В штабе БПРС работает выставка «Никейское царство Руси. Далекое и близкое. Духовно-исторический выбор»
В течение месяца в помещении Братства Православных Разведчиков-Следопытов (БПРС) работает тематическая выставка названием под названием «Никейское царство Руси. Далекое и близкое. Духовно-исторический выбор». Эта выставка стала первым проектом программы БПРС «ВЕРНИСАЖ». Выставка посвящена непростой теме: духовно-историческому и нравственному выбору отдельного человека и целых сообществ людей в ходе истории. Рассматривая историю, как воплощение Божественного промысла, материал выставки показывает, как свободный выбор человека способствует этому промыслу или вступает с ним в противоречие. В основу выставки положено Послание апостола Павла к Римлянам, Гл.13, п.1, Новый Завет. Экспозиция выставки представляет собой три тематических раздела, представленных тремя горизонтальными рядами репродукций. Каждая репродукция снабжена пояснительным текстом-комментарием. Темы разделов заданы первыми репродукциями вертикального левого ряда. Остальные вертикальные ряды представляют собой ряд исторических примеров воплощения Божественного промысла: далеких – таких, как Никейское царство, Даниил Галицкий и Александр Невский, и близких – таких, как события начала 20 века на территории Российской империи. Давайте вспомним Послание апостола Павла к Римлянам, главу 13, пункт 1– о сущности и природе Власти: начальствующих и царской. Всякая Власть, которая от Бога, благотворно помогает устроению земной власти и жизни людей. В то же время, человек, как показывает история, сталкивается в своем свободном выборе с властью, которая не дарована Богом, а попущена им. И человек и целые народы делают осознанно или неосознанно свой выбор, который или способствует промыслу Божьему, или противоречит ему. Картина «Русь уходящая» повествует о выборе, который привел к уходу Святой Руси и переходу их в сонм новомучеников, что перекликается с иконой Новомучеников и исповедников российских. И, наконец, что же делать человеку и народу, когда выбор сделан и он оказывается один на один с властью, дарованной или попущенной Богом: подчиниться ей или противиться? Этот непростой выбор приведет к итогу, определяющему дальнейшую судьбу человека и его потомков на многие годы или навсегда. Перед нами три примера из далекого прошлого, три примера свободного выбора людей, облеченных властью, дарованной Богом: империя и корона или вера и верность. Это византийские императоры и цари Никейского царства Ласкарисы, и великие русские князья Даниил Галицкий и Александр Невский. Все они были современниками, жили и вершили дела свои примерно в одно время – в XIII веке. И как свободный волевой выбор людей, облеченных властью, определил их судьбу, судьбу их потомков и целых народов: Византийская империя пала после заключения церковной унии с католической церковью, Галицко-Волынское княжество исчезло с лица земли после принятия великим князем Даниилом Галицким короны из рук римского папы, а маленькое Суздальское княжество Александра Невского, отвергнувшего унию с католиками, превратилось в Московское царство и затем – в Российскую империю, принявшую эстафету от Византии и роль «удерживающего». А теперь обратимся к недавнему, близкому прошлому – событиям начала XX века в Российской империи. Этот пример повествует не только о результатах выбора людей, облеченных властью. Он явственно показывает, как и выбор большинства народа определяет судьбы миллионов: империя и корона или вера и верность. В рассматриваемый момент Российская империя представляла собой полное соответствие принципам Богоустройства: венчанные на царство император и императрица, православие – государственная религия, небывалый промышленно-экономический, патриотический и национальный подъем в годы Великой войны и сплочение общества вокруг императора-самодержца. Но в ходе Февральской революции и большевистского государственного переворота в октябре 1917 года все население и власти в империи оказались в точке выбора. И этот выбор сделали все: от последнего нищего до Патриарха и Императора. Но одного выбора сделать было мало: ты за власть дарованную или попущенную. Нужно было сделать и выбор следующий: подчиниться, сотрудничать с властью или противиться ей. Сделанный выбор привел к войне, причины которой нельзя рассматривать только в плоскости идеологической, военно-политической и экономической. Прежде всего, это война религиозная. В войне участвовали две стороны: красные и белые. Красные выступали на стороне большевиков: попущенной Богом Богоборческой и Богопротивной власти. В развязанной войне красные одержали военно-политическую победу, но потерпели духовно-нравственное поражение. И через 70 лет после своей победы в Гражданской войне исчезли вместе со своей Советской Россией-империей без Бога, СССР. Белые выступали на стороне дарованной Богом Власти. Обладая абсолютным численным меньшинством и не поддержанные большинством народа, который продемонстрировал чудовищное грехопадение, белые потерпели военно-политическое поражение в Гражданской войне, но одержали двойную духовно-нравственную победу: первый раз сделав выбор в пользу дарованной Богом власти и второй раз – отказавшись от сотрудничества с Богоборческой властью и выбрав добровольное изгнание. К чему же привели нас рассмотренные исторические примеры соответствия и несоответствия Божьему промыслу? Получив Божественный Дар в виде дарованной Богом Власти - Православной Монархии и принеся присягу на верность царскому Дому Романовых в 1613 году, русский народ не только неоднократно преступал свою присягу дарованной Богом Власти, но и большинством своим согласился сотрудничать с попущенной Богоборческой властью. Это богоотступничество привело к потере нашим народом Дара Божьего – Православной Монархии и ухода Святой Руси. Возродить Православное царство (самодержавие) нельзя ни указами, не референдумами, а только всенародным покаянием и молитвой. А также симфонией государственной и духовной власти. Мы надеемся, что истины и откровения Святого Писания, их правильное толкование и живая жизнь в Боге станут мерилом жизненной стратегии каждого православного человека и всегда поспособствуют правильному выбору и поступку. При подготовке к выставке использовались иконографические и жанровые живописные работы отечественных и зарубежных мастеров XIX и XX веков, произведения русского православного философа И.А.Ильина, работы протоиерея Георгия Митрофанова и др.