У Поклонного Креста на вершине Ильяс-Кая отслужен молебен
2 августа, в день памяти св. пророка Илии, на вершине Ильяс-Кая (наивысшая точка Ласпинского горного амфитеатра) состоялся молебен с чтением акафиста великому святому. В восхождении на гору, на гребне которой в X-XIII вв. стоял храм в честь св. пророка Илии, построенный жителями деревни Ласпи (древнего поселения, покинутого жителями в 1778 году при переселении местных христиан в Приазовье), и молитве на ней приняли участие казаки Координационного совета при Севастопольском благочинии и прихожане севастопольских храмов.
Подъём на гору не был таким трудным, каким он стал для тех, кто в конце декабря прошлого года поднимался туда для освящения Поклонного Креста, но тем не менее и сейчас, в разгар лета, для некоторых пожилых паломников этот поход явился настоящим подвигом преодоления себя и своих немощей. Но несмотря на все препятствия все - и стар, и млад - поднялись на вершину и сотворили дружную молитву к святому Божьему угоднику.
Незадолго до восхождения, утром наступившего дня, в Севастополе и окрестностях пролился обильный дождь, утешив иссохшую землю, но уже к полудню установилась солнечная и очень приветливая погода, дав возможность и паломникам беспрепятственно вознести утешающую их души молитву. Возглавивший молитвенное предстояние пред Господом настоятель храма св. Димитрия Солунского иерей Евгений Решетков в своём поздравительном по случаю "престольного праздника горы сей" слове в частности отметил: "Здесь, в Крыму, где не так давно, каких-то 70-80 лет назад, прокатилась наиболее мощная волна гонений на Православную Церковь, осталось ещё много мест, на которых молитвенная эстафета была прервана и на которых сейчас эта молитва возрождается. На том месте, где мы с вами сейчас находимся, молитва была прервана ещё раньше - много-много веков назад, и все мы сегодня участвуем в историческом событии - возобновлении соборной молитвы на месте древнейшего христианского поселения. Возблагодарим же Господа, оказавшего нам столь великую милость - в день святого Божьего пророка Илии помолиться там, где просили его о помощи и заступлении ещё наши далёкие предки".
Молитва объединила и сплотила не только людей: даже представители животного мира, населяющие склоны Ильяс-Кая, сползлись и сбежались к подножию Креста, притянутые силой искренних человеческих воздыханий ко Господу и Его великому угоднику - на радость всем, молившимся на вершине, а особенно самым маленьким паломникам, откуда ни возьмись на камнях, которыми в изобилии посыпана святая гора, появилось множество крупных ящериц и несколько горных козлов. После милого и совершенно безбоязненного с чьей бы то ни было стороны общения между людьми и братьями нашими меньшими начался спуск с заоблачной вершины, подарившей православным севастопольцам такой незабываемый праздник...
Историческая справка:
Вершина Ильяс-Кая, или Святого Ильи (681 метр), - наивысшая точка всего Ласпинского амфитеатра в Крыму. Величественный утес, напоминающий нос каменного корабля, доминирует над всей Ласпинской долиной. Дорога туда поднимается через лес от усадьбы Ласпинского лесничества. Неспешный подъем проходит через развалины построек обширного позднесредневекового поселения, собственно деревни Ласпи, покинутой жителями в 1778 году, при переселении местных христиан в Приазовье.
Несколько восточнее и выше дороги и руин деревни непременно привлечет внимание группа отдельных скал, имеющих вид вертикально стоящих зубцов, называемых Тышлар (в переводе с тюркского «зубы»). В старых изданиях их также называют Сахарные Головки, они прекрасно просматриваются и с трассы Ялта - Севастополь. Интереснее всего они выглядят, когда смотришь на них сверху, со склона горы Ильяс-Кая. Выделяясь на фоне леса, расположенные почти правильным кольцом, гигантские вертикально стоящие глыбы производят впечатление едва ли не рукотворной мегалитической постройки, на манер британского Стоунхенджа, капища неведомых древних народов. Окружающий ландшафт вполне соответствует подобным настроениям. Однако Тышлар - это затейливое творение природы.
Непосредственно на гребень Ильяс-Кая предстоит взбираться как бы по огромным каменным ступеням. Уплощенную вершину Ильяс-Кая, некогда отторгнутую от единого горного массива, справедливо сравнить с маленьким ломтиком крымской яйлы, словно отрезанным ножом и поставленным отдельно какой-то гигантской неведомой силой.
