Радоница во Владимирском соборе усыпальнице адмиралов

14.05.24
343 просмотров

Во вторник 2-й седмицы по Пасхе  Православная Церковь отмечает Радоницу, с этого дня в храмах вновь начинают совершаться заупокойные службы, которые отменялись на период  от  Великого Четверга до Фоминой недели, и обычно верующие идут в храм  помолиться и разделить с умершими пасхальную радость. Во Владимирском соборе усыпальнице адмиралов в этот день были совершены   Божественная литургия и панихида. Богослужение возглавил благочинный  Севастопольского округа протоиерей Сергий Халюта в сослужении  духовенства собора.

Радоница — 9-й день от Пасхи — родительский день, день особого поминовения усопших
“Для   посещения кладбища Церковь назначает специальный день – Радоницу (от   слова радость – ведь праздник Пасхи продолжается), и этот праздник   совершается во вторник после пасхальной недели. Обычно в этот день  после  вечернего богослужения или после Литургии совершается полная  панихида, в  которую включаются и пасхальные песнопения. Верующие  посещают кладбище –  помолиться об усопших. Нужно помнить, что традиция  оставлять еду,  пасхальные яйца на могилах – это язычество, которое  возродилось в  Советском Союзе, когда государство преследовало правую  веру. Когда  преследуют веру – возникают тяжелые суеверия.

Душам   наших усопших близких нужна молитва. Неприемлем с церковной точки   зрения обряд, когда на могиле ставят водку и черный хлеб, а рядом –   фотографию усопшего: это, говоря современным языком, – новодел, т.к.,   например, фотография появилась немногим более ста лет назад: значит, и   традиция эта новая. Что касается поминовения усопших спиртным: любая   пьянка недопустима. В Священном Писании разрешается употребление вина:   «Вино веселит сердце человека» (Псалтирь 103:15), но предостерегает от   излишества: «Не упивайтеся вином, в нем же есть блуд» (Еф. 5:18). Можно   выпить, но нельзя напиваться.

"И   снова повторю, усопшим нужна наша усердная молитва, наше чистое сердце  и  трезвенный ум, милостыня, подаваемая за них, но никак не водка”, -   напоминает священник Александр Ильяшенко. По свидетельству святителя   Иоанна Златоуста (IV в.), этот праздник отмечался на христианских   кладбищах уже в древности. Особое место Радоницы в годичном круге   церковных праздников — сразу после Светлой пасхальной недели — как бы   обязывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти   близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь — жизнь   вечную. Победа над смертью, одержанная смертью и воскресением Христа,   вытесняет печаль о временной разлуке с родными, и поэтому мы, по слову   митрополита Антония Сурожского, «с верой, надеждой и пасхальной   уверенностью стоим у гроба усопших».

Как относиться к могиле православного христианина
Кладбища   – это священные места, где покоятся тела умерших до будущего   воскресения. Даже по законам языческих государств усыпальницы считали   священными и неприкосновенными. Из глубокой дохристианской древности   идет обычай отмечать место погребения устройством над ним холма.  Переняв  этот обычай, христианская Церковь украшает могильный холм  победным  знамением нашего спасения – Святым Животворящим Крестом,  начертанным на  надгробной плите или поставленным над надгробием. Мы  называем наших  покойных усопшими, а не умершими, потому что в  определенное время они  встанут из гроба.

Могила  – это место будущего воскресения, и  поэтому необходимо соблюдать ее в  чистоте и порядке. Крест на могиле  православного христианина –  молчаливый проповедник блаженного бессмертия  и воскресения. Водруженный  в землю и возвышающийся к небу, он знаменует  веру христиан в то, что  тело умершего находится здесь, в земле, а душа –  на небе, что под  крестом сокрыто семя, которое произрастает для жизни  вечной в Царстве  Божием. Крест на могиле ставят у ног покойного так,  чтобы Распятие было  обращено к лицу покойного. Надо особо следить, чтобы  крест на могиле  не покосился, был всегда окрашен, чист и ухожен.  Простой скромный крест  из металла или дерева более приличествует могиле  православного  христианина, нежели дорогие монументы и надгробия из  гранита и мрамора.

Как вести себя на кладбище
Придя   на кладбище, надо зажечь свечку, совершить литию (это слово в   буквальном смысле означает усиленное моление. Для совершения чина литии   при поминовении усопших надо пригласить священника. Более краткий чин,   который может совершить и мирянин, называется “Чин литии, совершаемой   мирянином дома и на кладбище”). По желанию можно прочитать акафист о   упокоении усопших.

Затем  прибрать могилу или просто помолчать,  вспомнить покойного. Не нужно  есть или пить на кладбище, особенно  недопустимо лить водку в могильный  холм – этим оскорбляется память  покойного. Обычай оставлять на могиле  рюмку водки и кусок хлеба “для  усопшего” является пережитком язычества и  не должен соблюдаться в  православных семьях. Не надо оставлять на  могиле еду, лучше отдать ее  нищему или голодному.

Как правильно поминать усопших
“Постараемся,   сколько возможно, помогать усопшим, вместо слез, вместо рыданий,  вместо  пышных гробниц – нашими о них молитвами, милостынями и  приношениями,  дабы таким образом и им, и нам получить обетованные  блага”, – пишет  святитель Иоанн Златоуст. Молитва за усопших – это  самое большое и  главное, что мы можем сделать для тех, кто отошел в мир  иной. По  большому счету, покойник не нуждается ни в гробе, ни в  памятнике – все  это дань традициям, пусть и благочестивым.

Но  вечно живая душа  почившего испытывает великую потребность в нашей  постоянной молитве,  потому что сама она не может творить добрых дел,  которыми была бы в  состоянии умилостивить Бога. Вот почему домашняя  молитва за близких,  молитва на кладбище у могилы усопшего – долг  всякого православного  христианина. Особенную помощь почившим оказывает  поминовение в Церкви.  Прежде чем посетить кладбище, кому-либо из  родственников следует прийти в  храм к началу службы, подать записку с  именем усопшего для поминовения в  алтаре (лучше всего, если это будет  поминание на проскомидии, когда за  усопшего вынут из особой просфоры  частичку, а затем в знак омовения его  грехов опустят в Чашу со Святыми  Дарами).

После  Литургии нужно  отслужить панихиду. Молитва будет действеннее, если  поминающий в этот  день сам причастится Тела и Крови Христовой. В  определенные дни года  Церковь творит поминовение всех от века  преставльшихся отцев и братий по  вере, сподобившихся христианской  кончины, равно и тех, кто был  настигнут внезапной смертью, не был  напутствован в загробную жизнь  молитвами Церкви. Панихиды, которые  совершаются в такие дни, именуются  вселенскими, а сами дни –  вселенскими родительскими субботами. Все они  не имеют постоянного  числа, а связаны с переходящим  великопостно-пасхальным циклом.

14.05.24
343 просмотров

0 комментариев
Войдите, чтобы оставить комментарий. Простая в два клика.
Пока никто не оставил комментариев к этой статье. Вы можете стать первым!

Читайте также: