Учащиеся воскресной школы храма Святителя Николая в б. Камышовой посетили пещерный мужской монастырь Феодора Стратилата
9 сентября воспитанники Воскресной школы храма Святителя Николая в бухте Камышовая посетили пещерный мужской монастырь Феодора Стратилата. Первое занятие для детей в этом учебном году решено было начать с паломничества по святым местам Крыма. Паломников в поездке сопровождал священник храма иерей Богдан Замковский. Долгий путь к монастырю прошел с пользой и для детей , и для их родителей, которые с вниманием слушали о житии Святого Великомученика Феодора Стратилата. Прибыв к монастырю, ребята преодолели сложный подъем в гору. К началу Божественной Литургии паломники были уже в храме, где некоторые смогли причаститься Святых Христовых Тайн. По окончании Богослужения гостеприимные хозяева монастыря растопили самовар и организовали небольшую трапезу. Затем самый большой в мире скальный грот (всего 140 метров) привел ребят от храма к святому источнику Феодора Стратилата, где у паломников была возможность погрузиться в благодатные святые воды. На обратном пути путешествующие совершили остановку у подножия Мангупа, где их ждала трапеза и отдых на природе. За время поездки, вновь прибывшие учащиеся сплотились и влились в дружную семью Воскресной школы храма.
Из истории древнего монастыря: В долине реки Бельбек над селом Малое Садовое возвышаются три скалистых мыса. На восточном мысу Куле-Бурун (в переводе с крымскотат. «Башенный Мыс») стоит Сюйреньская крепость. От неё сохранилась часть оборонительной стены и башня, возведённые примерно в VIII веке. Предполагают, что во втором этаже башни позже устроили церковь. Она была расписана фресками, от которых остались лишь фрагменты. Справа от укрепления, в обрыве мыса Ай-Тодор (мыс св. Феодора), в средневековье возник небольшой монастырь. Соседство с крепостью не случайно, рядом проходила северная граница княжества Феодоро, которую и защищала Сюйреньская крепость. За её толстыми стенами в случае опасности могли укрыться жители окрестных деревень и монахи. Чтобы попасть сюда, нужно через заросли кизила дойти по грунтовой дороге вверх по ущелью, разделяющему Куле-Бурун и мыс св. Феодора.
Ущелье предстаёт перед посетителями по-разному. Одни считают его сумрачным и пугающим, даже скалу, нависающую всей своей мощью над обителью, местные жители прозвали Гроб-скала, а близлежащее ущелье татары нарекли странным именем Хор-Хор, что дословно переводится, как «плохой-плохой». Но у благочестивых паломников ущелье внушает состояние душевного покоя, безмолвного уединения, возвышенной мысли. Оно прекрасно и в сочной зелени лета, и в разноцветье красок осени, и в немного грустном зимнем пейзаже. Православные всегда трепетно относились к выбору места для монастыря. Не показная суровость условий, а гармония с природой и её Творцом, красота внутренняя и внешняя были и остаются идеалами монастырской обители. Монастырь был основан иконопочитателями в VIII–IX веке и существовал до 1475 года, пока турецкая армия не вторглась в Крым и не захватила княжество Феодоро. Монастырь носил имя святого Феодора, оно сохранилось в названии скалы. Точно не известно, в честь какого из трех святых Феодоров — Стратилата, Тирона или Студита — назван монастырь. Предполагают, что это был Феодор Стратилат.
Феодор Стратилат родом из Евхаит, в начале IV-го столетия прославился добродетелью, мудростью и храбростью. Императором Константином он был назначен воеводой и правителем города Гераклея близ Чёрного моря. За свои добрые дела, кротость, правосудие, за веру Христову Федор подвергся гонениям и был распят на кресте. После снятия с креста и чудесного излечения по приказу царя Ликиния он принял мученическую смерть от рук палачей. Нас встречает самая крайняя очень маленькая пещера-келия всего 4?2 метра, с низким, высотой не более полутора метров, потолком. Кому принадлежала она? Может, благочестивому старцу, подвизавшемуся в обители, аскету и молитвеннику, имя которого известно ныне только Творцу, служению которому он всецело посвятил краткий миг земного бытия?.. Число монахов, проживающих в монастыре, было невелико, не более полутора десятка человек. Всего здесь насчитывается 22 пещеры разных размеров и назначения. Это кельи монахов, некоторые из них совсем маленькие с низкими потолками; складские пещеры, покои эконома, большой трапезный зал и, самое главное, пещерный храм. Это наиболее значительный пещерный храм в Крыму. Он разместился в большом естественном гроте площадью более 150 кв. метров. Грот имеет скруглённую форму, сужаясь к востоку и западу. Для алтаря здесь вырубили специальное прямоугольное углубление, в стенах которого разместили ниши. Невысокая алтарная преграда отделяла апсиду от остальной части храма. В северо-восточной части церкви следы разрушенной купели. Вдоль северной и южной стены тянутся скамьи, в стенах вырублены усыпальницы, в полу — четыре могилы, одна из них маленькая, поэтому её часто принимают за детскую. Навряд ли это так, скорее, в неё был помещён ковчежец с частицей мощей святого подвижника. Обычно монастыри с трапезными, к которым относится и Челтер-Коба, были особо почитаемыми, в их храмах находились мощи святых и другие реликвии.
