В домовом храме бывшего Свято-Владимирского монастыря в Херсонесе отслужена Божественная литургия
22 октября Святая Православная Церковь отмечает праздник в честь Корсунской иконы Божией Матери. В этот день свой престольный праздник отмечает домовой храм в честь иконы Божией Матери «Корсунская», расположенный в братско-настоятельском корпусе бывшего Херсонесского Свято-Владимирского мужского монастыря. В настоящее время в помещении домового храма располагается средневековый зал национального заповедника «Херсонес Таврический», и богослужения здесь проводятся только один раз в году – 22 октября.
В восточной части домового храма был оборудован переносной алтарь. Божественную литургию в этот день возглавил клирик Свято-Владимирского собора в Херсонесе иерей Александр Примак. За богослужением молилось около 40 человек, среди которых были как прихожане кафедрального собора, так и сотрудники национального заповедника «Херсонес Таврический». Многие верующие сподобились в этот день причаститься Святых Христовых Таин.
По окончании Литургии отец Александр поздравил верующих с престольным праздником, а заведующую средневековым залом музея, Татьяну Яшаеву, – с днем рождения, который она отмечает в этот день. Отец Александр обратил внимание собравшихся на связь времен, связь тех, кто некогда молился в этом храме, с нами, которые также возносят молитвы к Пресвятой Богородице, прося Ее заступничества и помощи в духовном возрастании, в стяжании Духа Святого.
История домового храма
Согласно историческим данным, с 1850 по 1921 год на территории городища Херсонеса находился православный мужской монастырь. Пока шло строительство Владимирского собора, обитель крепла и развивалась. В здании, построенном под руководством архитектора К. Вяткина в 1860–1863 годах, размещался братско-настоятельский корпус. Его нижнюю часть, а одно время и подвал, занимали кельи монахов; на верхнем этаже располагались покои настоятеля и комната для гостей. В центральной части здания была устроена домовая церковь, освященная 14 июля 1863 года. В 1900 году храм был освящен во имя Корсунской иконы Божией Матери.
В 1923 году домовую церковь закрыли. Ныне в бывшем монастырском здании находятся большой и малый экспозиционные залы, посвященные средневековой истории Херсонеса, дирекция музея-заповедника, помещения, где работают научные сотрудники, архив, библиотека и фонды.
Корсунская икона Божией Матери
Согласно древнему преданию, святой образ был написан святым евангелистом Лукой и хранился в Ефесе. В 988 году, 9 октября, список с этой иконы был принесен из Корсуни в Киев святым равноапостольным князем Владимиром и получил название Корсунской иконы. Позже эта икона была перенесена в Новгород, а оттуда – в Москву, в Кремлевский Успенский собор. Другой подобный образ Божией Матери был принесен из Греции в Россию в 1162 году преподобной Евфросинией Полоцкой (память 23 мая).
Святая Евфросиния основала в Полоцке Спасскую обитель. Когда она узнала, что в Греции есть иконы, написанные евангелистом Лукой, то отправила богатые дары греческому императору и патриарху Луке Хризовергу, с просьбой прислать эту икону. Святой образ был отправлен на Русь из Ефеса. Икону везли через Корсунь, и по просьбе жителей этого города она пробыла там около года, получив также название Корсунской. В 1239 году дочь Полоцкого князя Брячислава, Александра, выходя замуж за святого благоверного князя Александра Невского (память 23 ноября), увезла эту икону в город Торопец Псковской епархии. Специально для иконы был выстроен каменный Корсунско-Богородицкий собор.
Икона несколько раз спасала город от набегов литовцев и от эпидемий. В 1812 году, когда к Торопцу приближались французы, горожане вынесли образ на окраину города. Вскоре пришла весть о том, что войска Наполеона неожиданно изменили маршрут и обошли город стороной. Корсунская икона пробыла в Псковской губернии вплоть до начала XX века, помещаясь в иконостасе Воскресенского собора, в резном киоте.
После революции 1917 года торопецкие церкви подвергли уничтожению: одни взрывали, другие переоборудовали под склады. Духовенство Корсунского собора успело передать Ефесскую икону в новообразованный музей, который тоже разместили в церкви. Однако работники музея опасались за судьбу святыни и обратились в Русский музей Ленинграда с просьбой забрать ее, что и было исполнено в 1936 году.
Специалисты принялись реставрировать икону сразу после того, как она к ним поступила, и «увлеклись», счистив то, что они считали копотью, и что на самом деле являлось темной кожей Богоматери и Богомладенца, как они писались на древних византийских иконах.
После падения советского строя в музей стали неоднократно обращаться представители Церкви из Полоцка и из Торопца, надеясь вернуть святыню. Но музей отказался возвращать икону, говоря, что она является «национальным достоянием и не может быть отчуждена». Вместо этого верующим предлагали сделать с нее список. Святыня и поныне остается в фонде Санкт-Петербургского Русского музея.
22.10.14
1263 просмотров
0 комментариев
Пока никто не оставил комментариев к этой статье. Вы можете стать первым!