Святые отцы – о Кресте Христовом
Крест наш состоит в страхе Господнем. Потому, как распятый не может двигать членов своих или обращать их, как бы ему хотелось, так и мы свою волю и желания должны направлять не к тому, что приятно нам и что льстит нашим похотям, но по закону Господа, с Которым мы сораспялись, и как пригвожденный ко кресту не думает о настоящем и предметах своей страсти, не заботится о завтрашнем дне, не желает владений, не гордится, не спорит, не ревнует, не скорбит о настоящих, не помнит прошедших обид, но считает себя умершим для всего вещественного, думает только о том, куда он пойдет через несколько минут, так и мы, пригвоздившись к страху Господню, должны умереть всему, т. е. не только для плотских пороков, но и для всего мирского, и обратить все внимание туда, куда можем в каждую минуту переселиться, ибо таким образом мы можем умертвить все наши похоти и плотские страсти.
Иоанн Кассиан Римлянин
Нет иного ключа, который бы отверзал врата в Царство Божие, кроме Креста Христова.
Игнатий Брянчанинов
... <Иисус Христос> был пригвожден ко Кресту, подвергался оплеваниям и заушениям, Его били по щеке и издевались над Ним... и все это Он потерпел для тебя, ради попечения о тебе, дабы уничтожить тиранию греха, дабы разрушить твердыню диавола, порвать узы смерти, открыть нам врата неба, освободить от тяготевшего на тебе проклятия, отменить первородное осуждение, научить терпению и воспитать в силе, дабы ничто не огорчало тебя в настоящей жизни: ни оскорбления, ни обиды, ни позор, ни бичи, ни нарекания врагов, ни невзгоды, ни нападения, ни клеветы, ни злые подозрения и ничто другое подобное.
Иоанн Златоуст
Крест — знак избрания Божия, печать Христова. Этою печатию запечатлевает Христос Своих! Этот знак изображают на возлюбленных Божиих Ангелы Бога Вседержителя.
Игнатий Брянчанинов
За меня, Господи, восприял Ты язвы и по благоволению ко мне заключился во гробе. Будь и теперь милостив ко мне, Господи, и избавь от суда.
Ефрем Сирин
В чем же состоит похвала о Кресте? В том, что Христос ради меня принял <образ> раба и ради меня претерпел страдания — ради меня, бывшего рабом, врагом и неблагодарным, и так возлюбил меня, что предал и Себя <на смерть>. Что еще можно найти равное этому? Если рабы, получая только похвалу от своих господ, которые притом одного естества с ними, хвалятся этим, то как же не хвалиться нам, когда Владыка, истинный Бог, не постыдился претерпеть за нас крестную смерть?
Иоанн Златоуст
...Господь, прияв смерть как человек, обратил в ничто велеречие мудрых об идолах! Чья смерть изгоняла когда-либо демонов? И чьей смерти боялись когда-либо демоны, как смерти Христовой? Где только произносится имя Спасителево, — изгоняется там всякий демон.
Афанасий Великий
Как грех вошел в мир посредством древесного плода, так и спасение – посредством древа крестного.
Афанасий Великий
Иисус Христос, истребляя то непослушание Адама, которое вначале совершилось через древо, был «послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп. 2:8). Или иначе: то ослушание, которое совершено через древо, исцелил послушанием, совершенным на древе.
Ириней Лионский
Взять крест свой — значит с покорностью и смирением подчиниться тем временным скорбям и бедствиям, которые благоугодно Божественному Промыслу попустить нам в очищение наших согрешений. Тогда крест служит для человека лестницею от земли к небу.
Игнатий Брянчанинов
Видишь ли, чем диавол победил, тем и сам побежден; он через древо одолел Адама, и Христос древом же победил его. То древо низвело нас в ад, а это и низверженных в ад извело оттуда. То древо скрыло нагого пленника, а это обнаженного на высоком месте явило победителем. Та смерть пала и на потомков, а эта воскресила и бывших прежде Христа. Кто возвестит силы Господни? Из мертвых мы сделались бессмертными. Таковы действия Креста.
Иоанн Златоуст
Вне Креста Христова нет христианского преуспеяния.
Игнатий Брянчанинов
Древом умерщвлены мы, древом и спасены.
Ефрем Сирин
Рука Твоя, Господи, пробита гвоздями за то, что я протянул свою руку к запрещенному плоду. Плотию Твоею примири меня с Собою, потому что согрешил я.
Ефрем Сирин
Что одежда Христа была разделена на четыре части (Ин. 19:23), то это обозначает Евангелие, исшедшее в четыре части мира.
