Протоиерей Андрей Кривонис. Указы святителя Луки (Войно-Ясенецкого) по упорядочению богослужения в Крымской епархии
Таинства и обряды
Таинство Крещения
«Следует обратить внимание на совершение Таинства крещения и под строгую ответственность о.о. настоятелей при совершении крещения соблюдать основное правило троекратного погружения в воду, не допуская обливания или окропления св. водой. Необходимо для этого иметь при каждом храме купель и кадушку для крещения детей и подростков, а при благочиннинских храмах соответствующие водоемы для крещения взрослых»[1]. «Напоминаю также о моем давнем строгом запрещении крестить обливанием, а обязательно троекратным погружением. Не подчиняющиеся этому требованию священники будут мною запрещаться в священнослужении на полгода». «С великим горем я узнал, что огромное большинство священников Симферопольской епархии и до сих пор крестят обливанием или окроплением, часто даже не раздевая крещаемых. Нашелся даже протоиерей, ныне уволенный, который ограничился тем, что просил крещаемых опустить кисти рук в воду. Другие священники вместо троекратного погружения всего тела в воду поливают немного воды на голову одетого крещаемого.
В Римско-Католической церкви крещение совершается не погружением, а троекратным обливанием, но, конечно, не одетого человека, и в нашем обличительном богословии мы осуждаем их за это, а сами поступаем несравненно хуже. Народ уже так привык к крещению младенцев и одетых чуть ли не в шубы подростков и взрослых окроплением, что от верующих и с благоговением относящихся к Таинству священников требуют крещения окроплением, отказываясь от крещения троекратным погружением, и многие священники удовлетворяют их требования. Тогда как, конечно, надо самым решительным образом настаивать на погружении и упорно отказывающихся оставлять некрещеными»[2]. «К глубокому огорчению моему, узнаю, что доныне, несмотря на повторные указания мои, Таинство крещения совершается некоторыми священниками через обливание, а многими другими, по лености и по нерадению, допускаются совершенно нетерпимые сокращения чина крещения, изложенного в требнике. 50-е правило святых апостолов грозит лишением сана епископу или пресвитеру за крещение не троекратным погружением. Из истории Церкви знаем, что уже в апостольское время крещение совершалось троекратным погружением во имя Отца и Сына и Святого Духа. В Деяниях апостольских читаем, что для крещения вельможи эфиопской царицы, апостол Филипп сошел вместе с ним в воду, что, конечно, было нужно для погружения в воду.
О крещении троекратным погружением в воду как совершенно обязательной форме крещения много писали святые отцы Церкви: Кирилл Иерусалимский, Василий Великий, Иоанн Златоустый, Симеон Новый Богослов, Дионисий. Крещение обливанием Православная Восточная Церковь допускала лишь в исключительных случаях, как, например, в тяжелой болезни крещаемого, погружение, которого невозможно, или над мучениками, заключенными в темницу, где можно было иметь лишь очень немного воды. В западных и юго-западных областях России насильственно введенная уния с Католической церковью привела к тому, что там укоренилось крещение обливанием; а во всех остальных областях России все священники правильно крестят погружением. Западное крещение обливанием, к сожалению, проникло и в Крымскую область, и я должен в последний раз заявить, что считаю долгом, завещанным мне от Бога, искоренить в моей епархии крещение обливанием. По верной пословице «лиха беда начало» некоторые не имеющие страха Божия священники, привыкнув крестить обливанием, доходят до того, что даже обливание заменяют поливанием водою или даже окроплением только головы стоящего в одежде крещаемого. Так нечестиво «крещенных», конечно, надо перекрещивать, ибо Таинство над ними не совершено»[3].
О восприемниках
«При нынешнем падении религиозности и распространении безбожия случается иногда, что некоторые восприемники приходят нетрезвыми и требуют совершить крещение как можно скорее, или хотя и трезвы, но не знают, ни одной молитвы и даже не умеют осенить себя крестным знамением. Таких нечестивцев, конечно, нельзя допускать к участию в Таинстве»[4]. «Да будет тверда наша ревность о правде Божией, о Канонах и постановлениях Церкви. До сведения моего дошло, что восприемниками при крещении младенцев часто бывают люди, не знающие никаких молитв и даже не умеющие сотворить крестного знамения; женщины, имеющие некрещеных детей, и люди, не знающие даже, были ли они крещены. Крещение младенцев совершается в Православной Церкви по вере их родителей и восприемников, на обязанности которых лежит обучение детей Закону Божьему, молитвам и благочестию. Этого, конечно, не могут исполнить восприемники, сами не знающие даже простейших молитв, не умеющие креститься и во время Таинства крещения, смеющиеся над произносимыми священниками заклинаниями сатаны. Таким образом, роль восприемников при крещении становиться пустой формальностью. Крестить младенцев с такими восприемниками я строго запрещаю. Восприемниками могут быть только подлинные христиане, знающие Закон Божий и молитвы.
