29 августа, в день празднования иконы Пресвятой Богородицы «Феодоровская», в храме святителя Феодосия Черниговского будет отслужена Божественная литургия
29 августа Церковь чтит Феодоровский образ Пресвятой Богородицы (1239). В храме святителя Феодосия Черниговского (ул. Портовая, 19А, район ж/д вокзала) хранится древний список этой чудотворной иконы Богородицы. Приход всегда отмечает день празднования этой иконы.
28 августа - всенощное бдение. начало в 16:00
Велика милость Пресвятой Богородицы к русской земле! Как часто заступалась Она за наших предков, являя Свою любовь к Святой Руси, ведя наш народ богоспасительным путем – путем правды и любви ко Христу. Пожалуй, каждый верующий человек, где бы он ни был, может сказать, как лично ему помогла Пречистая Дева, как вытащила из пропасти, как отвела от беды, как исцелила мятущуюся душу. Мы обращаемся к Деве Марии и в скорби, и в радости, твердо веруя, что Она слышит нас, приклоняется к нам милостиво и, когда нам полезно, подает Свою помощь.
История подаренной Феодосиевскому храму
Сколь много Ее чудотворных икон в храмах, монастырях, подворьях, часовнях по всей матушке России – не сосчитать. Через эти образы являет Дева Мария Свою помощь всем, кто со смирением и упованием на Ее заступничество припадает к Сыну Ее и Господу. Каждая икона Пречистой – это всегда откровение, это побуждение к молитвенному к Ней обращению, это надежда, что не оставит нас Богородица.Есть иконы Матери Божией, которые особо чтутся на Руси. Одной из таких икон является Феодоровско-Костромской образ, который, по преданию, написан самим апостолом Лукой при земной жизни Пресвятой Богородицы. Существует множество списков с этой иконы, рассеянных по всему миру. Один из таких списков, который датируется XVIII – началом XIX веков, 3 февраля 2023 года был передан в дар храму святителя Феодосия Черниговского, что находится в районе железнодорожного вокзала г. Севастополя.
Переданная Феодоровская икона является точной копией – мерой и подобием чудотворной Феодоровско-Костромской иконы Божией Матери, имеет малую частицу древка от этой великой Всероссийской святыни, находящейся в г.Костроме.
Даритель – р.Б. Александр, родился и вырос в Севастополе, на Корабельной стороне. Старинный список с Феодоровской иконы первоначально находился в Ярославском женском монастыре, однако промыслом Божиим был передан р. Б. Александру. А он решил подарить ее Феодосиевскому храму, для жителей Корабельной стороны.
Пока икона износится на поклонение из алтаря во время богослужений. Уже заказан киот для нее, так что в скором времени все желающие смогут в любое время придти в храм святителя Феодосия Черниговского и приложится к этой святые, помолиться, попросить о своих нуждах Пресвятую Богородицу, которая всегда скора на милостивое заступничество и ходатайство.
Феодоровская - Костромская икона Божией Матери написана евангелистом Лукой и близка по иконографии к Владимирской иконе Божией Матери.
Название свое икона получила от великого князя Ярослава Всеволодовича (+ 1246), отца святого Александра Невского, носившего в святом крещении имя Феодор – в честь святого Феодора Стратилата. Обретена она была, по преданию, его старшим братом, святым Юрием Всеволодовичем (+ 1238, память 4 февраля), в ветхой деревянной часовне близ старинного города Городца – позже на том месте был устроен Городецкий Феодоровский монастырь.
Князь Ярослав-Феодор, ставший после гибели в битве с татарами на Сити святого Юрия великим князем Владимирским, в следующем, 1239 году торжественно перенес его мощи из Ростова в Успенский собор Владимира, а оставшейся от брата иконой благословил своего сына, святого Александра Невского, вступившего в том же году в брак с полоцкой княжной Брячиславой.
Ярослав-Феодор оставил значительную о себе память в русской истории. С ним, продолжателем славных традиций дяди, – святого Андрея Боголюбского (память 4 июля) и отца – Всеволода Большое Гнездо, связаны почти все наиболее значительные события в истории Руси первой половины XIII века. Ему досталась в наследство Русь, сожженная и разграбленная в 1237 - 1238 гг. татарами. Он поднял ее из пепла, отстроил и украсил городами, святыми обителями и храмами. Им были восстановлены опустошенные врагом города Поволжья: Кашин, Углич, Ярославль, Кострома, Городец. Церковь Феодора Стратилата в Костроме и Феодоровский монастырь близ Городца основаны им в честь своего Ангела.
