В Севастополе отметили 70-летие окончания второй героической обороны

03.07.12
1299 просмотров

3 июля в Севастополе торжественно отметили 70-летие окончания второй героической обороны Черноморской твердыни. Начался этот день с торжественного возложения венков и цветов к Мемориалу героическим защитникам Севастополя 1941-42 гг. на площади Нахимова. В мероприятиях приняли участие представители Севастопольской госадминистрации, городского совета, Черноморского флота России, Военно-морских сил Украины, ветераны-участники обороны и освобождения Севастополя. В памятных мероприятиях принял участие благочинный Севастопольского округа протоиерей Сергий Халюта, а так же директор духовно просветительского центра Севастопольского церковного округа Евгений Халайчев. Далее в часовне Архистратига Михаила на 35 береговой батарее настоятелем храма Святителя Николая в б. Камышовая протоиереем Сергием Федоровым была отслужена панихида. За богослужением молились представители большой делегации ветеранов из г. Киева. В ее составе участники обороны Севастополя, Сталинграда, Одессы и Кавказа. Гости музейного комплекса и делегации ветеранов также стали участниками открытия учебно-экспозиционного зала стрелкового оружия Великой Отечественной войны и посмотрели фильм «Трое суток после бессмертия», который демонстрировался кинопередвижкой севастопольского исторического клуба «Красная Армия». Днем на территории комплекса открылась выставка фотопортретов защитников Севастополя 1941-42гг. и участников Великой Отечественной войны «Живая память». В залах комплекса состоялся допремьерный показ фильма «О чем молчала 35-я батарея», снятого в этих местах известным московским режиссером Олегом Штромом. И завершилось мероприятие концертом «Помнить, чтобы жить…» в исполнении симфонического оркестра Крымской филармонии. Архивные данные о событиях последних дней обороны Севастополя повествуют нам следующее. Захват 11-й немецкой армией Керченского полуострова создал критическую обстановку для Севастополя. Оставив на Керченском полуострове ослабленный в боях 42-й корпус, немецко-фашистское командование направило основные силы под Севастополь и приступило к подготовке генерального наступления на главную базу Черноморского флота.
Сосредоточение на аэродромах Крыма и на посадочных площадках вблизи Севастополя авиации позволило противнику добиться господства в воздухе и установить воздушную блокаду окруженного города. 20 мая Манштейн отдал приказ, определявший задачи его войск, начало и порядок размещения пехотных частей и соединений, артиллерии, танков и авиации, а также пополнения их за счет маршевых подразделений. Немецко-фашистское командование рассчитывало захватить Севастополь в течение четырех-пяти дней, а высвободившуюся после этого 11-ю армию направить на Кавказ для участия в захвате нефтяных районов.
План командования 11-й армии предусматривал нанесение двух охватывающих ударов - с севера и юго-востока - с целью окружения наших войск в районе восточнее города. Ближайшую задачу противник видел в выходе к Северной бухте и захвате командной высоты - Сапун-горы. Вот что впоследствии писал о замысле этой операции генерал-полковник Манштейн. "Оценивая возможности проведения наступления на этот укрепленный район, командование армии пришло, в основном, к тем же выводам, что и в прошлом году. Центральный участок фронта для решительного наступления не годился. Бой в лесистой местности потребовал бы слишком много жертв, потому что здесь действия артиллерии и авиации, которые были главным козырем в наших руках, никогда не могли бы стать достаточно эффективными. Оставалось только вести наступление с севера и северо-востока, а также в южной части восточного участка. При этом главный удар, по крайней мере, на первом этапе, должен был наноситься с севера... Но ясно было также и то, что от наступления на юге отказываться было нельзя. Во-первых, необходимо было добиться распыления сил противника, атакуя его с разных сторон. Во-вторых, нужно было иметь в виду, что, даже потеряв часть укрепленного района за бухтой Северная, противник будет пытаться удержаться еще в самом городе и на Херсонесском мысу. Изложенные выше соображения и легли в основу операции, которая была зашифрована под условным названием "Лов осетра". Считая решающей силой артиллерию и авиацию, которые своим огнем должны были разрушить все инженерные сооружения и уничтожить все живое в Севастопольском оборонительном районе до начала атаки пехоты, немецкое командование начало подготовку третьего наступления варварским разрушением города. На рассвете 20 мая артиллерия, а затем и авиация противника нанесли ряд ударов по городу, войскам и объектам базы. И так было каждые сутки вплоть до 7-го июня - начала третьего вражеского наступления.
Однако авиационную и артиллерийскую подготовку наступления следует разделить на два взаимосвязанных этапа. На первом (20 мая - 2 июня) авиация противника действовала небольшими группами, плотность огня полевой артиллерии была меньше, чем на втором этапе. Удары наносились преимущественно по городу, порту, артиллерийским позициям, аэродромам, командным пунктам. Немецко-фашистское командование пыталось ослабить противовоздушную оборону Севастополя, измотать ее, подорвать моральную стойкость защитников, помешать проведению оборонительных работ, уничтожить расположение огневых средств, заставить защитников расходовать боеприпасы.