Если окажется невозможным найти таких восприемников, то крещение младенцев должно быть отложено до того времени, когда это станет возможным, или даже придется нам возвратиться к временам апостольским и древнехристианским, когда люди крестились только в сознательном возрасте и не нуждались в восприемниках»[5]. Практические советы при совершении Таинства крещения
«Леность и отсутствие страха Божия многие и многие священники проявляют и в том, что опускают всю крайне важную часть чина крещения, относящуюся к освящению воды, и, не освящая ее, не творя троекратного знамения креста в воде, не освящая елея и не помазуя им воды, заменяют все эти священнодействия подливанием в купель небольшого количества воды от водосвятного молебна. Поступающие так сами свидетельствуют об отсутствии у них не только трепетного, но и всякого уважения к величайшему Таинству крещения. Повинны в этом, хотя и в меньшей мере, и те священники, которые во избежание труда освящения воды оставляют на многие дни крещальную воду до следующего крещения. Только в крайних случаях нездоровья или немощи священника допустимо хранить крещальную воду не более одного-двух дней». «Весьма достоин подражания пример священников, у которых на стене храма написан Символ веры и важнейшие молитвы» [6]. «Весьма согрешают священники, совершающие Таинство крещения в одной епитрахили, а не в полном и притом белом облачении или хотя бы без поручей. Поручи можно иметь простые белые, легко высыхающие после смачивания в купели. Я писал уже раньше, как надо поступать с водой после крещения и со всякой освященной водой.
«Леность и отсутствие страха Божия многие и многие священники проявляют и в том, что опускают всю крайне важную часть чина крещения, относящуюся к освящению воды, и, не освящая ее, не творя троекратного знамения креста в воде, не освящая елея и не помазуя им воды, заменяют все эти священнодействия подливанием в купель небольшого количества воды от водосвятного молебна. Поступающие так сами свидетельствуют об отсутствии у них не только трепетного, но и всякого уважения к величайшему Таинству крещения. Повинны в этом, хотя и в меньшей мере, и те священники, которые во избежание труда освящения воды оставляют на многие дни крещальную воду до следующего крещения. Только в крайних случаях нездоровья или немощи священника допустимо хранить крещальную воду не более одного-двух дней». «Весьма достоин подражания пример священников, у которых на стене храма написан Символ веры и важнейшие молитвы» [6]. «Весьма согрешают священники, совершающие Таинство крещения в одной епитрахили, а не в полном и притом белом облачении или хотя бы без поручей. Поручи можно иметь простые белые, легко высыхающие после смачивания в купели. Я писал уже раньше, как надо поступать с водой после крещения и со всякой освященной водой.
Теперь повторяю, что у всякого храма или вообще в ограде должен быть выкопан сухой колодец не менее двух метров глубиной, прикрытый крышкой. Слитая в него крещальная вода будет медленно всасываться в землю. Деревянные кадки и бочки для крещения подростков и взрослых должны содержаться в полной чистоте и ни для каких других надобностей не употребляться. По этой причине крещение в домах может быть допускаемо только самых крайних случаях, ибо там священник принужден крестить в каком попало сосуде, которые и впредь будут употребляться для нечистых надобностей, и вода будет вылита куда попало. Еще два слова о помазании елеем междурамия. Это малопонятное слово толкуется различно. Я считаю правильным под словом «междурамие» понимать пространство на спине между лопатками. На священников, которые будут строго исполнять все данные мной указания, призываю благословение Божие и благодать Святого Духа. Женщина, никогда не получавшая молитвы в 40-й день после родов, привела четверых детей до десятилетнего возраста для прочтения над нею молитвы, положенной в 40-й день, и воцерковления детей и была очень раздражена отказом священника исполнить ее желание. Подобное бывало и раньше. Духовенство просит моих указаний, как поступать в таких случаях. Разумеется, не следует читать молитвы для родильницы в 40-й день, но отказывать в воцерковлении детей нет основания. Над ними должны быть прочитаны положенные молитвы и совершено воцерковление установленным порядком, с той только разницей, что введенный в алтарь мальчик сам творит земные поклоны пред престолом, а девочка на амвоне перед Царскими вратами»[7]. «Величайшее Таинство крещения чрезвычайно уничижается поступающими так священниками, дерзающими до крайности сокращать чинопоследование крещения и совершающими его в одной епитрахили, а не в полном облачении. Этим они показывают, что они не верят в спасительность великого Таинства и смотрят на него как на пустой обряд. Крестят в холодной воде и тем вызывают справедливый протест крещаемых и их родителей»[8]. «При совершении Таинства Миропомазания не помазывать ладони рук и подошвы ног, а только лицевые стороны рук и ног»[9]. Таинство Исповеди
«Особенно строго следует относиться к совершению Таинств Покаяния и Причащения Св. Таинств, приучая верующих к благоговейному отношению и приготовлению, согласно устава Св. Церкви»[10]. «СЛУШАЛИ: Вступительную речь Его Высокопреосвященства, в которой он указал на величайшее значение исповеди, каковое придавали ей о.о. церкви и придают ей католики.
«Особенно строго следует относиться к совершению Таинств Покаяния и Причащения Св. Таинств, приучая верующих к благоговейному отношению и приготовлению, согласно устава Св. Церкви»[10]. «СЛУШАЛИ: Вступительную речь Его Высокопреосвященства, в которой он указал на величайшее значение исповеди, каковое придавали ей о.о. церкви и придают ей католики.
