«Главная задача священника - пробудить сердца». Интервью прот. Евгения Шунькина к юбилейным датам.

27.09.14
1929 просмотров

27 сентября 2014 г. настоятелю Свято-Покровского собора Севастополя протоиерею Евгению Шунькину исполняется 60 лет. В этот же день отец Евгений отмечает и 30 лет со дня рукоположения. В преддверии юбилейных дат со старейшим по дате хиротонии священником Севастопольского благочиния побеседовала журналист Яна Капелюшко.

- Многие прихожане сегодня с теплом вспоминают Вашу матушку, светлой памяти рабу Божию Ангелину. Помню ее сидящей на скамейке церковного дворика уже в весьма преклонных летах, но всегда с радушной улыбкой на лице; обязательно остановит, расспросит о делах и проблемах…Почти все время она проводила около Вас, часто присутствовала на богослужении. А еще, матушка Ангелина очень любила поэзию, сама писала стихи…

Протоиерей Евгений:

- Да, мама была очень общительной. Она знала наизусть множество поэтических произведений, любила художественную литературу. Однажды, в годы студенчества, прослушав лекцию по истории об Александре Суворове, мама переложила ее в стихотворную форму и, на следующий день, отвечая урок, поразила преподавателя. Признаться, мне сполна передалось это увлечение…Однако, характер я в большей степени унаследовал от отца, который был молчаливым, но очень добрым человеком.

- На какой путь Вы были ориентированы в детстве и юности? Чем увлекались? Какие книги предпочитали?

- Могу с уверенностью сказать, что пришел к вере через литературу, как и многие представители моего поколения. За неимением книг духовного содержания, мы зачитывались Достоевским, Чеховым…Из их произведений мы черпали познания о Боге и вере, о Церкви. Среди моих любимых писателей Толстой, Гоголь, Бунин, Булгаков…Среди поэтов можно выделить Пушкина, Есенина. Любовь к чтению, размышления о духовных вещах, увлечение историей, которое привили мне родители, подтолкнуло меня к тому, что уже в 12-летнем возрасте я открыл Святое Евангелие. Думаю, милостью Божией, семена упали на благодатную почву.

Впечатления от прочтения Писания пробудили мой юношеский разум и уже тогда во мне подспудно зародилось желание служить Богу.

Очень любил и сейчас люблю кинофильмы военно-исторического содержания, нравственно наполняющие зрителя. Среди музыкальных направлений по душе приходилась и эстрадная музыка того периода, но классика всегда была для меня вершиной. Особенно органные произведения И.С. Баха. В годы юности увлекался игрой на гитаре.

- В 1974 году Вы окончили технологический техникум, получили специальность. Вероятно, имелись неплохие перспективы, но произошел переломный момент, Вы поступили в духовную семинарию.

- После окончания техникума я отслужил в армии, в танковых войсках, после чего принял окончательное решение… и отправился в Одесскую семинарию. В 1980 году ее закончил.

- Что предопределило такой выбор? Колебались ли? Пытался ли кто-то из близких отговорить Вас?

- Колебаний не было, было твердое желание учиться. Никто не отговаривал, наоборот, тогда было время уважительного отношения к духовным людям. Образование в духовных школах ценилось достаточно высоко.

- Помнится, Вы как-то рассказывали, что особое место в Вашей душе занимает Троице-Сергиева Лавра.

- Лавра стала моей духовной родиной. Там, в числе паломников, мне посчастливилось испытать небывалое чувство умиления. Войдя в Троицкий собор, я был восхищен красотой богослужения, говоря словами послов князя Владимира: «буквально, забыл, где нахожусь…». Решение, принятое мною тогда у мощей Преподобного Сергия Радонежского, окончательно определило мой дальнейший путь.

- Выйдя из храма, Вы уже твердо знали, что станете священником?

- Да, совершенно верно, скажу больше - это восторженное чувство я до сих пор стараюсь беречь. Сейчас, спустя уже почти 30 лет с момента рукоположения, совершение богослужения для меня - наибольшая радость.

Господь даровал мне такую милость, в той же святой обители я обрел духовного друга и наставника. Его звали иеромонах Владимир (Наумов), он был из г. Самары. Вместе нам довелось побывать на приеме у замечательного святителя Самарского, а позднее - Ленинградского митрополита Иоанна (Снычева), который в краткой беседе прозрел во мне будущего священника. Общение с отцом Владимиром некоторое время навевало мне мысли о монашестве…

- Чем особенно запомнились студенческие годы, проведенные в стенах духовных школ?

- В духовной школе я полностью погрузился в учебный процесс. Посещал дневные и вечерние занятия, регентский кружок, ходил на послушания, с удовольствием пел в хоре. Бывало, по 4 месяца не покидал стены семинарии, не выходил в город. Во время обучения в Ленинградской Духовной Академии мне особо запомнились замечательные лекции по Литургике знаменитого профессора Н. Д. Успенского, который был выпускником Академии еще до революции. Вот где в полном смысле проявилась пресловутая связь поколений. Годы атеизма и десятилетия преследований не смогли преломить ее. Многие из наших преподавателей в Академии делились с нами личным опытом крестоношения на основании пережитого в годы лихолетья. Вот, например, с уважением вспоминаю нашего педагога, протоиерея Ливерия Воронова. Доктор богословия, профессор, он целое десятилетие провел в сталинских лагерях, уже после войны, будучи в священном сане… Отец Ливерий вдохновенно читал нам лекции по Новому Завету, истории и разбору западных исповеданий, затем - курсы догматического богословия и истории древней Церкви. В помощь учащимся батюшка составил ряд пособий.

- Устами святых отцов Церковь предписывает верующим любить своих пастырей: «Как любят дети родителей, потому что через них мы, миряне, рождаемся для вечности, через них отверзаются нам врата небесные». Святитель Иоанн Златоуст в своем слове о священстве предельно ясно отмечает: «Пусть никто не противится, пусть никто не прекословит! Кто любит Христа, тот будет любить и священника, каков бы он ни был, потому что через него сподобился Страшных Таин»... Отец Евгений, что значит быть священником сегодня?

- Думаю, глобальные требования и ответственность, стоящие перед пастырем, не изменились за последнее тысячелетие. Это служение Богу и людям. Быть священником – это быть последователем Христа всегда и везде, круглосуточное на каждом месте. И от этого не может быть отдыха, ни перерывов, ни выходных, ни отпусков. Но так же известно, что священником можно стать исключительно по воле Божией, апостол Павел говорит: "Никто сам собою не приемлет этой чести, но только призываемый Богом (Евр. 5,4)". О необходимости пастырского служения Господь Иисус Христос сказал, наделив духовными дарам и властью избранных учеников: «Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас» (Ин. 20, 21). Объем же этого служения Господь выразил в последних словах перед Вознесением: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, учите их соблюдать всё, что Я повелел вам…» (Мф. 28, 19—20). Для любого священника нет большей радости, чем видеть людей, идущих к Богу, в Котором все наше счастье.

- С 1991 года Вы – настоятель Покровского собора. Жизнь большой приходской общины и Ваше служение остаются неразрывно связаны. Хотела бы спросить у Вас о чувстве, с которым Вы приняли на себя такую ответственность, когда перед Вами стояла цель не из легких – вернуть к жизни сам собор и пробудить сердца горожан. Насколько изменилось у Вас по прошествии двадцати трех лет это чувство?

- Начну с ответственности. И, пожалуй, на этом можно сделать акцент. Мне всегда было больно смотреть, как красивый храм в самом сердце города пребывает в плачевном состоянии. Но Всевышний не в рукотворных храмах живет, поэтому главной задачей мне представлялось, как Вы сказали, пробудить сердца жителей Севастополя, чтобы внешний видимый храм наполнился бы «храмами живыми». И это чувство не изменилось за два десятка лет. Около года с небольшим я был единственным священником в Севастополе. Порой исповедь на литургии в храме Всех Святых, где я служил, затягивалась до двух часов, после чего начиналось Причастие. Верующим приходилось выдерживать долгие службы. Чтобы облегчить эту ситуацию, из епархии были назначены новые священники, со временем открылись новые приходы. Уверен, от того, насколько эффективным, в дальнейшем, будет сотрудничество пастырей и пасомых на пути ко спасению, зависит благополучие нашего города и всей страны.

- Насколько сегодня в обществе высоко доверие к православному пастырю?

- Думаю, ни для кого не секрет, что Севастополь – монолитный православный город; так исторически сложилось, разумеется, по молитвам крестителя Руси, равноапостольного князя Владимира. Святые отцы Церкви предписывают уважительное отношение к пастырскому служению, преподобный Ефрем Сирин очень красиво говорит: «Первое место дай Богу, а следующее затем – иерею, земному Христу, руководителю твоей жизни. Спеши за ним на крыльях, с ним радуйся, когда устремляешься вверх, и ему подчиняйся, когда падаешь, чтобы, устрашившись, опять вознестись высоко. Ибо, пока кормчий в хорошем расположении духа, находящиеся на корабле вне опасности». К сожалению, в современном мире даже воцерковленные люди подвержены некоему «раздвоению». Иногда, живя в страшной суете, мы не замечаем четкой грани между добром и злом, особенно охотно спешим судить ближнего, не зная истинных мотивов тех или иных поступков. Но, все же, среди православных Севастополя чувствуется чистая вера, поэтому в большинстве своем церковные люди доверяют духовенству.