Всего восемь лет стоял он у кормила великого княжения, но за это время он сумел направить страну по единственно верному в то время пути – военно-политического равновесия с Золотой Ордой на востоке и активного противостояния католической Европе на западе. Ближайшим сподвижником и продолжателем его государственного дела был сын, святой Александр Невский.
Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери – благословение отца – постоянно находилась при святом Александре, была его моленным образом. После его смерти (святой князь умер 14 ноября 1263 года в Городце, в основанном отцом монастыре) икона, в память о нем, была взята его младшим братом Василием.
Василий Ярославич был "мизинным", то есть младшим (восьмым), сыном Ярослава Всеволодовича. В 1246 году после смерти отца (князь был отравлен в столице Монголии - Каракоруме), пяти лет от роду, он стал князем костромского удела - наименее значительного во владениях его отца. Но в 1272 году Бог судил ему стать великим князем Владимирским.
Четыре года его великого княжения (1272 - 1276) заполнены обычными для того времени княжескими междоусобными бранями. Несколько лет вел он войну за Новгород с непокорным племянником Димитрием Александровичем. Поэтому, став великим князем, Василий не поехал во Владимир, а остался под защитой чудотворной иконы в Костроме, считая это место более надежным на случай новых усобиц.
Пришлось ему защищать Русь и от внешних врагов. В 1272 году при очередном татарском набеге русское войско выступило из Костромы им навстречу. По примеру деда, святого Андрея Боголюбского, который брал с собой в походы чудотворную Владимирскую икону Божией Матери, князь Василий двинулся в бой с чудотворной иконой Феодоровской. Яркие лучи исходили от святого образа, попаляя врагов; татары были разгромлены и изгнаны из Русской земли.
Летописи рассказывают, что великий князь Василий питал особую любовь к Церкви и духовенству. После мученической гибели при штурме татарами Владимира 4 февраля 1238 года епископа Владимирского Митрофана долгие годы Владимирская епархия оставалась вдовствующей. Это печалило великого князя Василия. В 1274 году при его участии состоялся во Владимире большой церковный Собор.
Непосредственным поводом его явилась хиротония во епископа Владимирского святителя Серапиона (+ 1275, память 12 июля), из Печерских игуменов, митрополитом Кириллом III (+ 1282) и собором русских святителей. Содержание соборных деяний было очень широко – это был первый Собор в Русской Церкви со времени монгольского нашествия.
Много накопилось проблем и неурядиц в церковной жизни, Русская Церковь только-только вправлялась от постигшего ее бедствия. Но главной задачей было возрождение русской церковной письменности – восстановление традиций древнерусского "княжеского строения". Без книг невозможно было бы спасительное делание Церкви, они нужны были и для Богослужения, и для проповедничества, и для келейного вразумления иноков, и для домашнего чтения верующих. Трудами митрополита Кирилла, русских епископов и монастырских иноков-книжников эта задача, важнейшая для последующего христианского просвещения Руси, была успешно выполнена. Собор принял новую редакцию Кормчей книги – основного канонического кодекса православной церковной жизни.
В 1276 году князь Василий завершил свой жизненный путь, важнейшие вехи которого были осенены благословением Феодоровской иконы Божией Матери. Он умер в Костроме и там же обрел место последнего упокоения. Святая икона пребывала с тех пор в Костромском соборе святого Феодора Стратилата.
Восстановление памяти Феодоровской иконы Божией Матери и широкое распространение ее почитания по всей России связано с событиями начала XVII века - прекращением Смутного времени. В 1613 году чудотворной Феодоровской иконой из Костромского собора был благословлен при избрании на царство Михаил Романов. В память об этом историческом событии было установлено повсеместное празднование иконе Феодоровской Богоматери 14 марта (27 марта по н.ст.). Появились многочисленные списки с Костромской Феодоровской иконы, один из первых был заказан и принесен в Москву матерью царя Михаила – инокиней Марфой. Со второй половины XVII века получают распространение иконы Феодоровской Божией Матери с клеймами, изображающими события из истории чудотворного образа.