Феодор Стратилат родом из Евхаит, в начале IV-го столетия прославился добродетелью, мудростью и храбростью. Императором Константином он был назначен воеводой и правителем города Гераклея близ Чёрного моря. За свои добрые дела, кротость, правосудие, за веру Христову Федор подвергся гонениям и был распят на кресте. После снятия с креста и чудесного излечения по приказу царя Ликиния он принял мученическую смерть от рук палачей. Нас встречает самая крайняя очень маленькая пещера-келия всего 4?2 метра, с низким, высотой не более полутора метров, потолком. Кому принадлежала она? Может, благочестивому старцу, подвизавшемуся в обители, аскету и молитвеннику, имя которого известно ныне только Творцу, служению которому он всецело посвятил краткий миг земного бытия?.. Число монахов, проживающих в монастыре, было невелико, не более полутора десятка человек. Всего здесь насчитывается 22 пещеры разных размеров и назначения. Это кельи монахов, некоторые из них совсем маленькие с низкими потолками; складские пещеры, покои эконома, большой трапезный зал и, самое главное, пещерный храм. Это наиболее значительный пещерный храм в Крыму. Он разместился в большом естественном гроте площадью более 150 кв. метров. Грот имеет скруглённую форму, сужаясь к востоку и западу. Для алтаря здесь вырубили специальное прямоугольное углубление, в стенах которого разместили ниши. Невысокая алтарная преграда отделяла апсиду от остальной части храма. В северо-восточной части церкви следы разрушенной купели. Вдоль северной и южной стены тянутся скамьи, в стенах вырублены усыпальницы, в полу — четыре могилы, одна из них маленькая, поэтому её часто принимают за детскую. Навряд ли это так, скорее, в неё был помещён ковчежец с частицей мощей святого подвижника. Обычно монастыри с трапезными, к которым относится и Челтер-Коба, были особо почитаемыми, в их храмах находились мощи святых и другие реликвии.
Такие монастыри посещались большим числом паломников. Ещё пять могил находятся в западной части храма. Следует сознавать, что до нас дошли лишь следы былого величия обители, лишь скальные стены пещер. В древности же пещеры были перегорожены снаружи каменными кладками, защищавшими иноков от непогоды и вторжения непрошеных «гостей», бродивших в окрестностях с целью наживы. Пещеры соединялись целой цепочкой деревянных балок и переходов, балкончиков. Татары, заметив их следы, дали этому месту название Челтер-Коба (челтер означает «решётка», «кружево»; коба — «пещера»).Проходя далее по краю обрыва, мы видим следы пещерных келий и глубокий, длинный 140-метровый грот, ведущий к живительному водному источнику. Приступать к нему, питавшему много веков назад иноков, следует с большим благоговением, ибо через него мы соединяемся со святостью подвижников Церкви прежних времён. Надо думать, монастырь существовал долго, по крайней мере, вплоть до 1475 года, когда турецкая армия Кедук-Ахмет-паши, захватив Феодосию, двинулась покорять княжество Феодоро и по пути разорила обитель.
В январе 2001 года древний монастырь посетил митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь. Осмотрев пещерные храмы и источник, он сказал: «Место это создано для молитвы, и нужно вдохнуть снова жизнь в монастырские стены». С 2003 года начались восстановительные работы. Возобновлены богослужения в главном храме, восстановлены кельи и звонница.
21 июня 2012 года в Челтер-Коба — пещерном мужском монастыре Феодора Стратилата прошёл престольный праздник. Торжественно молился с братией монастыря Митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь.
Приветствуя братию монастыря, священство и многочисленных прибывших паломников, Митрополит Лазарь напомнил о высоком служении монашества, об их вкладе в дело возрождения Крымских древних обителей, которые становятся светочами для всего верующего народа.
В январе 2001 года древний монастырь посетил митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь. Осмотрев пещерные храмы и источник, он сказал: «Место это создано для молитвы, и нужно вдохнуть снова жизнь в монастырские стены». С 2003 года начались восстановительные работы. Возобновлены богослужения в главном храме, восстановлены кельи и звонница.
21 июня 2012 года в Челтер-Коба — пещерном мужском монастыре Феодора Стратилата прошёл престольный праздник. Торжественно молился с братией монастыря Митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь.
Приветствуя братию монастыря, священство и многочисленных прибывших паломников, Митрополит Лазарь напомнил о высоком служении монашества, об их вкладе в дело возрождения Крымских древних обителей, которые становятся светочами для всего верующего народа.