У нас же к исповеди относятся большею частью формально, тогда как за некоторые преступления, выявленные при исповеди, по правилам Василия Великого полагалось отлучение от чаши: за совершенное убийство 20 лет, за прелюбодеяние 18 лет. Общая исповедь, разрешенная только почившему о. Иоанну Кронштадскому, допускается некоторыми священниками. Таковая, по распоряжению Патриарха Алексия, недопустима и за допущение ее впредь виновные священники будут подвергаться запрещению в священнослужении на 3 месяца. В Константинополе был Патриарх Иоанн Постник, который заменил наказания, установленные Святыми отцами и Собором, более легкими требованиями к исповеди, коими мы и должны руководствоваться. За неисполнение этого требования священники будут подвергаться запрещению на один месяц. ПОСТАНОВИЛИ: В отношении исповеди строго руководствоваться указанными правилами Патриарха Иоанна Постника»[11]. «СЛУШАЛИ: Результаты применения на исповеди правил Св. Иоанна Постника. Были заслушаны доклады о.о. благочинных о том, что ими были оповещены все священники и собраны сведения с мест о применении этих правил, производились попытки применения этих правил, выявилась необходимость индивидуального подхода в некоторых отдельных случаях. Указывались случаи положительного отношения исповедовавшихся к применению этих правил. Указывались нередкие случаи, когда духовник не мог применить этих правил в связи с особенностями условий жизни того или иного исповедовавшегося лица, его возрастом и отсутствием духовно-религиозной подготовки. Преосвященнейший Архиепископ Лука сделал разъяснения по этому вопросу о том, что священнослужителями правила Св. Иоанна Постника должны быть серьезно проработаны и применены к жизни, так как при помощи их можно уяснить верующим величие и глубину таинства исповеди и воспитать в них должное отношение к ним. При применении правил должны быть учтены узаконенность гражданских браков, полная неподготовленность в религиозном отношении молодежи и необходимость в отдельных случаях безусловного индивидуального подхода. Архиепископ Лука также напоминает о необходимости самим священнослужителям при исповеди помнить о словах Спасителя к Апостолам о том, что им дана власть «вязать и решить», а не только «решить». Постановили: Приняв к сведению и руководству указания Высокопреосвященнейшего Архиепископа Луки, проводить в жизнь правила Св. Иоанна Постника с предварительным углубленным изучением и уяснением этих правил самыми священнослужителями и разъяснить эти правила в постоянном и систематическом проповедовании верующим»[12]. «Из поступивших ко мне рапортов отцов благочинных видно, что во многих церквах не только не соблюдаются правила Иоанна Постника, но вообще не налагается ни на кого никаких епитимий. Это свидетельствует о возмутительном формальном отношении священников к весьма важному Таинству исповеди. Священников, так недопустимо относящихся к исповеди, я буду иметь на самом плохом счету и переводить на самые низшие приходы»[13]. «И овладела мною глубокая тоска и скорбь о том, что среди вас, моих сослужителей Христу Богу, некоторые несчастные, к которым относятся страшные слова пророка Иеремии: Проклят всяктворяй дело Господне с небрежением (Иер.48,10), будут продолжать ставший для них привычным смертный грех превращения великого Таинства покаяния в пустую формальность, желая поскорее отделаться от этого скучного для них дела. Но по праву ли я называю этот грех смертным? Небрежное отношение к великому Таинству исповеди не свидетельствует ли несомненно о их пренебрежении к словам Господа нашего Иисуса Христа, обращенным к Его апостолам, а через них к нам, их преемникам: Приимите Дух Свят; имже отпустите грехи, отпустятся им, и имже держите, держатся (Ин. 20, 22-23). Страшную власть над душами человеческими, почти равную власти Божественной, дал нам Христос Бог. Не обязаны ли мы поэтому с трепетным вниманием и страхом относиться к этой данной нам изумительной власти? Не должен ли каждый духовник доподлинно и точно узнать грехи кающегося? Ибо как можно решить или вязать те грехи, которые неизвестны духовнику? Как можно довольствоваться пустым бормотанием исповедующегося: «Грешен, батюшка, грешен; во всем грешен». Не подтвердит суд Божий того пустого отпущения грехов, которое даст нерадивый и смертно согрешающий священник. Убоимся же, братия мои, такого страшного суда Божьего и проклятия, возвещенного пророком Иеремией, над творящими дело Господне с небрежением, и не будем жалеть труда и времени на благоговейное исполнение Таинства покаяния. Будем помнить о том, что среди тех ханжей, которых немало между говеющими, есть немало и таких, которые с трепетом и глубоким волнением идут на исповедь, ожидая от духовника исцеления их душевных ран. О, как благодарны они священнику, с глубоким вниманием слушающему их, и с какой глубокой обидой уходят от холодного и равнодушного священника-ремесленника, один из которых, как мне известно, сказал плачущей женщине: «Иди, иди! Надоели мне ваши грехи». Да помнят нерадивые духовники, что и среди людей сознательно и глубоко верующих есть такие, которые читали страшные слова пророка Иеремии: Проклят всяк творяй дело Божие с небрежением (Иер. 48,10). Убоимся же, братия мои, смертного греха небрежения великим Таинство покаяния, да заслужим великую мзду верных служителей Божиих»[14]. «Узнал также, что повсюду в Крыму принято исповедовать людей, накрывая их епитрахилью. Этого нельзя делать, ибо покрывать епитрахилью положено только при произнесении разрешительной молитвы»[15]. «При одном священнике исповедь должна совершаться накануне или до начала литургии, а при двух священниках – во время литургии исповедовать можно только до Херувимской песни»[16].
Погребение
СЛУШАЛИ: О «запечатывании» вместо отпевания. Протоиерей Карвовский: Читает выдержки из руководства Булгакова по вопросу об обычае печатания гробов до будущего Суда и всеобщего Воскресения. Архиепископ Лука: Только что прочитанная резолюция Архиепископа Арсения Харьковского по вопросу о «запечатывании» гробов совпадает с моим личным мнением по этому вопросу, которое возникло у меня ещё до ознакомления с этой резолюцией Преосвященного Арсения. Меня тревожит то, что у нас начинает укореняться обычай хоронить покойника без отпевания, которое у нас заменяется принесением в церковь для «запечатывания». Если не принять своевременно мер к искоренению этого обычая, то люди забудут церковный чин погребения умерших. Надо совершенно запретить священникам производить чин заочного отпевания, если отпевание покойника не могло быть произведено по каким-либо особо важным причинам. Что же касается «запечатывания» гробов до Страшного Суда, то это выдумано кем-то, но укоренилось, очевидно, уже давно, а поэтому к нему надо отнестись более серьезно. Необходимо усиленно разъяснять значение церковного чина погребения и искоренять суеверное «запечатывание». Архиепископ Лука: Надо отучить народ от слова «запечатывание». Это во многом зависит от самих священников, которые повседневно должны разъяснять верующим смысл чина отпевания покойника. Я боюсь, что если не принять мер, то со временем совсем прекратиться отпевание покойников. ПОСТАНОВИЛИ: Вменить в обязанность всем благочинным произвести в своем благочинии проверку, как совершается священниками чин погребения покойников»[17]. «Тревожное положение создалось у нас в связи со всевозрастающим укоренением обычая так называемого «печатания» умерших. Необходимы строгие меры к искоренению этого обычая, ибо «печатание» грозит заменить собою весь чин погребения. Об обычае «печатания» ничего неизвестно в северных и средних и восточных частях России, и народ там не знает и самого слова «запечатывание».
Этот обычай существует только в Крыму и в немногих южных и западных областях. Ввиду изложенного, предписываю всем священникам и диаконам: 1) Забыть самые слова «печатание» и «запечатывание» и никогда не употреблять их в разговорах с верующими; 2) Неоднократно прочесть во всех церквах епархии настоящее мое послание и в беседах со своими прихожанами убеждать их в нелепости суеверия, будто «незапечатанные» покойники выходят из могил и бродят по окружности; 3) Ни в коем случае не производить «печатания» могил, а всегда совершать только полный чин погребения, как он изложен в требнике; 4) Ввиду того, что за дальностью расстояния от церкви, невозможностью найти средства передвижения или за отсутствием священника, родственники умершего бывают иногда вынуждены закапывать своих покойников без отпевания, считаю вполне допустимым в таких случаях заочно отпевать покойника в церкви или в доме, где он жил; однако при обязательном условии удостоверения в том, что родственники умершего действительно не имели возможности привезти тело умершего в церковь для отпевания или пригласить священника для то же цели на его могилу; 5) Так как при заочном отпевании по необходимости опускается лития пред погружением гроба в могилу, и не сыплется священником крестообразно земля на гроб перед засыпанием могилы, то считаю допустимым, чтобы родственники умершего приносили в церковь немного земли с могилы, а священник по окончании чина погребения осенял напрестольным крестом землю с произнесением слов: «Господня земля и исполнение ея, вселенная и всиживущии на ней». Эту землю родственники умершего высыпают на могилу. Бог да поможет нам искоренить суеверный обычай «запечатывания» могил и сохранить во всей полноте чин погребения умерших»[18].
Брак
«Регистрация браков в ЗАГСе имеет только юридическое значение и ни в малейшей мере не может заменить Таинства брака. В каждом случае сожительства без венчания брака священник должен расспросом сожительствующих выяснить, почему они игнорируют Таинства брака, и если окажется, что это только легкомысленное отношение к весьма важному церковному закону, то священник должен серьезно разъяснить сожительствующим вне брака тяжесть их греха и отлучить от причащения Святых Таин до покаяния в грехе и исправления его. Однако, если сожительствующие вне брака представят какие-либо весьма серьезные причины, затрудняющие для них церковное венчание, то дело должно быть доложено мне на мое рассмотрение и решение» [19]. Храмовое богослужение
Ежедневное богослужение
«Отвык наш несчастный народ ежедневно бывать в церкви, как было в старину. Забыли и священники свой долг быть всегдашними молитвенниками о народе. Никем не совершается память святых, которым положены службы на каждый день. Многие сельские священники прямо говорят мне, что им нечего делать целую неделю, от воскресенья до воскресенья. Как нечего? Не их ли обязанность молиться всем святым, не их ли долг быть молитвенными предстателями Богу за народ? Что мешает священнику каждый день хотя бы вечерню прочитать про себя в церкви, при одной горящей на престоле лампаде, или даже у себя дома? Если бы поступали так нерадивые пастыри, то, конечно, твердо знали бы простодневную службу. И для своей дремлющей от скуки души получали бы великую пользу. Преобразились бы они в глазах Божиих и в глазах народа. Заслужили бы уважение и любовь своей паствы и перестали бы жаловаться на то, что их церкви пустуют даже в праздничные дни. Благочестие и глубина веры пастырей передается и пастве. А хладная душа пастыря как зажжет Божественным огнем погибающие в забвении Бога души вверенных ему Богом людей? Не должен ли священник быть религиозным вождем соей паствы, а не только требоисправителем? Немало у нас церквей, которые стоят запертыми от воскресенья до воскресенья. А разве не должны они открываться каждое утро при звоне в один колокол, зовущем верных хоть на несколько минут зайти в храм по дороге на роботу или по мирским делам? Если будет знать верующий народ, что каждое утро открыт храм, что даже при невозможности ежедневно совершать в нем Божественную Литургию читаются в нем часы и служится обедница, то сила Божия упрочит благочестие, привлечет в храмы все больше людей, видящих, что священник каждый день молится о них.
Прошу и молю всех священников одноштатных церквей исполнять это.
Очень нетрудно и в полном одиночестве, без псаломщика, прочесть часы или обедницу при свете хотя бы немногих лампад, а вечером прочесть вечерню. И велико будет благословение Божие над таким пастырем, помнящим, что он поставлен молитвенником за народ. Буди, буди! Да возгорится ревность в сердцах всех моих сопастырей и да зажжет их ревность сердца пасомых!»[20]. «Священник обязан непременно служить Литургию каждую субботу и во все средние праздники, отмеченные крестиком в месяцеслове. С большой скорбью слышу и узнаю, что очень многие священники не придали никакого значения моему увещанию и служат только в великие праздники и в воскресные дни. А некоторые из человекоугодия и корыстолюбия совершают полиелейную службу в те дни, когда много именинниц, хотя бы их небесным покровительницам по уставу полагалась простодневная служба. Служение по субботним дням очень важно для поминовения умерших, и без него и без служб в средние праздники невозможно исполнение хотя бы весьма сокращенных сорокоустов. Священники, не желающие служить в те дни, когда по уставу положены полиелейные и субботние службы, обыкновенно отговариваются тем, что эти службы требуют лишнего расхода на свечи, масло и вино, и особенно тем, что нет молящихся в церкви. В укор им расскажу о французском священнике Жане Мари Вианней[21], жившем во время наполеоновских войн в деревушке Арснеподалеку от большого города Лиона и позже причтенным Католической Церковью к лику святых. Церковь этой деревни долгое время оставалась без священника, народ совсем отвык от богослужений, и никто не ходил в церковь. Жан Мари Вианней в полном одиночестве начал совершать ежедневно все Божественные службы. В пустую церковь стали изредка заглядывать любопытные, чтобы посмотреть на чудака священника. Вдохновенное служение доброго пастыря привлекало все больше и больше молящихся, и скоро церковь не вмещала их. Слава о ревностном пастыре дошла до города Лиона, а потом распространилась по всей Франции, и отовсюду поехали к доброму пастырю жаждавшие исповедаться у него и послушать его бесхитростную, но, подобно Божественному пламени, исходившую из глубины сердца проповедь. О его проповеди однажды слышавший ее знаменитый парижский проповедник сказал, что по сравнению с нею ничто его собственные проповеди. Да устыдятся же ленивые и нерадивые священники моего рассказа. Да устыдятся и того, что я вынужден вторично обращаться к ним с увещанием бояться Бога и добросовестно исполнять свои пастырские обязанности.
В первом послании я просил даже о большем – о ежедневном служении в церкви, хотя бы и в полном одиночестве, вечерни дневному святому. Стыдно, если даже священник ничем не почтит памяти дневных святых. Тяжелый грех пред Богом, если он хотя бы своим усердием к молитве и богослужениям не поддерживает в народе веру, угасающую под влиянием антирелигиозной пропаганды. Знаю имена немногих усердных священников, принявших к сердцу мое первое послание. Знаю также имена особенно нерадивых. И не оставлю их без наказания»[22].
Поминовение усопших
«Категорически запрещается в великие и двунадесятые праздники за богослужениями совершать поминовения усопших, панихиды и литии об усопших»[23]. «Введенный мною в систему вызов священников для проверки правильности их служения сразу же показал, что некоторые священники совсем не знают прстодневной службы, а только воскресную. Это значит, что они никогда не служат в будничные дни и даже в субботу. А ведь последнее обязательно для всех, ибо в субботу поминаются умершие. Исполняет ли свой долг священник, не молящийся за умерших? Это великое нерадение и большой грех пред Богом и людьми»[24]. Лития
«Запрещаю совершать литию в праздничные дни на просфорах. Как мне известно, это делается часто, и я объясняю это нерадивостью священника. Священник, опустивший литию вследствие отсутствия хлебцев для благословения, должен за такое уничижение сделать 12 земных поклонов и с покаянной молитвой. Царские врата на литии открываются только при архиерейском богослужении, если же литию служит священник, то он и диакон должны выходить и входить боковыми вратами»[25].