Ефрем Сирин
Крест Иисусов есть укрощение всех страстей, до совершенного их истребления.
Авва Исайя (Скитский)
Все части мира были приведены к спасению частями Креста.
Василий Великий
Благодаря кресту демоны уже не страшны, но презренны, и смерть не есть смерть, но сон и бодрствование.
Иоанн Златоуст
Имеешь у себя честное древо – Крест Господень, которым, если пожелаешь, можно усладить горькую воду твоего нрава.
Нил Синайский
...Крестом стали явны для всех дела боговедения.
Афанасий Великий
Царь понес на Себе Крест — этот ключ от райских дверей, и им без отказа отверзает двери сии разбойникам и убийцам.
Ефрем Сирин
В то время, когда Пилат, бив Иисуса и увенчав Его терновым венцом, извел Его из претории к народу и сказал: «Царя ли вашего распну?», все как один закричали: «нет у нас царя, кроме кесаря» (Ин. 19:15). Они не хотели и слышать, чтобы кто-нибудь называл Христа Царем. Когда же Господь наш восшел на Крест, они уже не словом, а и самым делом титуловали Его Царем, сделав на Кресте надпись: «Иисус Назорей, Царь Иудейский». И хотя некоторые из них возражали Пилату: «Не пиши: Царь Иудейский», но когда Пилат сказал: «что я написал, то написал», тотчас же согласились с ним, замолкли и уже без ропота и негодования смотрели на этот титул и, читая надпись, именовали Христа Царем, ибо в Евангелии говорится: «Эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города» (Ин. 19: 19–22). Весь Иерусалим читал эту надпись, называя Христа Царем. Что же так изменило сердца злобных людей, что они, не желая сначала и слышать, чтобы Его именовали Царем, потом и письменное титулование Его Царем терпели снисходительно? Воистину, это сделало Крестное таинство: Господь наш хотел показать в этом царском титуле честь Креста и воздаяние за страдания в Небесном Царствии. Честь Креста такова, что после времени страданий Господа крест уже водружается наверху освященных глав и венцов царских, потому и назвал его святой Кирилл Иерусалимский венцом, сказав: «Крест есть венец, а не бесчестие». Издревле он был бесчестием, так как служил для казни злодеев, но он сделался венцом честным после того, как на нем пострадал добровольно Царь Славы.
Димитрий Ростовский
Крест – трофей против бесов, оружие против греха, меч, которым Христос пронзил змия.
Иоанн Златоуст
...<Христос> пострадал и распят, чтобы примером Своим научить нас страдать и умирать.
Киприан Карфагенский
Крест Христов – учение Христово.
Игнатий Брянчанинов
Ангелы преклоняются перед этим видимым знамением креста — не ради его внешнего вида, как дерева, но ради волею на нем плоть Свою пригвоздившего Христа.
Иоанн Златоуст
Эта смерть спасла погибавшую вселенную; эта смерть соединила небо с землею; эта смерть разрушила власть дьявола, сделала людей ангелами и сынами Божьими; эта смерть возвела естество наше на Престол Царский.
Иоанн Златоуст
Как велика и неописуема милость Божия — Крест Господень. В нем вся наша надежда.
Феофан Затворник
Распятому на кресте по воле Божией, славословящему Бога с креста своего, открывается таинство Креста, и вместе с этим таинством таинство искупления человеков Богочеловеком.
Игнатий Брянчанинов
Смирение возвело Господа на Крест, и учеников Христовых смирение возводит на крест, который есть святое терпение, непостижимое для плотских умов.
Игнатий Брянчанинов
Увы, Господь мой! Ты на Кресте – я утопаю в наслаждениях и неге. Ты подвизаешься за меня на Кресте – я лежу в лености, в расслаблении, ищу повсюду и во всем спокойствия.
Игнатий Брянчанинов
Крест четверочастен ради пригвожденного на нем Христа, Сына Божия, сотворившего и содержащего высшее и низшее, и все существующее, соединившего небесное с тем, что на земле, свыше нисшедшего, чтобы возвысить нас, воздвигшего из ада и из земных сделавшего нас небесными, соединившего все в Себе Самом и созвавшего концы мира к поклонению Истинному и Живому Богу, все усвоившего Себе, воссоздавшего нас высотой славы и глубиной нищеты и смирения, и широтой милости и любви.
Симеон Солунский
Господь мой! Господь мой! Даруй мне уразуметь значение Креста Твоего, привлеки меня к Кресту Твоему судьбами Твоими.
Игнатий Брянчанинов
Благодаря Кресту мы не трепещем перед тираном-диаволом, потому что находимся около Царя.