На втором этапе (2-7 июня) противник наносил артиллерийские и авиационные удары по боевым порядкам войск, огневым позициям артиллерии, командным пунктам частей, соединений и узлам связи, особенно в полосе вдоль Ялтинского шоссе, пос. Камары, Сапун-гора, в полосе Камышлы, кордон Мекензия № 1, ст. Мекензиевы Горы, Бельбек. За этот период немецкая авиация сделала свыше 9 тыс. самолето-вылетов, сбросила до 45 тыс. авиабомб весом 100, 250 и 1000 кг, а артиллерия выпустила 126 тыс. снарядов крупного калибра. Таким образом, на каждый метр передового рубежа обороны, в пределах указанных полос, противник израсходовал до 1,5 т металла (снарядов, мин, особенно авиабомб). В городе было разрушено 4640 и повреждено 3000 зданий, вызвано свыше 500 пожаров, убито 138 и ранен 171 мирный житель, не считая тех, кто погиб под обломками зданий.
Разрушенный, сожженный огнем пожаров Севастополь жил, трудился, боролся. Люди продолжали работать среди развалин, в скалах, подземельях. Ежедневно после вражеских ударов велись восстановительные работы. Особенно много работы выпадало на долю команд МПВО и связистов. Специальные части и население все время поддерживали дороги в таком состоянии, чтобы по ним могли проехать автомашины с техникой и войсками. Личный состав всех родов войск и сил ежедневно трудился над восстановлением и совершенствованием инженерных сооружений.
В период артиллерийской и авиационной подготовки противником нового наступления войска СОР вели ответные боевые действия. Авиация и силы ПВО базы ежедневно вступали в бой с вражескими самолетами. Артиллерия СОР вела контрбатарейную борьбу с вражеской артиллерией и совершала огневые налеты по резервам. Только 2-7 июня, отражая налеты немецкой авиации, летчики-истребители 3-й авиагруппы уничтожили 32 самолета, а летчики-штурмовики и бомбардировщики - 35 машин с войсками и грузами, 5 танков, 12 минометов и до трех рот пехоты. Зенитная артиллерия СОР произвела 12 366 выстрелов, сбила 30 и подбила семь самолетов противника.
Начав 7 июня третье наступление на Севастополь, противник наткнулся на сильное сопротивление его защитников, которые стояли насмерть. О взятии города в несколько суток, как планировало командование 11-й немецкой армии, не могло быть и речи.
Противник нес большие потери. Не считаясь с ними, вражеское командование беспрерывно бросало в бой новые силы, ибо располагало мощными резервами. Наступление вражеской пехоты с каждым днем усиливалось, она вгрызалась в нашу оборону. И все же ей не удалось в июне овладеть городом.
Не имея достаточных людских и материальных резервов, судьба главной базы зависела от перевозок морем. Транспорты Черноморского морского пароходства, боевые надводные и подводные корабли Черноморского флота доставляли для войск СОР маршевые пополнения, боевую технику, горючее, продовольствие и другое необходимое военное имущество, и это позволило защитникам города достаточно длительно держаться.
Воины-приморцы и моряки-черноморцы геройски сражались за каждый клочок севастопольской земли, проявляя при этом исключительное мужество и массовый героизм. Они несли потери в живой силе, боевой технике и оружии. Вскоре все резервы были исчерпаны. Перевозки морем, в силу ряда причин, не могли восполнить потери и тем более создать неснижаемый запас снарядов для артиллерии. 30 июня наступил критический момент - у защитников Севастополя практически закончились арт-боеприпасы. У них оставалось всего 1259 снарядов для полевой артиллерии среднего калибра и ни одного снаряда для тяжелой артиллерии, некоторое количество боеприпаса имелось для противотанковой артиллерии и минометов 50-мм калибра.
Таким образом, противотанковая артиллерия, 50-мм минометы и стрелковое оружие стали основными для ведения боя, тогда как огневая мощь противника с сокращением линии фронта еще более возросла. День и ночь тяжелогруженые железнодорожные поезда подвозили боеприпасы для 11-й немецкой армии.
После овладения противником центральной частью города (1 июля) войска СОР продолжали сопротивление на его окраинах - в районе Стрелецкой, Казачьей и Камышовой бухт. Они нередко переходили в контратаки, вели бои в окружении. Так было каждый день. "Немцы часто бежали даже тогда, когда у нас не оставалось ничего, кроме желания бить, рвать, уничтожать", - вспоминает участник этих боев полковник И.Ф. Хомич.
Только 5 июля закончилось организованное сопротивление на последнем рубеже - мысе Херсонес. Защитники Севастополя спустились к воде под обрывистые скалы. И здесь под кручей, разбившись на группы, они продолжали сопротивление. Только 12 июля оставшиеся воины, полуживые от голода, ран, жажды и усталости, были захвачены врагом.

03.07.12
1299 просмотров

0 комментариев
Войдите, чтобы оставить комментарий. Простая в два клика.
Пока никто не оставил комментариев к этой статье. Вы можете стать первым!

Читайте также: