одним из самых прочных политических образований в истории человечества; страной, с великими духовными и культурными достижениями. Вот почему в наибольшей мере из всех наших руководителей право носить звание гениального политика имеет князь Владимир. Он гениален потому, что он заложил духовную основу развития нашей страны, тот фундамент, на котором и поныне живет наш народ, наша культура.
В тоже время мы должны понимать и то, что утвердив христианство в качестве духовной основы жизни русского государства, князь Владимир обрек и страну, и каждого человека на постоянный духовный выбор. В любое время этот выбор стоял перед нашей страной, и едва ли не в каждом веке пред Русью стоял вопрос: быть или не быть ей православным государством.
И сегодня мы стоим перед тем же выбором. Вновь и вновь перед каждым из нас стоит ежедневный выбор: исторический, экзистенциональный, жизненный, а самое главное, духовный – от которого нам не уйти. Быть или не быть православию? Вот тот вопрос, который ежедневно разрешает наше общество, решает каждая семья, каждый человек. И решают всей своей жизнью.
Да, мы можем с великим возмущением и пафосом говорить о свободе выбора человека, говорить о свободе совести, и т.д. Безусловно, свобода – это важнейшее качество человека. Но нельзя забывать, что нет свободы вообще. Свобода - это всегда свобода выбора. И, следовательно, - мы должны понимать, что все мы - страна, и народ, и каждая семья, и каждый человек - находимся в ситуации такого же беспощадного выбора, как Александр Невский, Дмитрий Донской, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Мы должны понимать, что выбирая или отрицая православие каждый из нас для себя и страны выбирает жизнь или смерть. Вновь и вновь, принимая или отвергая православие, мы стоим перед выбором, который предложил Бог Моисею: «Жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое, любил Господа, Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему; ибо в этом жизнь твоя и долгота дней».(Втор.30:19)
И говоря о свободе, как выборе уходя от православия, мы должны спросить: - а чем мы заменим православие?
Быть или не быть православию решает каждая российская семья. И не только выбором уклада своей жизни. Быть или не быть православию она решает во всем, даже выбирая форму изучения религиозной культуры для своего ребенка в 4 классе.
Особенно это касается нас с вами здесь в Севастополе. Здесь, где Херсонес! Где духовный исток Русской Православной Церкви и духовная купель русской цивилизации.
И этот выбор сегодня осуществляет каждый человек, - кем бы он не был: простым учителем или руководителем города.
Быть или не быть стране, семье, каждому из нас – это сегодня решаем мы своим духовным выбором, также реально как это делал более тысячи лет назад Великий князь. И вот почему вновь и вновь выбор Великого князя Владимира есть такой же жизненный, главный выбор каждого из нас; выбор, от которого и сегодня не уйти нам, как не ушел от него Великий князь Владимир.