Автору старейшего, изданного в 1834 году на французском языке путеводителя по Крыму К. Монтандону было известно, что на вершине Святого Ильи «можно осмотреть остатки маленькой часовни» и что недавно там нашли «колонну с капителью неправильного ордера».
В сезон 1966 года археологов ожидали здесь интересные находки. Археологическим отрядом под руководством Е. А. Паршиной были исследованы руины укрепленного средневекового монастыря X-XIII веков, располагавшегося на северном склоне гребня горы Ильяс-Кая. У подножия северного склона и к югу от перевала Мачук-Ильяс-Кая были отмечены остатки оборонительной стены, ныне имеющей вид задернованного каменного вала. Ее толщина превышала метр, а высоту по мощности развала приблизительно можно оценить метра в три-четыре. Стена перегораживала единственный удобный подход к склону горы, на котором располагалась группа небольших, но вполне основательных, сложенных с применением известкового раствора и крытых черепицей построек. Предположительно, тут располагался десяток маленьких аккуратных келий.
Над ними, на гребне горы менее чем в 50 метрах от ее вершины, стоял храм. В свое время Ф.Дюбуа де Монпере описал его следующим образом: «Верные! старым греческим традициям, жители Ласпи построили храм на наивысшей точке скалы, видимой издалека с поверхности моря. Здесь чувствуешь величие богов. Церковь, посвященная святому Илье, была местом частых паломничеств. Перешеек служил мостом, для того чтобы добраться пешком до подножия утеса. Отсюда можно довольно легко подняться на вершину горы, идя по тропе, которая извивается между лежащими здесь развалинами домов, через мох и заросли. Часовня Святого Ильи, занимающая наивысшую точку горы, сейчас лишь развалина, украшения которой были выполнены из инкерманского известняка».
По местным меркам храм был немалых размеров. Его площадь составляет около 25 квадратных метров. Здание состояло из одного прямоугольного в плане помещения, завершенного с восточной стороны алтарным полукружием - апсидой. Сводчатое перекрытие храма покоилось на трех полукруглых арках. Вдоль продольных стен располагались каменные скамьи. Их использовали в часы долгих ночных служб, практиковавшихся в монастырских общинах, особенно при чтении нескончаемых псалмов. Справа от входа, находившегося в западной стене, располагалась ниша - аркосолий, под которой находилась гробница, содержавшая более десятка погребений. Полом храму служила поверхность скалы, подтесанная неравномерно, посему отдельные части помещения храма приподняты друг над другом на две-три ступени. Внутри храм был оштукатурен и расписан фресками, от которых сохранились лишь разрозненные фрагменты разноцветной штукатурки. Предполагается, что в сюжетах росписи присутствовали восточно-византийские орнаменты, фигуры и лики святых, а местами стены были оформлены под ценные сорта камня. Как уже отмечалось, храм расположен на гребне, в 60–70 шагах от вершины горы. Не исключено, что средневековые строители обезопасили свое творение от поражения молнией. Нужно отметить, что пережидать здесь грозу - дело жутковатое, но само зрелище весьма величественно.
Оставляя вершину, археологи выложили на скале фрагменты кровли храма, использовав сохранившиеся керамиды, и одну из арок свода из найденных здесь же клинчатых блоков. К сожалению, ныне от этой импровизированной экспозиции не осталось и следов, да и сами фундаменты храма Святого Ильи заметно разрушаются под натиском стихий и невежественных экскурсантов.
Как добраться?
Подъем на гору Ильяс-Кая начинается от остановки "Ласпи" на шоссе "Ялта-Севастополь". До нее можно добраться на междугородном автобусе "Ялта-Севастополь", из Севастополя или Фороса на автобусе "Форос-Севастополь".
Историческая справка:
Вершина Ильяс-Кая, или Святого Ильи (681 метр), - наивысшая точка всего Ласпинского амфитеатра в Крыму. Величественный утес, напоминающий нос каменного корабля, доминирует над всей Ласпинской долиной. Дорога туда поднимается через лес от усадьбы Ласпинского лесничества. Неспешный подъем проходит через развалины построек обширного позднесредневекового поселения, собственно деревни Ласпи, покинутой жителями в 1778 году, при переселении местных христиан в Приазовье.
Несколько восточнее и выше дороги и руин деревни непременно привлечет внимание группа отдельных скал, имеющих вид вертикально стоящих зубцов, называемых Тышлар (в переводе с тюркского «зубы»). В старых изданиях их также называют Сахарные Головки, они прекрасно просматриваются и с трассы Ялта - Севастополь. Интереснее всего они выглядят, когда смотришь на них сверху, со склона горы Ильяс-Кая. Выделяясь на фоне леса, расположенные почти правильным кольцом, гигантские вертикально стоящие глыбы производят впечатление едва ли не рукотворной мегалитической постройки, на манер британского Стоунхенджа, капища неведомых древних народов. Окружающий ландшафт вполне соответствует подобным настроениям. Однако Тышлар - это затейливое творение природы.