Известно, что многие русские императрицы иностранного происхождения, принимая православное крещение, получали благословение Феодоровской иконы Божией Матери и впоследствии носили отчество «Федоровна». Так, жена последнего российского императора Николая II, императрица Александра Федоровна, до замужества и перехода в Православие имела имя Виктория Алиса Елена Луиза Беатриса Гессен-Дармштадтская.
Феодоровская икона – двухсторонняя. На обратной стороне – образ святой великомученицы Параскевы, изображенной в богатом княжеском одеянии. Предполагают, что появление образа Параскевы на обороте иконы связано с супругой святого Александра Невского.
Оригинал иконы хранится в Богоявленском-Анастасиином женском монастыре г. Костромы.
Празднование Феодоровской иконы: 27 марта и 29 августа
В начале второго десятилетия ХХ века Российская империя собиралась тожественно отметить 300-летие восшествия на престол династии Романовых. Не остался в стороне и Севастополь — здесь тоже готовились к этой знаменательной дате. Ктитор Митрофановской церкви Николай Васильевич Ратьков, капитан 2 ранга, старший помощник капитана порта, инициировал в 1911 году строительство часовни на Корабельной стороне. Он предложил возвести её на месте, где ранее находился Владимирский храм– в центре Владимирской площади (ныне площадь Ластовая, рядом с Госпитальным спуском).
По замыслу Н. В. Ратькова, часовня должна была увековечить не только место расположения святилища, но и приближающееся значительное для России событие — 300-летие царствования дома Романовых. Проект, одобренный Академией художеств, разработал севастопольский инженер-строитель Павел Фёдорович Абрамов.
В день рождения императора Николая II, 6 мая 1912 года, на Владимирской площади, в обстановке необычайной торжественности состоялась закладка часовни. Этому предшествовала Литургия в Митрофановской церкви, которую провели преосвященный Феофан, епископ Таврический и Симферопольский, настоятель Херсонесского монастыря епископ Иннокентий, настоятели соборов: Покровского Владимир Баженов, Адмиралтейского Роман Медведь и Митрофановской церкви Евлампий Якиманский.
По окончании Литургии духовенство и все собравшиеся на молебен крестным ходом направились к месту закладки часовни. На торжествах присутствовали градоначальник генерал-майор С. К. Кульстрем, представители городского управления, военного и морского ведомств, духовенство, а также консулы Франции Л. Ге, Великобритании Д. Лауден, Турции И. Хакки-бей, Греции П. Апосталиди и Италии А.Мошетти.
Окончание работ завершилось военным парадом и салютом. В этот же день министрам Морскому, Военному, Внутренних дел были направлены в С.-Петербург телеграммы о произошедшем событии.
В начале марта 1913 года в Севастополь вернулся крест, снятый с купола Владимирской церкви французскими войсками, покидавшими город в 1856 году. Его отреставрировали и выставили в Митрофановской церкви, а 14 марта, в день восшествия на престол первого из Романовых — Михаила Фёдоровича, торжественно подняли и установили на куполе часовни.
Каменная прямоугольная часовня, увенчанная позолоченным крестом с двенадцатью сияниями, была выдержана в русском стиле. Высота от основания до купола составляла 12 саженей (25,5 м). На четырёх выступающих углах перед куполом были установлены отлитые в севастопольском порту бронзовые пятнадцатипудовые двуглавые орлы — символ российского самодержавия. Во внутреннем помещении устроен роскошный дубовый иконостас, окаймлённый большой дубовой лентой с гравировкой «Благодарный Севастополь в память славного 300-летнего царствования дома Романовых».
10 августа 1913 года несколько тысяч горожан заполнили украшенную флагами Владимирскую площадь. Вокруг железной ограды стройными рядами выстроились нижние чины Черноморского флотского экипажа. Внутри ограды находились руководители военных ведомств и духовенство. Ждали государя императора. Громкоголосое раскатистое «ура» возвестило о прибытии Николая II со свитой. Поднявшегося по ступенькам монарха у входа в часовню встретили два епископа: Таврический и Симферопольский Дмитрий и настоятель Херсонесского монастыря Иннокентий. В сопровождении портового хора архиереи совершили чин освящения часовни в честь Феодоровской иконы Божьей Матери.
Тяжёлые испытания выпали на долю часовни после установления советской власти в Севастополе. Приходской совет Митрофановской церкви собирался в марте 1926 года заключить договор об аренде здания Феодоровской часовни. Однако из-за материальных трудностей содержания двух церковных зданий от часовни пришлось отказаться.
Постановлением Президиума ЦИК Крымской АССР от 10 февраля 1928 года Феодоровская часовня на Корабельной стороне подлежала ликвидации. Осенью 1928 года здание часовни, переданное районо, разобрали, и на его месте оборудовали детскую площадку.
Если быть точным, по справедливости, Феодоровская икона Божией Матери должна была оказаться в Митрофановской церкви, потому что часовню Феодоровской иконы Божией Матери строили на пожертвования всех чинов Черноморского флота и Севастопольского гарнизона. Помогали и горожане, но львиная доля собранных денег была Митрофановской, этот храм был военного ведомства, не епархиального. Когда в 1913 году часовню освятили, ее приписали к ближайшему храму святителя Митрофана Воронежского.
Однако грянула революция. Военное духовное ведомство было ликвидировано. Советская власть, начиная с 1922 года, начала гонение на Церковь. В 1924 году закрыта Феодосиевская церковь, и приход вынужден был искать себе приют. Тихоновских приходов было мало, в основном в городе были обновленческие приходы. Поэтому сначала решили перейти в Петропавловскую церковь, она была тихоновская. Но ГПУ за несколько месяцев после этого решения эту церковь забрала у тихоновцев. Настоятеля, игумена Дионисия, посадили, правда временно, притч посадили по-настоящему, а церковь передали обновленцам, и долгие годы она была обновленческой.
Так и получилось, что ближайшей староцерковной, тихоновской церковью была Митрофановская. Была еще на Корабельной стороне церковь св. блгв. князя Александра Невского, большая, в два этажа, с двумя приделами, но она была обновленческой. Именно поэтому притч Феодосиевской церкви, во главе с настоятелем, отцом Леонидом Завадовским, перешел в Митрофановскую церковь. Отец Леонид стал вторым священником, а настоятелем некоторое время был отец Иоанн Хорошунов. Таким образом слились два прихода. Конечно, он назывался Митрофановским.
Потом отца Иоанна Хорошунова арестовали, под таким предлогом, что якобы он до последнего времени окормлял бывшего белогвардейского офицера. Выслали его в Карелию. Настоятелем Митрофановской церкви стал протоиерей Феодосий Станкевич. Отец Леонид Завадовский оставался вторым священником.
Прихожане сделали несколько попыток узаконить молитвенный дом: они два раза предлагали для этого свои дома, но им под разными предлогами отказывали. А потом у кого-то родилась мысль зарегистрировать приход Феодосиевской церкви на часовню Феодоровской иконы Божией Матери. Собрали подписи, избрали будущую двадцатку, которая изъявила желание взять под свою ответственность приход. Подали документы в исполком городского совета. Все делалось по согласованию с ГПУ. ГПУ с исполкомом городским советом, под благовидным предлогом, регистрацию затягивали. В итоге ничего с регистрацией не получилось. Митрофановский же приход просуществовал до начала 1927 года.
Так чудесным образом переплетаются истории списка с иконы Божией Матери «Феодоровская» и прихода святителя Феодосия Черниговского. Кто-то скажет: простое совпадение. Мы ответим, нет, это промысл Божий. Сама Матерь Божия изъявила желание посетить Севастополь Своим образом. Обращает Она к нам Свою милость, подавая надежду на спасение всякому, кто обратиться к Ней и Сыну Ее, кто обретет твердое упование на Ее заступничество.
Материал подготовил Артемий Слёзкин
Использованы источники: портал Православие.ру, Ирина Шпакова, историк-архивист
Приглашаем на Божественную литургию, начало в 7:00.
28 августа - всенощное бдение. начало в 16:00Старинный список с иконы Пресвятой Богородицы «Феодоровская» в храме святителя Феодосия Черниговского
Велика милость Пресвятой Богородицы к русской земле! Как часто заступалась Она за наших предков, являя Свою любовь к Святой Руси, ведя наш народ богоспасительным путем – путем правды и любви ко Христу. Пожалуй, каждый верующий человек, где бы он ни был, может сказать, как лично ему помогла Пречистая Дева, как вытащила из пропасти, как отвела от беды, как исцелила мятущуюся душу. Мы обращаемся к Деве Марии и в скорби, и в радости, твердо веруя, что Она слышит нас, приклоняется к нам милостиво и, когда нам полезно, подает Свою помощь.
История подаренной Феодосиевскому храму
Феодоровской иконы Божией Матери
Сколь много Ее чудотворных икон в храмах, монастырях, подворьях, часовнях по всей матушке России – не сосчитать. Через эти образы являет Дева Мария Свою помощь всем, кто со смирением и упованием на Ее заступничество припадает к Сыну Ее и Господу. Каждая икона Пречистой – это всегда откровение, это побуждение к молитвенному к Ней обращению, это надежда, что не оставит нас Богородица.Есть иконы Матери Божией, которые особо чтутся на Руси. Одной из таких икон является Феодоровско-Костромской образ, который, по преданию, написан самим апостолом Лукой при земной жизни Пресвятой Богородицы. Существует множество списков с этой иконы, рассеянных по всему миру. Один из таких списков, который датируется XVIII – началом XIX веков, 3 февраля 2023 года был передан в дар храму святителя Феодосия Черниговского, что находится в районе железнодорожного вокзала г. Севастополя.Переданная Феодоровская икона является точной копией – мерой и подобием чудотворной Феодоровско-Костромской иконы Божией Матери, имеет малую частицу древка от этой великой Всероссийской святыни, находящейся в г.Костроме.
Даритель – р.Б. Александр, родился и вырос в Севастополе, на Корабельной стороне. Старинный список с Феодоровской иконы первоначально находился в Ярославском женском монастыре, однако промыслом Божиим был передан р. Б. Александру. А он решил подарить ее Феодосиевскому храму, для жителей Корабельной стороны.
Пока икона износится на поклонение из алтаря во время богослужений. Уже заказан киот для нее, так что в скором времени все желающие смогут в любое время придти в храм святителя Феодосия Черниговского и приложится к этой святые, помолиться, попросить о своих нуждах Пресвятую Богородицу, которая всегда скора на милостивое заступничество и ходатайство.
История чудотворного Феодоровско-Костромского образа Божией Матери
Феодоровская - Костромская икона Божией Матери написана евангелистом Лукой и близка по иконографии к Владимирской иконе Божией Матери.
Название свое икона получила от великого князя Ярослава Всеволодовича (+ 1246), отца святого Александра Невского, носившего в святом крещении имя Феодор – в честь святого Феодора Стратилата. Обретена она была, по преданию, его старшим братом, святым Юрием Всеволодовичем (+ 1238, память 4 февраля), в ветхой деревянной часовне близ старинного города Городца – позже на том месте был устроен Городецкий Феодоровский монастырь.
Князь Ярослав-Феодор, ставший после гибели в битве с татарами на Сити святого Юрия великим князем Владимирским, в следующем, 1239 году торжественно перенес его мощи из Ростова в Успенский собор Владимира, а оставшейся от брата иконой благословил своего сына, святого Александра Невского, вступившего в том же году в брак с полоцкой княжной Брячиславой.
Ярослав-Феодор оставил значительную о себе память в русской истории. С ним, продолжателем славных традиций дяди, – святого Андрея Боголюбского (память 4 июля) и отца – Всеволода Большое Гнездо, связаны почти все наиболее значительные события в истории Руси первой половины XIII века. Ему досталась в наследство Русь, сожженная и разграбленная в 1237 - 1238 гг. татарами. Он поднял ее из пепла, отстроил и украсил городами, святыми обителями и храмами. Им были восстановлены опустошенные врагом города Поволжья: Кашин, Углич, Ярославль, Кострома, Городец. Церковь Феодора Стратилата в Костроме и Феодоровский монастырь близ Городца основаны им в честь своего Ангела.
Всего восемь лет стоял он у кормила великого княжения, но за это время он сумел направить страну по единственно верному в то время пути – военно-политического равновесия с Золотой Ордой на востоке и активного противостояния католической Европе на западе. Ближайшим сподвижником и продолжателем его государственного дела был сын, святой Александр Невский.
Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери – благословение отца – постоянно находилась при святом Александре, была его моленным образом. После его смерти (святой князь умер 14 ноября 1263 года в Городце, в основанном отцом монастыре) икона, в память о нем, была взята его младшим братом Василием.
Василий Ярославич был "мизинным", то есть младшим (восьмым), сыном Ярослава Всеволодовича. В 1246 году после смерти отца (князь был отравлен в столице Монголии - Каракоруме), пяти лет от роду, он стал князем костромского удела - наименее значительного во владениях его отца. Но в 1272 году Бог судил ему стать великим князем Владимирским.
Четыре года его великого княжения (1272 - 1276) заполнены обычными для того времени княжескими междоусобными бранями. Несколько лет вел он войну за Новгород с непокорным племянником Димитрием Александровичем. Поэтому, став великим князем, Василий не поехал во Владимир, а остался под защитой чудотворной иконы в Костроме, считая это место более надежным на случай новых усобиц.
Пришлось ему защищать Русь и от внешних врагов. В 1272 году при очередном татарском набеге русское войско выступило из Костромы им навстречу. По примеру деда, святого Андрея Боголюбского, который брал с собой в походы чудотворную Владимирскую икону Божией Матери, князь Василий двинулся в бой с чудотворной иконой Феодоровской. Яркие лучи исходили от святого образа, попаляя врагов; татары были разгромлены и изгнаны из Русской земли.
Летописи рассказывают, что великий князь Василий питал особую любовь к Церкви и духовенству. После мученической гибели при штурме татарами Владимира 4 февраля 1238 года епископа Владимирского Митрофана долгие годы Владимирская епархия оставалась вдовствующей. Это печалило великого князя Василия. В 1274 году при его участии состоялся во Владимире большой церковный Собор.
Непосредственным поводом его явилась хиротония во епископа Владимирского святителя Серапиона (+ 1275, память 12 июля), из Печерских игуменов, митрополитом Кириллом III (+ 1282) и собором русских святителей. Содержание соборных деяний было очень широко – это был первый Собор в Русской Церкви со времени монгольского нашествия.
Много накопилось проблем и неурядиц в церковной жизни, Русская Церковь только-только вправлялась от постигшего ее бедствия. Но главной задачей было возрождение русской церковной письменности – восстановление традиций древнерусского "княжеского строения". Без книг невозможно было бы спасительное делание Церкви, они нужны были и для Богослужения, и для проповедничества, и для келейного вразумления иноков, и для домашнего чтения верующих. Трудами митрополита Кирилла, русских епископов и монастырских иноков-книжников эта задача, важнейшая для последующего христианского просвещения Руси, была успешно выполнена. Собор принял новую редакцию Кормчей книги – основного канонического кодекса православной церковной жизни.
В 1276 году князь Василий завершил свой жизненный путь, важнейшие вехи которого были осенены благословением Феодоровской иконы Божией Матери. Он умер в Костроме и там же обрел место последнего упокоения. Святая икона пребывала с тех пор в Костромском соборе святого Феодора Стратилата.
Восстановление памяти Феодоровской иконы Божией Матери и широкое распространение ее почитания по всей России связано с событиями начала XVII века - прекращением Смутного времени. В 1613 году чудотворной Феодоровской иконой из Костромского собора был благословлен при избрании на царство Михаил Романов. В память об этом историческом событии было установлено повсеместное празднование иконе Феодоровской Богоматери 14 марта (27 марта по н.ст.). Появились многочисленные списки с Костромской Феодоровской иконы, один из первых был заказан и принесен в Москву матерью царя Михаила – инокиней Марфой. Со второй половины XVII века получают распространение иконы Феодоровской Божией Матери с клеймами, изображающими события из истории чудотворного образа.
Известно, что многие русские императрицы иностранного происхождения, принимая православное крещение, получали благословение Феодоровской иконы Божией Матери и впоследствии носили отчество «Федоровна». Так, жена последнего российского императора Николая II, императрица Александра Федоровна, до замужества и перехода в Православие имела имя Виктория Алиса Елена Луиза Беатриса Гессен-Дармштадтская.
Феодоровская икона – двухсторонняя. На обратной стороне – образ святой великомученицы Параскевы, изображенной в богатом княжеском одеянии. Предполагают, что появление образа Параскевы на обороте иконы связано с супругой святого Александра Невского.
Оригинал иконы хранится в Богоявленском-Анастасиином женском монастыре г. Костромы.
Празднование Феодоровской иконы: 27 марта и 29 августа
Часовня Феодоровской иконы Божией Матери на Корабельной стороне
В начале второго десятилетия ХХ века Российская империя собиралась тожественно отметить 300-летие восшествия на престол династии Романовых. Не остался в стороне и Севастополь — здесь тоже готовились к этой знаменательной дате. Ктитор Митрофановской церкви Николай Васильевич Ратьков, капитан 2 ранга, старший помощник капитана порта, инициировал в 1911 году строительство часовни на Корабельной стороне. Он предложил возвести её на месте, где ранее находился Владимирский храм– в центре Владимирской площади (ныне площадь Ластовая, рядом с Госпитальным спуском).
Часовня Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы
По замыслу Н. В. Ратькова, часовня должна была увековечить не только место расположения святилища, но и приближающееся значительное для России событие — 300-летие царствования дома Романовых. Проект, одобренный Академией художеств, разработал севастопольский инженер-строитель Павел Фёдорович Абрамов.
В день рождения императора Николая II, 6 мая 1912 года, на Владимирской площади, в обстановке необычайной торжественности состоялась закладка часовни. Этому предшествовала Литургия в Митрофановской церкви, которую провели преосвященный Феофан, епископ Таврический и Симферопольский, настоятель Херсонесского монастыря епископ Иннокентий, настоятели соборов: Покровского Владимир Баженов, Адмиралтейского Роман Медведь и Митрофановской церкви Евлампий Якиманский.
Часовня Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы
По окончании Литургии духовенство и все собравшиеся на молебен крестным ходом направились к месту закладки часовни. На торжествах присутствовали градоначальник генерал-майор С. К. Кульстрем, представители городского управления, военного и морского ведомств, духовенство, а также консулы Франции Л. Ге, Великобритании Д. Лауден, Турции И. Хакки-бей, Греции П. Апосталиди и Италии А.Мошетти.
Окончание работ завершилось военным парадом и салютом. В этот же день министрам Морскому, Военному, Внутренних дел были направлены в С.-Петербург телеграммы о произошедшем событии.
В начале марта 1913 года в Севастополь вернулся крест, снятый с купола Владимирской церкви французскими войсками, покидавшими город в 1856 году. Его отреставрировали и выставили в Митрофановской церкви, а 14 марта, в день восшествия на престол первого из Романовых — Михаила Фёдоровича, торжественно подняли и установили на куполе часовни.
Каменная прямоугольная часовня, увенчанная позолоченным крестом с двенадцатью сияниями, была выдержана в русском стиле. Высота от основания до купола составляла 12 саженей (25,5 м). На четырёх выступающих углах перед куполом были установлены отлитые в севастопольском порту бронзовые пятнадцатипудовые двуглавые орлы — символ российского самодержавия. Во внутреннем помещении устроен роскошный дубовый иконостас, окаймлённый большой дубовой лентой с гравировкой «Благодарный Севастополь в память славного 300-летнего царствования дома Романовых».
10 августа 1913 года несколько тысяч горожан заполнили украшенную флагами Владимирскую площадь. Вокруг железной ограды стройными рядами выстроились нижние чины Черноморского флотского экипажа. Внутри ограды находились руководители военных ведомств и духовенство. Ждали государя императора. Громкоголосое раскатистое «ура» возвестило о прибытии Николая II со свитой. Поднявшегося по ступенькам монарха у входа в часовню встретили два епископа: Таврический и Симферопольский Дмитрий и настоятель Херсонесского монастыря Иннокентий. В сопровождении портового хора архиереи совершили чин освящения часовни в честь Феодоровской иконы Божьей Матери.
Тяжёлые испытания выпали на долю часовни после установления советской власти в Севастополе. Приходской совет Митрофановской церкви собирался в марте 1926 года заключить договор об аренде здания Феодоровской часовни. Однако из-за материальных трудностей содержания двух церковных зданий от часовни пришлось отказаться.
Постановлением Президиума ЦИК Крымской АССР от 10 февраля 1928 года Феодоровская часовня на Корабельной стороне подлежала ликвидации. Осенью 1928 года здание часовни, переданное районо, разобрали, и на его месте оборудовали детскую площадку.
Приход Феодосиевской церкви и часовня Феодоровской иконы Божией Матери
Видится промыслительным получение в дар Феодоровской иконы Божией Матери приходом храма Феодосия Черниговского и история Феодоровской часовни на Корабельной стороне.Храм свт. Феодосия Черниговского до революции
Если быть точным, по справедливости, Феодоровская икона Божией Матери должна была оказаться в Митрофановской церкви, потому что часовню Феодоровской иконы Божией Матери строили на пожертвования всех чинов Черноморского флота и Севастопольского гарнизона. Помогали и горожане, но львиная доля собранных денег была Митрофановской, этот храм был военного ведомства, не епархиального. Когда в 1913 году часовню освятили, ее приписали к ближайшему храму святителя Митрофана Воронежского.
Храм свт. Феодосия Черниговского до революции
Однако грянула революция. Военное духовное ведомство было ликвидировано. Советская власть, начиная с 1922 года, начала гонение на Церковь. В 1924 году закрыта Феодосиевская церковь, и приход вынужден был искать себе приют. Тихоновских приходов было мало, в основном в городе были обновленческие приходы. Поэтому сначала решили перейти в Петропавловскую церковь, она была тихоновская. Но ГПУ за несколько месяцев после этого решения эту церковь забрала у тихоновцев. Настоятеля, игумена Дионисия, посадили, правда временно, притч посадили по-настоящему, а церковь передали обновленцам, и долгие годы она была обновленческой.
Так и получилось, что ближайшей староцерковной, тихоновской церковью была Митрофановская. Была еще на Корабельной стороне церковь св. блгв. князя Александра Невского, большая, в два этажа, с двумя приделами, но она была обновленческой. Именно поэтому притч Феодосиевской церкви, во главе с настоятелем, отцом Леонидом Завадовским, перешел в Митрофановскую церковь. Отец Леонид стал вторым священником, а настоятелем некоторое время был отец Иоанн Хорошунов. Таким образом слились два прихода. Конечно, он назывался Митрофановским.
Потом отца Иоанна Хорошунова арестовали, под таким предлогом, что якобы он до последнего времени окормлял бывшего белогвардейского офицера. Выслали его в Карелию. Настоятелем Митрофановской церкви стал протоиерей Феодосий Станкевич. Отец Леонид Завадовский оставался вторым священником.
Прихожане сделали несколько попыток узаконить молитвенный дом: они два раза предлагали для этого свои дома, но им под разными предлогами отказывали. А потом у кого-то родилась мысль зарегистрировать приход Феодосиевской церкви на часовню Феодоровской иконы Божией Матери. Собрали подписи, избрали будущую двадцатку, которая изъявила желание взять под свою ответственность приход. Подали документы в исполком городского совета. Все делалось по согласованию с ГПУ. ГПУ с исполкомом городским советом, под благовидным предлогом, регистрацию затягивали. В итоге ничего с регистрацией не получилось. Митрофановский же приход просуществовал до начала 1927 года.
Так чудесным образом переплетаются истории списка с иконы Божией Матери «Феодоровская» и прихода святителя Феодосия Черниговского. Кто-то скажет: простое совпадение. Мы ответим, нет, это промысл Божий. Сама Матерь Божия изъявила желание посетить Севастополь Своим образом. Обращает Она к нам Свою милость, подавая надежду на спасение всякому, кто обратиться к Ней и Сыну Ее, кто обретет твердое упование на Ее заступничество.
Храм святителя Феодосия Черниговского в наши дни
Использованы источники: портал Православие.ру, Ирина Шпакова, историк-архивист
27.08.24
1260 просмотров
0 комментариев
Пока никто не оставил комментариев к этой статье. Вы можете стать первым!