Церковное пение
«СЛУШАЛИ: Текущие дела. О церковных хорах, характере церковного пения, репертуаре, стиле и о необходимости в епархии создания показательного хора, творческая деятельность которого строилась бы на началах строгой церковности, молитвенной настроенности и отсутствии элементов светской музыки и увлечений концертно-театральными эффектами, абсолютно недопустимыми в церковном пении. ПОСТАНОВИЛИ: Принять к сведению и обязать настоятелей проводить в жизнь указанные мероприятия по улучшению хорового церковного пения, а благочинных – неуклонно проверять исполнение данного решения»[26]. «Мои циркулярные распоряжения не исполняются. Даже в некоторых городских церквах, как я лично убедился, до сих пор читаются, а не поются стихиры на «Господи воззвах», на стиховне и на хвалите. Это огромной степени понижает ценность и благолепие богослужения. Пусть потому пеняют на себя священники, нерадящие о пении стихир, если мало бывает молящихся в храме. Не должно быть отговоркой, что хор не хочет петь стихир. Как это не хочет? Разве священник не должен держать хористов в повиновении? По опыту кафедрального собора, в котором до меня стихиры читались, знаю, как легко заставить хористов петь их. Не надо останавливаться и перед роспуском хора, не повинующегося настоятелю»[27]. О недопустимости сокращения чинопоследований богослужений, Таинств и обрядов
«Мне известно, что многие священники допускают значительные сокращения при совершении молебнов, панихид, а особенно Таинства крещения. Виновных в этом буду переводить в худшие приходы»[28]. «До сведения моего неоднократно доходило, что многие священники епархии совершенно недопустимо сокращают чинопоследование богослужений, Таинств и обрядов. К глубокому моему огорчению, я вижу, что этот весьма греховный обычай укоренился, и дело дошло до того, что немногие особо благочестивые священники, совершающие службу по уставу, подвергаются обвинениям со стороны некоторых дерзких членов своей паствы в том, что они неправильно служат и вводят небывалые новшества, ибо ни один из их предшественников так не служил.
Таким образом, благочестивые священники подвергаются гонениям и терпят большие неприятности по вине гораздо менее благочестивых, тяготящихся уставной службой. Думаю, что я согрешу пред Богом, если не приму серьезных мер к обеспечению уставной службы, и потому с тяжелым сердцем предупреждаю, что за такие тяжелые проступки,как замена панихиды литией и служение молебнов по собственному выдуманному чину вместо указанного Святейшим Патриархом в богослужебных указаниях за 1953 год чинопоследования молебна и панихиды я буду запрещать виновных в священнослужении на два месяца, а за крещение обливанием на полгода. Взываю, братия, к иерейской совести вашей и молюсь о том, чтобы Господь Бог умножил ревность вашу о славе Его»[29].
Разное
«Необходимо иметь в храмах в алтаре запрестольные иконы: с правой стороны Св. Крест, а с левой стороны икону Богоматери. Кроме имеющегося за Престолом семисвечника, во время богослужений должна быть на престоле зажженная свеча согласно требованиям Учительного известия». «Обратить серьезное внимание на правильное произношение слов тропаря и кондака Св. Кресту, формула которых вручена о.о. благочинным для распространения по благочиниям»[30]. «СЛУШАЛИ: В текущих вопросах Владыко предложил о.о. благочинным самим поближе ознакомиться с Учительным известием и требовать того же от настоятелей церквей округа и при объездах приходов испытывать знание священником Учительных известий». «Наблюдать, чтобы южные и северные двери иконостаса были закрыты при богослужениях. Во избежание пролития Святых Даров во время причащения рядом со священником должен стоять кто-либо из членов клира или церковного совета и удерживать за руку крестящихся, ибо словесное предупреждение не достигает цели. Изжить в практике прикосновение к Святым Потирам глав верующих на Великом входе».
«В Двунадесятые праздники Евангелие на середину церкви для целования не выносить. Проповедь на литургии говорить не после чтения Евангелия, а в конце литургии»[31]. «Во всех церквах, где это до сих пор не исполнено, потребовать установления правильно устроенных жертвенников вместо столиков и угольников, а также запрестольных креста и иконы Пресвятой Богородицы. Следить за тем, чтобы священники при опускании частиц в потир не пропускали положенных при этом молитв. Настойчиво искоренять дурную привычку большинства священников при причащении Св. Таин закладывать конец илитона за ворот»[32].
«На всенощной большинство священников открывают Царские врата при пении «Ныне отпущаеши…» Это совершенно неправильно. Открывать врата надо при окончании молитвы «Отче наш», пред пением «Богородице Дево, радуйся». Насильно причащать маленьких детей, буйно сопротивляющихся, никак не следует»[33]. «Мне известно, что большинство наших священников, говоря о Таинстве крещения, неправильно говорят «перекрестил», а о Таинстве брака «перевенчал». Слово «перекрестить» имеет двоякое значение: во-первых, осенить крестным знамением и, во-вторых, снова совершить крещение над неправильно крещенным (например, еретиками), поэтому слово «перекрестил» не должно употребляться о Таинстве крещения, а следует говорить только «крестил». То же самое и в отношении Таинства брака: нельзя говорить «перевенчал», а только «венчал». Точность выражений, когда речь о великих Таинствах, имеет, конечно, большое значение, и священникам, погрешающим против нее, следует отвыкнуть от неправильных выражений «перекрестил» и «перевенчал»»[34]. [1]Крымская епархия под началом святителя Луки (Войно-Ясенецкого): сборник документов / Сост., предисловие: протоиерей Николай Доненко, С.Б. Филимонов. – Симферополь: Н. Оріанда, 2010. - С.16.
