В Севастопольском филиале РЭУ им. Г.В. Плеханова состоялась лекция в рамках духовно-просветительского проекта «Евангелие. Образы и образа. Серия «Моление о Чаше»
3 мая 2024 года в Севастопольском филиале РЭУ им. Г.В. Плеханова, в конференц-зале филиала, собрались студенты из трёх потоков первого курса, чтобы поучаствовать в интерактивном духовно-просветительском проекте «Евангелие. Образы и образа».
Духовно-просветительский проект «Евангелие. Образы и образа» представляет собой интерактивный электронный контент в формате мультимедийной платформы, посвящённый изучению Священного писания сквозь призму отечественного искусства. Стартовал проект в 2023 году, и стал основой региональной программы духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи.
Тема очередной лекции цикла: «Моление о Чаше», посвящённой событиям Страстной Седмицы.
Докладчиками выступили автор проекта, директор Севастопольского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова Игорь Андреевич Шевчук и настоятель храма Святителя Николая в Камышовой бухте протоиерей Сергий Фёдоров.
Главной темой лекции образовательного цикла «История в одной картине» стал евангельский сюжет «Моление о Чаше», где доклад был выстроен в сопоставлении и анализе «Образов»: картин И. К. Айвазовского «Моление о Чаше», 1897 г., и Василия Перова «Христос в Гефсимансокм саду», 1878 г., а также «Образа»: иконы Кирилла Уланова «Моление о Чаше» (кон. XVII- нач. XVIII в.) из церкви Введения Богородицы во храм в Брашнах (Богоявленское благочиние Московской епархии Русской Православной Церкви, имеет статус подворья Патриарха Московского и всея Руси. Басманный район Москвы).
Игорь Андреевич Шевчук, раскрывая тему лекции, чтобы объяснить слушателям смысл наивысшего трагизма внутренней духовной борьбы, происходящей в Богочеловеке, привёл пример из жизни людей различных эпох, когда человек, на грани сил, перед лицом смерти, тяжёлых потерь, достигает нравственного преображения, обращаясь к Богу, по-новому осознает себя, свою роль и место в жизни, своё предназначение.
Первый пример: из жизни одного военного, чудом выжившего во время первой Чеченской войны в жесточайшем сражении, где погибли все его однополчане. Солдат впервые обратился к Богу в аду миномётного боя, когда людей беспрерывными взрывами перемалывало с землёй и бетоном;
Второй пример: из жизни гениального немецкого композитора, который потерял слух в 44 года (!), но на грани отчаяния, открыв Богу, свою израненную душу, пишет блестящую ораторию «Христос на Масличной горе», посвящённую скорбящему Сыну Человеческому.
Вообще, самые потрясающие свои произведения Бетховен написал именно в период, когда стремительно терял слух. Так что у Бога Свои планы на нас, которые мы часто не можем постичь, но это всегда лучшее.
Совсем глухой композитор пишет ещё шесть сонат для фортепиано (№№27-32), четыре струнных квартета, два струнных квинтета, «Оду к радости» и грандиозную Девятую симфонию, которые стали взрывом сверхновой для музыкального искусства XIX и ХХ веков.
На партитуре девятой симфонии Людвиг ван Бетховен написал: «Жизнь есть трагедия. Ура!».
А ещё Бетховен говорил: «Пусть страдалец утешится, видя такого же страдальца, как и он сам, который, вопреки всем преградам, воздвигнутым самой природой, сделал всё, что было в его силах, дабы стать человеком, достойным этого имени».
Третий пример: из жизни художника Василия Перова, который заболев туберкулёзом, что в 19 веке было смертельным приговором, переосмысливает своё отношение к жизни и искусству пишет картину «Христос в Гефсимансокм саду».
«Эта работа, наряду с другими: «Распятие», «Снятие со креста» стали своего рода символом покаянного возвращения художника, начавшего свои шаги в искусстве «разоблачителем» Церкви, на Истинный путь.
Перов — первый русский художник, вставший на путь утверждения исключительно религиозного начала вообще в искусстве, а не только в исторической живописи. Картины Василия Перова имели огромное влияние на общество того времени, побуждая к новому осмыслению и пониманию мира, где присутствуют добро и справедливость» (Миненко Е.В.)
Второй докладчик, протоиерей Сергий Фёдоров, — рассказал студентам о событиях Страстной Седмицы, предваряющих величайший Праздник в человеческой истории — Воскресение Господа и Спаса нашего Иисуса Христа.
Батюшка, используя примеры из Ветхого и Нового Заветов, показал, как изменился мир с приходом Христа, как Господь сквозь тысячелетия выстраивает жизнь каждого человека в отдельности и общества (государства, цивилизации) в целом; рассказал о главном богослужении Православной Церкви – Божественной литургии; как, изменяя законы пространства и времени, Божественная литургия, соединяет первую Евхаристию на Тайной Вечере в Сионской горнице, совершённую 2000 лет назад, Царство Небесное будущего века, и каждого причастника Святых Таинств, преображая личность, здесь и сейчас (выше всякого человеческого понимания), в одно целое с Творцом вселенной.
После лекции директор филиала познакомил о. Сергия с историко-патриотическими и культурными проектами, разработанными в стенах университета, а также провёл экскурсию по залам, где размещается 42-й виртуальный филиал Русского музея и проходят выставки художников Севастополя, Крыма и России, а также тематические выставки картин, фотографий, скульптур и др. направлений, посвященных памяти выдающихся исторических деятелей, важным историческим датам и государственным праздникам.
Батюшка поприсутствовал на мастер-классе по росписи пасхальных яиц, которые будут переданы в дар школьникам, бойцам СВО и их семьям.
Духовно-просветительский проект «Евангелие. Образы и образа» представляет собой интерактивный электронный контент в формате мультимедийной платформы, посвящённый изучению Священного писания сквозь призму отечественного искусства. Стартовал проект в 2023 году, и стал основой региональной программы духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи.
Тема очередной лекции цикла: «Моление о Чаше», посвящённой событиям Страстной Седмицы.
Докладчиками выступили автор проекта, директор Севастопольского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова Игорь Андреевич Шевчук и настоятель храма Святителя Николая в Камышовой бухте протоиерей Сергий Фёдоров.
Главной темой лекции образовательного цикла «История в одной картине» стал евангельский сюжет «Моление о Чаше», где доклад был выстроен в сопоставлении и анализе «Образов»: картин И. К. Айвазовского «Моление о Чаше», 1897 г., и Василия Перова «Христос в Гефсимансокм саду», 1878 г., а также «Образа»: иконы Кирилла Уланова «Моление о Чаше» (кон. XVII- нач. XVIII в.) из церкви Введения Богородицы во храм в Брашнах (Богоявленское благочиние Московской епархии Русской Православной Церкви, имеет статус подворья Патриарха Московского и всея Руси. Басманный район Москвы).
Игорь Андреевич Шевчук, раскрывая тему лекции, чтобы объяснить слушателям смысл наивысшего трагизма внутренней духовной борьбы, происходящей в Богочеловеке, привёл пример из жизни людей различных эпох, когда человек, на грани сил, перед лицом смерти, тяжёлых потерь, достигает нравственного преображения, обращаясь к Богу, по-новому осознает себя, свою роль и место в жизни, своё предназначение.
Первый пример: из жизни одного военного, чудом выжившего во время первой Чеченской войны в жесточайшем сражении, где погибли все его однополчане. Солдат впервые обратился к Богу в аду миномётного боя, когда людей беспрерывными взрывами перемалывало с землёй и бетоном;
Второй пример: из жизни гениального немецкого композитора, который потерял слух в 44 года (!), но на грани отчаяния, открыв Богу, свою израненную душу, пишет блестящую ораторию «Христос на Масличной горе», посвящённую скорбящему Сыну Человеческому.
Вообще, самые потрясающие свои произведения Бетховен написал именно в период, когда стремительно терял слух. Так что у Бога Свои планы на нас, которые мы часто не можем постичь, но это всегда лучшее.
Совсем глухой композитор пишет ещё шесть сонат для фортепиано (№№27-32), четыре струнных квартета, два струнных квинтета, «Оду к радости» и грандиозную Девятую симфонию, которые стали взрывом сверхновой для музыкального искусства XIX и ХХ веков.
На партитуре девятой симфонии Людвиг ван Бетховен написал: «Жизнь есть трагедия. Ура!».
А ещё Бетховен говорил: «Пусть страдалец утешится, видя такого же страдальца, как и он сам, который, вопреки всем преградам, воздвигнутым самой природой, сделал всё, что было в его силах, дабы стать человеком, достойным этого имени».
Третий пример: из жизни художника Василия Перова, который заболев туберкулёзом, что в 19 веке было смертельным приговором, переосмысливает своё отношение к жизни и искусству пишет картину «Христос в Гефсимансокм саду».
«Эта работа, наряду с другими: «Распятие», «Снятие со креста» стали своего рода символом покаянного возвращения художника, начавшего свои шаги в искусстве «разоблачителем» Церкви, на Истинный путь.
Перов — первый русский художник, вставший на путь утверждения исключительно религиозного начала вообще в искусстве, а не только в исторической живописи. Картины Василия Перова имели огромное влияние на общество того времени, побуждая к новому осмыслению и пониманию мира, где присутствуют добро и справедливость» (Миненко Е.В.)
Второй докладчик, протоиерей Сергий Фёдоров, — рассказал студентам о событиях Страстной Седмицы, предваряющих величайший Праздник в человеческой истории — Воскресение Господа и Спаса нашего Иисуса Христа.
Батюшка, используя примеры из Ветхого и Нового Заветов, показал, как изменился мир с приходом Христа, как Господь сквозь тысячелетия выстраивает жизнь каждого человека в отдельности и общества (государства, цивилизации) в целом; рассказал о главном богослужении Православной Церкви – Божественной литургии; как, изменяя законы пространства и времени, Божественная литургия, соединяет первую Евхаристию на Тайной Вечере в Сионской горнице, совершённую 2000 лет назад, Царство Небесное будущего века, и каждого причастника Святых Таинств, преображая личность, здесь и сейчас (выше всякого человеческого понимания), в одно целое с Творцом вселенной.
После лекции директор филиала познакомил о. Сергия с историко-патриотическими и культурными проектами, разработанными в стенах университета, а также провёл экскурсию по залам, где размещается 42-й виртуальный филиал Русского музея и проходят выставки художников Севастополя, Крыма и России, а также тематические выставки картин, фотографий, скульптур и др. направлений, посвященных памяти выдающихся исторических деятелей, важным историческим датам и государственным праздникам.
Батюшка поприсутствовал на мастер-классе по росписи пасхальных яиц, которые будут переданы в дар школьникам, бойцам СВО и их семьям.
06.05.24
217 просмотров
0 комментариев
Пока никто не оставил комментариев к этой статье. Вы можете стать первым!