Иоанн Златоуст
На Кресте принесена жертва, а где жертва, там отпущение грехов, там примирение с Господом, там праздник и радость.
Иоанн Златоуст
Вознесен на Кресте Христос и Бог, чтобы и бесов, гнездящихся в воздухе, сокрушить, и восхождение на небеса для нас сделать беспрепятственным.
Иоанн Златоуст
Христос победил смерть, когда возведен был на Крест.
Ефрем Сирин
Если Сын Божий — Господь, имеющий судить живых и мертвых, пострадал для того, чтобы Его рана оживотворяла нас, то будем веровать, что Сын Божий не мог пострадать, разве только для нас.
Варнава
Для чего Крестом совершено Домостроительство вочеловечения? Для того, чтобы от четырех крыл земли собрались спасаемые. Ибо крест делится на четыре части, так что каждая его часть обращена к одной из четырех частей мира. А предпочтена крестная смерть, или чтобы все части мира приведены были ко спасению частями креста, или потому, что прежде деревянного креста воздвигнут был целому миру спротяженный, мысленный крест, в среде которого соприкасаются четыре части вселенной, и сила которого, заключающаяся в среде, проходит в четыре части.
Василий Великий
Чрез смерть Христову мы сделались бессмертными; таковы действия Креста.
Иоанн Златоуст
Как для жаждущих приятна чаша, так для <Христа> распятие на Кресте, поэтому Он и говорил: очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания (Лк. 22:15), сказав это не без причины, но потому, что после вечери предстоял Ему Крест.
Иоанн Златоуст
Страдания Твои, Господи, для нас — источник благ.
Ефрем Сирин
Те, кто с верою и любовью поклоняются кресту, знают присущую ему силу и пользуются ею для победы над диаволом.
Иоанн Златоуст
Достославный крест справедливо назвать опорою и украшением не только земли, но и неба, потому что им поддержана вся тварь, когда премирным доставил он радость, а земным свободу и сочетал разъединенное.
Исидор Пелусиот
Есть крест внешний — на плечах лежит. Это — скорби, беды, лишения, болезни... нападки, напраслины. Есть крест внутренний — самоотвержение с самоумерщвлением. Есть крест — духовный, Божий или божественный — распятие по воле Божией. Кресты эти один из другого рождаются. Последний обозначается преданностью в волю Божию, тихою, молчаливою, упокоительною; второй — борьбой с собою, безжалостною к себе; третий — терпением неприятностей. Сколько крестов, столько и крестоношений. Все они неразлучны бывают до гроба; только иной раз один чувствительней, в другой раз — другой или третий. Однако ж вступают они в дело или налагаются постепенно... и быв наложены, остаются... Трисоставный крест.
Феофан Затворник
Иоанн Кассиан Римлянин
Нет иного ключа, который бы отверзал врата в Царство Божие, кроме Креста Христова.
Игнатий Брянчанинов
... <Иисус Христос> был пригвожден ко Кресту, подвергался оплеваниям и заушениям, Его били по щеке и издевались над Ним... и все это Он потерпел для тебя, ради попечения о тебе, дабы уничтожить тиранию греха, дабы разрушить твердыню диавола, порвать узы смерти, открыть нам врата неба, освободить от тяготевшего на тебе проклятия, отменить первородное осуждение, научить терпению и воспитать в силе, дабы ничто не огорчало тебя в настоящей жизни: ни оскорбления, ни обиды, ни позор, ни бичи, ни нарекания врагов, ни невзгоды, ни нападения, ни клеветы, ни злые подозрения и ничто другое подобное.
Иоанн Златоуст
Крест — знак избрания Божия, печать Христова. Этою печатию запечатлевает Христос Своих! Этот знак изображают на возлюбленных Божиих Ангелы Бога Вседержителя.
Игнатий Брянчанинов
За меня, Господи, восприял Ты язвы и по благоволению ко мне заключился во гробе. Будь и теперь милостив ко мне, Господи, и избавь от суда.
Ефрем Сирин
В чем же состоит похвала о Кресте? В том, что Христос ради меня принял <образ> раба и ради меня претерпел страдания — ради меня, бывшего рабом, врагом и неблагодарным, и так возлюбил меня, что предал и Себя <на смерть>. Что еще можно найти равное этому? Если рабы, получая только похвалу от своих господ, которые притом одного естества с ними, хвалятся этим, то как же не хвалиться нам, когда Владыка, истинный Бог, не постыдился претерпеть за нас крестную смерть?
Иоанн Златоуст
...Господь, прияв смерть как человек, обратил в ничто велеречие мудрых об идолах! Чья смерть изгоняла когда-либо демонов? И чьей смерти боялись когда-либо демоны, как смерти Христовой? Где только произносится имя Спасителево, — изгоняется там всякий демон.
Афанасий Великий
Как грех вошел в мир посредством древесного плода, так и спасение – посредством древа крестного.
Афанасий Великий
Иисус Христос, истребляя то непослушание Адама, которое вначале совершилось через древо, был «послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп. 2:8). Или иначе: то ослушание, которое совершено через древо, исцелил послушанием, совершенным на древе.
Ириней Лионский
Взять крест свой — значит с покорностью и смирением подчиниться тем временным скорбям и бедствиям, которые благоугодно Божественному Промыслу попустить нам в очищение наших согрешений. Тогда крест служит для человека лестницею от земли к небу.
Игнатий Брянчанинов
Видишь ли, чем диавол победил, тем и сам побежден; он через древо одолел Адама, и Христос древом же победил его. То древо низвело нас в ад, а это и низверженных в ад извело оттуда. То древо скрыло нагого пленника, а это обнаженного на высоком месте явило победителем. Та смерть пала и на потомков, а эта воскресила и бывших прежде Христа. Кто возвестит силы Господни? Из мертвых мы сделались бессмертными. Таковы действия Креста.
Иоанн Златоуст
Вне Креста Христова нет христианского преуспеяния.
Игнатий Брянчанинов
Древом умерщвлены мы, древом и спасены.
Ефрем Сирин
Рука Твоя, Господи, пробита гвоздями за то, что я протянул свою руку к запрещенному плоду. Плотию Твоею примири меня с Собою, потому что согрешил я.
Ефрем Сирин
Что одежда Христа была разделена на четыре части (Ин. 19:23), то это обозначает Евангелие, исшедшее в четыре части мира.
Ефрем Сирин
Крест Иисусов есть укрощение всех страстей, до совершенного их истребления.
Авва Исайя (Скитский)
Все части мира были приведены к спасению частями Креста.
Василий Великий
Благодаря кресту демоны уже не страшны, но презренны, и смерть не есть смерть, но сон и бодрствование.
Иоанн Златоуст
Имеешь у себя честное древо – Крест Господень, которым, если пожелаешь, можно усладить горькую воду твоего нрава.
Нил Синайский
...Крестом стали явны для всех дела боговедения.
Афанасий Великий
Царь понес на Себе Крест — этот ключ от райских дверей, и им без отказа отверзает двери сии разбойникам и убийцам.
Ефрем Сирин
В то время, когда Пилат, бив Иисуса и увенчав Его терновым венцом, извел Его из претории к народу и сказал: «Царя ли вашего распну?», все как один закричали: «нет у нас царя, кроме кесаря» (Ин. 19:15). Они не хотели и слышать, чтобы кто-нибудь называл Христа Царем. Когда же Господь наш восшел на Крест, они уже не словом, а и самым делом титуловали Его Царем, сделав на Кресте надпись: «Иисус Назорей, Царь Иудейский». И хотя некоторые из них возражали Пилату: «Не пиши: Царь Иудейский», но когда Пилат сказал: «что я написал, то написал», тотчас же согласились с ним, замолкли и уже без ропота и негодования смотрели на этот титул и, читая надпись, именовали Христа Царем, ибо в Евангелии говорится: «Эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города» (Ин. 19: 19–22). Весь Иерусалим читал эту надпись, называя Христа Царем. Что же так изменило сердца злобных людей, что они, не желая сначала и слышать, чтобы Его именовали Царем, потом и письменное титулование Его Царем терпели снисходительно? Воистину, это сделало Крестное таинство: Господь наш хотел показать в этом царском титуле честь Креста и воздаяние за страдания в Небесном Царствии. Честь Креста такова, что после времени страданий Господа крест уже водружается наверху освященных глав и венцов царских, потому и назвал его святой Кирилл Иерусалимский венцом, сказав: «Крест есть венец, а не бесчестие». Издревле он был бесчестием, так как служил для казни злодеев, но он сделался венцом честным после того, как на нем пострадал добровольно Царь Славы.
Димитрий Ростовский
Крест – трофей против бесов, оружие против греха, меч, которым Христос пронзил змия.
Иоанн Златоуст
...<Христос> пострадал и распят, чтобы примером Своим научить нас страдать и умирать.
Киприан Карфагенский
Крест Христов – учение Христово.
Игнатий Брянчанинов
Ангелы преклоняются перед этим видимым знамением креста — не ради его внешнего вида, как дерева, но ради волею на нем плоть Свою пригвоздившего Христа.
Иоанн Златоуст
Эта смерть спасла погибавшую вселенную; эта смерть соединила небо с землею; эта смерть разрушила власть дьявола, сделала людей ангелами и сынами Божьими; эта смерть возвела естество наше на Престол Царский.
Иоанн Златоуст
Как велика и неописуема милость Божия — Крест Господень. В нем вся наша надежда.
Феофан Затворник
Распятому на кресте по воле Божией, славословящему Бога с креста своего, открывается таинство Креста, и вместе с этим таинством таинство искупления человеков Богочеловеком.
Игнатий Брянчанинов
Смирение возвело Господа на Крест, и учеников Христовых смирение возводит на крест, который есть святое терпение, непостижимое для плотских умов.
Игнатий Брянчанинов
Увы, Господь мой! Ты на Кресте – я утопаю в наслаждениях и неге. Ты подвизаешься за меня на Кресте – я лежу в лености, в расслаблении, ищу повсюду и во всем спокойствия.
Игнатий Брянчанинов
Крест четверочастен ради пригвожденного на нем Христа, Сына Божия, сотворившего и содержащего высшее и низшее, и все существующее, соединившего небесное с тем, что на земле, свыше нисшедшего, чтобы возвысить нас, воздвигшего из ада и из земных сделавшего нас небесными, соединившего все в Себе Самом и созвавшего концы мира к поклонению Истинному и Живому Богу, все усвоившего Себе, воссоздавшего нас высотой славы и глубиной нищеты и смирения, и широтой милости и любви.
Симеон Солунский
Господь мой! Господь мой! Даруй мне уразуметь значение Креста Твоего, привлеки меня к Кресту Твоему судьбами Твоими.
Игнатий Брянчанинов
Благодаря Кресту мы не трепещем перед тираном-диаволом, потому что находимся около Царя.
Иоанн Златоуст
На Кресте принесена жертва, а где жертва, там отпущение грехов, там примирение с Господом, там праздник и радость.
Иоанн Златоуст
Вознесен на Кресте Христос и Бог, чтобы и бесов, гнездящихся в воздухе, сокрушить, и восхождение на небеса для нас сделать беспрепятственным.
Иоанн Златоуст
Христос победил смерть, когда возведен был на Крест.
Ефрем Сирин
Если Сын Божий — Господь, имеющий судить живых и мертвых, пострадал для того, чтобы Его рана оживотворяла нас, то будем веровать, что Сын Божий не мог пострадать, разве только для нас.
Варнава
Для чего Крестом совершено Домостроительство вочеловечения? Для того, чтобы от четырех крыл земли собрались спасаемые. Ибо крест делится на четыре части, так что каждая его часть обращена к одной из четырех частей мира. А предпочтена крестная смерть, или чтобы все части мира приведены были ко спасению частями креста, или потому, что прежде деревянного креста воздвигнут был целому миру спротяженный, мысленный крест, в среде которого соприкасаются четыре части вселенной, и сила которого, заключающаяся в среде, проходит в четыре части.
Василий Великий
Чрез смерть Христову мы сделались бессмертными; таковы действия Креста.
Иоанн Златоуст
Как для жаждущих приятна чаша, так для <Христа> распятие на Кресте, поэтому Он и говорил: очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания (Лк. 22:15), сказав это не без причины, но потому, что после вечери предстоял Ему Крест.
Иоанн Златоуст
Страдания Твои, Господи, для нас — источник благ.
Ефрем Сирин
Те, кто с верою и любовью поклоняются кресту, знают присущую ему силу и пользуются ею для победы над диаволом.
Иоанн Златоуст
Достославный крест справедливо назвать опорою и украшением не только земли, но и неба, потому что им поддержана вся тварь, когда премирным доставил он радость, а земным свободу и сочетал разъединенное.
Исидор Пелусиот
Есть крест внешний — на плечах лежит. Это — скорби, беды, лишения, болезни... нападки, напраслины. Есть крест внутренний — самоотвержение с самоумерщвлением. Есть крест — духовный, Божий или божественный — распятие по воле Божией. Кресты эти один из другого рождаются. Последний обозначается преданностью в волю Божию, тихою, молчаливою, упокоительною; второй — борьбой с собою, безжалостною к себе; третий — терпением неприятностей. Сколько крестов, столько и крестоношений. Все они неразлучны бывают до гроба; только иной раз один чувствительней, в другой раз — другой или третий. Однако ж вступают они в дело или налагаются постепенно... и быв наложены, остаются... Трисоставный крест.
Феофан Затворник
27.09.22
1129 просмотров
0 комментариев
Пока никто не оставил комментариев к этой статье. Вы можете стать первым!