[2]Марущак Василий, протодиакон. СВЯТИТЕЛЬ-ХИРУРГ: Житие архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого). - М.: Даниловский благовестник, 2006. - С. 179-180.
[3]Там же. С. 187-188.
[4]Там же. С.188.
[5]Там же. С. 178-179.
[6]Там же. С. 188.
[7]Там же. С. 189-190.
[8]Там же. С. 180.
[9]Крымская епархия под началом святителя Луки (Войно-Ясенецкого): сборник документов / Сост., предисловие: протоиерей Николай Доненко, С.Б. Филимонов. – Симферополь: Н. Оріанда, 2010. - С.16.
[10]Там же. С.16.
[11]Там же. С. 28-29.
[12]Там же. С. 71-72.
[13]Марущак Василий, протодиакон. СВЯТИТЕЛЬ-ХИРУРГ: Житие архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого). - М.: Даниловский благовестник, 2006. - С.200.
[14]Там же. С. 184-185.
[15]Там же. С. 177.
[16]Крымская епархия под началом святителя Луки (Войно-Ясенецкого): сборник документов / Сост., предисловие: протоиерей Николай Доненко, С.Б. Филимонов. – Симферополь: Н. Оріанда, 2010. - С.16.
[17]Там же. С. 360-362.
[18]Марущак Василий, протодиакон. СВЯТИТЕЛЬ-ХИРУРГ: Житие архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого). - М.: Даниловский благовестник, 2006. - С. 185-186.
[19]Там же. С. 200.
[20]Там же. С. 169-170.
[21]Жан Мари родился в деревне Дардильи около Лиона. Время его детства пришлось на французскую революцию, во время якобинского террора и подавления лионского восстания священники преследовались, церкви были закрыты, совершение служб было запрещено, верующие были вынуждены собираться на молитву тайно и молиться в амбарах. Жан Мари с детства мечтал стать священником и в 1804 г. смог поступить в семинарию в Лионе. Он был плохим студентом, не успевал по философии и латыни, былотчислен из семинарии, принят вновь, но снова провалил экзамены. В конце концов, в 1815 г. он былрукоположен после 11 лет обучения. Послерукоположениявначалеего назначили викариемнебольшогоприхода в городкеЭкюлли. Послесмерти настоятеля он былназначен настоятелем прихода в деревушкуАрс и былим до самойсмерти. Несмотря на малообразованность и отсутствие ярких дарований вскоре он сталоченьизвестенсначала в округе, а потом и по всейстране. Самоотверженнаяработа в приходе, суровейшаяаскеза, яркиепроповеди, и, главное, большоеколичестводуховныхобращенийзакоренелыхгрешниковпослебесед с Арсскимпастыремпривлекли к немувнимание. В 1827 г. к нему приходило около 20 паломниковежедневно, а в последниегодыжизниихбылооколо ста тысяч в год. В конце концов, власти были вынуждены открыть специальную железнодорожную ветку Лион — Арс для паломников. Жан Мари Вианнея начали называть «узником исповедальни». В последние двадцать лет своей жизни он проводил в исповедальне в среднем 17 часов в день, начиная исповедовать летом с часа или двух часов ночи, а зимой — с четырех утра и до позднего вечера и, несмотря на это, ждать своей очереди на исповедь к нему порой приходилось неделю.
[22]МарущакВасилий, протодиакон. СВЯТИТЕЛЬ-ХИРУРГ: Житиеархиепископа Луки (Войно-Ясенецкого). - М.: Даниловскийблаговестник, 2006. - С.198-200.
[23]Крымская епархия под началом святителя Луки (Войно-Ясенецкого): сборник документов / Сост., предисловие: протоиерей Николай Доненко, С.Б. Филимонов. – Симферополь: Н. Оріанда, 2010. - С.16.
[24]Марущак Василий, протодиакон. СВЯТИТЕЛЬ-ХИРУРГ: Житие архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого). - М.: Даниловский благовестник, 2006. - С.169.
[25]Там же. С. 181-182.
[26]Крымская епархия под началом святителя Луки (Войно-Ясенецкого): сборник документов / Сост., предисловие: протоиерей Николай Доненко, С.Б. Филимонов. – Симферополь: Н. Оріанда, 2010. - С. 74.
[27]Марущак Василий, протодиакон. СВЯТИТЕЛЬ-ХИРУРГ: Житие архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого). - М.: Даниловский благовестник, 2006. - С.168-169.
[28]Там же. С. 182.
[29]Там же. С. 183.
[30]Крымская епархия под началом святителя Луки (Войно-Ясенецкого): сборник документов / Сост., предисловие: протоиерей Николай Доненко, С.Б. Филимонов. – Симферополь: Н. Оріанда, 2010. - С. 16.
[31]Там же. С. 30.
[32]Там же. С. 75.
[33]Марущак Василий, протодиакон. СВЯТИТЕЛЬ-ХИРУРГ: Житие архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого). - М.: Даниловский благовестник, 2006. - С.178.