Непосредственно на гребень Ильяс-Кая предстоит взбираться как бы по огромным каменным ступеням. Уплощенную вершину Ильяс-Кая, некогда отторгнутую от единого горного массива, справедливо сравнить с маленьким ломтиком крымской яйлы, словно отрезанным ножом и поставленным отдельно какой-то гигантской неведомой силой.
Автору старейшего, изданного в 1834 году на французском языке путеводителя по Крыму К. Монтандону было известно, что на вершине Святого Ильи «можно осмотреть остатки маленькой часовни» и что недавно там нашли «колонну с капителью неправильного ордера».
В сезон 1966 года археологов ожидали здесь интересные находки. Археологическим отрядом под руководством Е. А. Паршиной были исследованы руины укрепленного средневекового монастыря X-XIII веков, располагавшегося на северном склоне гребня горы Ильяс-Кая. У подножия северного склона и к югу от перевала Мачук-Ильяс-Кая были отмечены остатки оборонительной стены, ныне имеющей вид задернованного каменного вала. Ее толщина превышала метр, а высоту по мощности развала приблизительно можно оценить метра в три-четыре. Стена перегораживала единственный удобный подход к склону горы, на котором располагалась группа небольших, но вполне основательных, сложенных с применением известкового раствора и крытых черепицей построек. Предположительно, тут располагался десяток маленьких аккуратных келий.
Над ними, на гребне горы менее чем в 50 метрах от ее вершины, стоял храм. В свое время Ф.Дюбуа де Монпере описал его следующим образом: «Верные! старым греческим традициям, жители Ласпи построили храм на наивысшей точке скалы, видимой издалека с поверхности моря. Здесь чувствуешь величие богов. Церковь, посвященная святому Илье, была местом частых паломничеств. Перешеек служил мостом, для того чтобы добраться пешком до подножия утеса. Отсюда можно довольно легко подняться на вершину горы, идя по тропе, которая извивается между лежащими здесь развалинами домов, через мох и заросли. Часовня Святого Ильи, занимающая наивысшую точку горы, сейчас лишь развалина, украшения которой были выполнены из инкерманского известняка».
По местным меркам храм был немалых размеров. Его площадь составляет около 25 квадратных метров. Здание состояло из одного прямоугольного в плане помещения, завершенного с восточной стороны алтарным полукружием - апсидой. Сводчатое перекрытие храма покоилось на трех полукруглых арках. Вдоль продольных стен располагались каменные скамьи. Их использовали в часы долгих ночных служб, практиковавшихся в монастырских общинах, особенно при чтении нескончаемых псалмов. Справа от входа, находившегося в западной стене, располагалась ниша - аркосолий, под которой находилась гробница, содержавшая более десятка погребений. Полом храму служила поверхность скалы, подтесанная неравномерно, посему отдельные части помещения храма приподняты друг над другом на две-три ступени. Внутри храм был оштукатурен и расписан фресками, от которых сохранились лишь разрозненные фрагменты разноцветной штукатурки. Предполагается, что в сюжетах росписи присутствовали восточно-византийские орнаменты, фигуры и лики святых, а местами стены были оформлены под ценные сорта камня. Как уже отмечалось, храм расположен на гребне, в 60–70 шагах от вершины горы. Не исключено, что средневековые строители обезопасили свое творение от поражения молнией. Нужно отметить, что пережидать здесь грозу - дело жутковатое, но само зрелище весьма величественно.
Оставляя вершину, археологи выложили на скале фрагменты кровли храма, использовав сохранившиеся керамиды, и одну из арок свода из найденных здесь же клинчатых блоков. К сожалению, ныне от этой импровизированной экспозиции не осталось и следов, да и сами фундаменты храма Святого Ильи заметно разрушаются под натиском стихий и невежественных экскурсантов.
Как добраться?
Подъем на гору Ильяс-Кая начинается от остановки "Ласпи" на шоссе "Ялта-Севастополь". До нее можно добраться на междугородном автобусе "Ялта-Севастополь", из Севастополя или Фороса на автобусе "Форос-Севастополь".
03.08.12
1235 просмотров
0 комментариев
Пока никто не оставил комментариев к этой статье. Вы можете стать первым!