- Что наиболее Вас огорчило за эти годы, а что наоборот обрадовало? Что подарило радость и надежду?

- Огорчение испытывал всегда, видя в людях пристрастие к материальному. Много людей сегодня подвержены обрядоверию, постепенно охладевает любовь, глубокая вдумчивая вера стала редкостью. Радует то, что наши дорогие прихожане, среди которых - сотрудники собора, стараются жить христианской общиной. Ходят в храм родители, приводя за собой детей и даже внуков. На Божественной литургии всегда много причастников. Это вселяет надежду, что любовь к Богу и ближнему не угаснет в сердцах людей. Отмечу, что усилия моих дорогих сослужителей - духовенства, церковного причта, а также труды педагогического коллектива воскресной школы, действующей при нашем храме - я высоко ценю. С надеждой молюсь о том, чтобы Покровский собор как средоточие духовной жизни Севастополя всегда любили его прихожане.

- Что значит для современного верующего нищета духовная?

- Как для верующих прошлых веков, так и для современного христианства нищета духовная остается высшей степенью смирения, без которого невозможно приобрести ни одной добродетели.

- Насколько аскетизм возможен в условиях современности?

- Элементы аскетизма всегда присутствуют в церковной жизни - посты, поклоны, постоянная внутренняя борьба с грехом. Все это необходимо для нашего духовного возрастания. Аскетика учит нас правильно расставлять акценты. Земные ресурсы как раз должны служить нам средством, но не быть целью. Нам не запрещается вкусная и полезная пища, хорошая одежда, удобное жилище. Нам не противопоказано дружеское общение за трапезой, нам полезен и спорт, как забота о своем здоровье. Думаю, это замечательные вещи и, во многом, наш быт отражает нашу любовь к близким. Но аскетизм в условиях современности должен заключаться в понимании конечной цели - того, для чего мы, собственно, живем…

- Господь даровал Вашей семье пять дочерей. Все представители Вашего семейства трудятся при Церкви, и, наверное, для Вас с супругой очень отрадными становятся вечера, когда родные собираются в Вашем доме…

- В этом году вместе за семейным столом собиралось 17 человек. Шестеро внуков, четыре зятя, трое из которых имеют диаконский сан; со временем, даст Бог, примут священство. Три дочери получили регентское образование. Конечно семейные вечера – большое утешение. Летом, собираясь вместе, мы с детьми много поем, я люблю повозиться с внучатами. А благодаря стараниям супруги, мне, слава Богу, удается находить время для чтения и молитвы.

- Ваша супруга – настоящий знаток церковного устава, с самого начала служения в Покровском соборе она была рядом с Вами на службе. Как же Вам удавалось совмещать труды на ниве Божией и воспитание детей?

- Воспитание дочерей, в том числе, их воспитание в вере, в большей мере легло на плечи супруги. Она действительно знаток церковного устава, первоначально самостоятельно вела богослужения, читала и пела на клиросе, а позже стала делать это уже с помощью прихожан. Рядом с ней всегда были дети, каждую неделю они приобщались Святых Христовых Тайн. Дома старались строго держать посты – на Страстной седмице в нашей семье пищу готовили без масла. Утром и вечером вся семья собиралась на молитву. Я старался воспитывать детей на личном примере, осознавая, что это выше всяких слов.

- Сейчас у Вас, помимо богослужения, широкий круг деятельности. У вас есть любимое дело?

 - У меня есть любимое дело – пение. Я с удовольствием принимаю участие в занятиях любительского хора под управлением В. Кима.

- Сегодня, в день Воздвижения Креста Господня, любящая Вас паства поздравляет Вас с 60-летием. Этот же год ознаменовался и 30-летием Вашего служения в священном сане. Какой подарок мы могли бы преподнести Вам к двойному юбилею?

 - Позвольте, я снова процитирую преподобного Ефрема: «Если я принял на себя обязанность ходатайствовать о всех вас и должен буду дать отчет в этом, то тем необходимее становится для меня ваша молитва. Ради вас я принял на себя большую ответственность, следовательно, и вы должны подавать мне большую помощь». Таким образом, самый лучший подарок, в котором я, как и все мы, очень нуждаюсь - это ваша молитва обо мне.



27.09.14
1929 просмотров

0 комментариев
Войдите, чтобы оставить комментарий. Простая в два клика.
Пока никто не оставил комментариев к этой статье. Вы можете стать первым!

Читайте также: