Военнослужащим рассказали об Успенском посте
14 августа миссионер храма в честь святых 12 Апостолов встретилась с моряками воинской части А3319 ВМСУ. Темой встречи был избран наступивший Успенский пост, а также праздник Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня (медовый Спас) и память святых мучеников Маккавеев, которая празднуется в первый день Успенского поста 14 августа начинается Успенский пост. Успенский пост – самый короткий из всех постов, он длится всего две недели. Начинается Успенский пост янтарным медовым Спасом, центр его – Преображение Господне, заканчивается лазурным праздником Успения Божией Матери.
В первый день Успенского поста, празднуется Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня.
Этот праздник был установлен в Константинополе по причине болезней, часто бывавших там в августе. Начало этого праздника относится к IX веку, а с ХII-ХIII веков он утвердился во всех поместных Церквях. В Константинополе был обычай, по которому ежегодно часть Животворящего Древа Креста Господня, хранившаяся в домовой церкви византийских императоров, износилась в храм св. Софии, где совершалось водосвятие. Затем, начиная с первого августа, две недели эта святыня носилась по городу, при этом служили литии "для освящения мест и отвращения болезней". 14 августа Животворящее Древо Креста переносили обратно в царские палаты.
Русское название праздника "происхождение" - неверный перевод греческого слова, которое означает торжественную церемонию, крестный ход. Поэтому в название праздника добавлено слово "изнесение".
В Русской Церкви это празднество соединилось с воспоминанием о Крещении Руси 1 августа 988 года. В "Сказании действенных ?инов святыя соборныя и апостольския великия церкви Успения", составленном в 1627 году по повелению Патриарха Московского и всея Руси Филарета, дается такое объяснение праздника 1 августа: "А на происхождение в день Честного Креста бывает ход освящения ради водного и просвещения ради людского, по всем градам и весем".
Известие о дне Крещения Руси сохранилось в хронографах XVI века: "Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа 1 ". В этот праздник в храмах полагается вынос Креста и поклонение ему. По принятому ныне в Русской Церкви чину малое освящение воды 1 августа совершается до или после литургии.
Вместе с освящением воды совершается освящение меда (поэтому этот праздник и называется в народе "Первый медовый Спас", "Спас на воде", "Мокрый Спас").
С этого дня благословляется вкушение его нового сбора.
Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице, отмечаемое в этот же день, установлено по случаю, знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и Честного Креста во время сражений святого благоверного князя Андрея Боголюбского (1157-1174) с волжскими болгарами. В 1164 году Андрей Боголюбский предпринял поход против поволжских болгар, теснивших угнетенных жителей Ростовской и Суздальской земли. Уповая на помощь Царицы Небесной, князь взял с собой Ее чудотворную икону, которая была принесена им из Киева и впоследствии получила наименование Владимирской. Два священника в облачении несли перед войском святую икону и Честный Крест Христов. Перед сражением благочестивый князь, приобщившись святых Тайн, обратился с горячей молитвой к Богородице: "Всяк уповаяй на Тя, Госпоже, не погибнет, и я грешный имею в Тебе стену и покров". Вслед за князем пред иконой пали на колени полководцы и воины и, приложившись к образу, пошли против врага.
Болгары были разбиты и обращены в бегство. По преданию, в тот же день греческим императором Мануилом была одержана победа над сарацинами. Непреложным доказательством чудесности обеих этих побед послужили огромные огненные лучи, выходившие от бывших в войсках икон Спасителя, Божией Матери и Святого Креста. Эти лучи покрывали полки благоверных правителей Греции и России и видны были всеми сражавшимися. В память об этих чудесных победах, с обоюдного согласия князя Андрея и императора Мануила и по благословению представителей высшей церковной власти, и был установлен праздник Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. Также, согласно церковному календарю 14 августа празднуется память ветхозаветных мучеников за веру — Маккавеев.
Около двухсот лет продолжалось мидийско-персидское владычество над иудеями. Возвращаясь из Вавилонского плена они попадали под власть персидских, а затем греческих царей, которые преследовали их за истинную веру и принуждали к идолопоклонству. Особенно жестоким гонителем был царь Антиох Епифан. Этот царь хотел, чтобы все его подданные говорили на одном греческом языке и кланялись только греческим богам, то есть языческим идолам. Многие из иудеев повиновались царю, но другие готовы были лучше умереть, чем отступить от истинной веры своих отцов. Одного старца, Елеазара, царские правители заставляли есть запрещённую законом Моисеевым пищу. Когда он отказался, его стали уговаривать, чтобы он показал только вид перед народом, будто он ест запрещённое законом. Но Елеазар и на это ответил: «В мои лета недостойно лицемерить; если молодые узнают, что девяностолетний Елеазар уклонился в язычество, то и они могут соблазниться и отойти от веры». Тогда его повлекли к мучителю, и Елеазар мужественно умер за истинную веру. Однажды к самому царю привели женщину Соломонию с семью сыновьями. Царь принуждал их съесть запрещённое Законом, но они смело отвечали ему: «Мы готовы лучше умереть, чем преступить закон наших отцов». Тогда царь предал их жестоким мучениям. Им вырезали языки, отсекали пальцы на руках и на ногах, сдирали кожу с головы, и живыми жгли на раскалённых сковородах. Так были замучены шесть братьев Маккавеев. Самого младшего царь с лаской убеждал не противиться. Он обещал щедро наградить его и, наконец, обратился к матери, чтобы она дала совет своему сыну подчиниться и исполнить требование царя. Но Соломония подошла к сыну и сказала: «Сын мой! Не бойся этого мучителя и встреть смерть так же, как твои братья, чтобы я могла всех вас вместе встретить в будущей вечной жизни». Тогда царь предал смерти и младшего брата, подвергнув его ещё большим мучениям. Затем была замучена и сама мать. Это и есть ветхозаветное семейство мучеников Маккавеев (166 г.до Р.Х.). На защиту истинной веры и своего отечества восстал священник Маттафия с пятью своими сыновьями. Около них скоро собралось много ревнителей Божьего закона. Особенной храбростью из сыновей Маттафии отличался Иуда, названный в память мучеников Маккавеем. Иуда Маккавей с небольшим войском много раз побеждал сирийцев. Но раз его окружило многочисленное войско сирийское (22 тысячи), а у него было только 800 человек. Иуда погиб геройской смертью. Он не согласился бежать от врагов и тем помрачить свою славу. Брат его Симон окончательно разбил сирийские войска, очистив от них город Иерусалим с храмом, и освободил свой народ от владычества греческих царей, царствовавших в Сирии. В благодарность за это иудеи постановили, что на будущее время, до самого пришествия Спасителя, старший из рода Симонова должен быть у них первосвященником и правителем народа. Освободившись от владычества греков, иудеи недолго пользовались свободой. Вскоре (64 год до Р.Х.) ими овладели римляне, и правителем над Палестиною был поставлен Ирод, прозванный Великим, в дни царствования которого родился Спаситель мира Иисус Христос. Успенский пост уже считается осенним, и, действительно – он открывает врата нового времени года, а завершает церковный год: 14 сентября по новому стилю – церковное новолетие. Успенский пост - единственный, посвященный Богородице: он начинается за две недели до праздника Успения Пресвятой Богородицы. Успенский пост почти такой же строгий, как и Великий пост: рыба разрешается только в Праздник Преображения Господня. Успенский пост установлен с древних времен христианства – упоминания о нем известны с 450 г