[34]Там же. С. 196-197.
[2]Марущак Василий, протодиакон. СВЯТИТЕЛЬ-ХИРУРГ: Житие архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого). - М.: Даниловский благовестник, 2006. - С. 179-180.
[3]Там же. С. 187-188.
[4]Там же. С.188.
[5]Там же. С. 178-179.
[6]Там же. С. 188.
[7]Там же. С. 189-190.
[8]Там же. С. 180.
[9]Крымская епархия под началом святителя Луки (Войно-Ясенецкого): сборник документов / Сост., предисловие: протоиерей Николай Доненко, С.Б. Филимонов. – Симферополь: Н. Оріанда, 2010. - С.16.
[10]Там же. С.16.
[11]Там же. С. 28-29.
[12]Там же. С. 71-72.
[13]Марущак Василий, протодиакон. СВЯТИТЕЛЬ-ХИРУРГ: Житие архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого). - М.: Даниловский благовестник, 2006. - С.200.
[14]Там же. С. 184-185.
[15]Там же. С. 177.
[16]Крымская епархия под началом святителя Луки (Войно-Ясенецкого): сборник документов / Сост., предисловие: протоиерей Николай Доненко, С.Б. Филимонов. – Симферополь: Н. Оріанда, 2010. - С.16.
[17]Там же. С. 360-362.
[18]Марущак Василий, протодиакон. СВЯТИТЕЛЬ-ХИРУРГ: Житие архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого). - М.: Даниловский благовестник, 2006. - С. 185-186.
[19]Там же. С. 200.
[20]Там же. С. 169-170.
[21]Жан Мари родился в деревне Дардильи около Лиона. Время его детства пришлось на французскую революцию, во время якобинского террора и подавления лионского восстания священники преследовались, церкви были закрыты, совершение служб было запрещено, верующие были вынуждены собираться на молитву тайно и молиться в амбарах. Жан Мари с детства мечтал стать священником и в 1804 г. смог поступить в семинарию в Лионе. Он был плохим студентом, не успевал по философии и латыни, былотчислен из семинарии, принят вновь, но снова провалил экзамены. В конце концов, в 1815 г. он былрукоположен после 11 лет обучения. Послерукоположениявначалеего назначили викариемнебольшогоприхода в городкеЭкюлли. Послесмерти настоятеля он былназначен настоятелем прихода в деревушкуАрс и былим до самойсмерти. Несмотря на малообразованность и отсутствие ярких дарований вскоре он сталоченьизвестенсначала в округе, а потом и по всейстране. Самоотверженнаяработа в приходе, суровейшаяаскеза, яркиепроповеди, и, главное, большоеколичестводуховныхобращенийзакоренелыхгрешниковпослебесед с Арсскимпастыремпривлекли к немувнимание. В 1827 г. к нему приходило около 20 паломниковежедневно, а в последниегодыжизниихбылооколо ста тысяч в год. В конце концов, власти были вынуждены открыть специальную железнодорожную ветку Лион — Арс для паломников. Жан Мари Вианнея начали называть «узником исповедальни». В последние двадцать лет своей жизни он проводил в исповедальне в среднем 17 часов в день, начиная исповедовать летом с часа или двух часов ночи, а зимой — с четырех утра и до позднего вечера и, несмотря на это, ждать своей очереди на исповедь к нему порой приходилось неделю.
[22]МарущакВасилий, протодиакон. СВЯТИТЕЛЬ-ХИРУРГ: Житиеархиепископа Луки (Войно-Ясенецкого). - М.: Даниловскийблаговестник, 2006. - С.198-200.
[23]Крымская епархия под началом святителя Луки (Войно-Ясенецкого): сборник документов / Сост., предисловие: протоиерей Николай Доненко, С.Б. Филимонов. – Симферополь: Н. Оріанда, 2010. - С.16.
[24]Марущак Василий, протодиакон. СВЯТИТЕЛЬ-ХИРУРГ: Житие архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого). - М.: Даниловский благовестник, 2006. - С.169.
[25]Там же. С. 181-182.
[26]Крымская епархия под началом святителя Луки (Войно-Ясенецкого): сборник документов / Сост., предисловие: протоиерей Николай Доненко, С.Б. Филимонов. – Симферополь: Н. Оріанда, 2010. - С. 74.
[27]Марущак Василий, протодиакон. СВЯТИТЕЛЬ-ХИРУРГ: Житие архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого). - М.: Даниловский благовестник, 2006. - С.168-169.
[28]Там же. С. 182.
[29]Там же. С. 183.
[30]Крымская епархия под началом святителя Луки (Войно-Ясенецкого): сборник документов / Сост., предисловие: протоиерей Николай Доненко, С.Б. Филимонов. – Симферополь: Н. Оріанда, 2010. - С. 16.
[31]Там же. С. 30.
[32]Там же. С. 75.
[33]Марущак Василий, протодиакон. СВЯТИТЕЛЬ-ХИРУРГ: Житие архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого). - М.: Даниловский благовестник, 2006. - С.178.
[34]Там же. С. 196-197.
23.10.10
2745 просмотров
0 комментариев
Пока никто не оставил комментариев к этой статье. Вы можете стать первым!