В храмах Севастополя совершено традиционное великопостное богослужение Мариино стояние
В среду вечером, 28 марта, во всех православных храмах и монастырях Севастополя прошла служба «Марьино стояние» - воспоминание молитвенного подвига преподобной Марии Египетской.
Для тех, кто хотя бы иногда приходит в храм, необычность этого богослужения видна невооруженным глазом.
Первая его особенность - чтение Великого покаянного канона, составленного (в VII веке) преподобным Андреем Критским. Он читается за великопостным богослужением в храмах вот уже почти 1200 лет и воспринимается верующими также, как и тогда, когда был написан преподобным песнотворцем. "Мистагог покаяния", т. е. тот, кто заботливо учит, открывает тайны покаяния, - так называет святого Андрея, составившего сей канон, Православная Церковь. Великий канон состоит из 250 тропарей, и великим именуется не только по необычно большому числу стихов, но и по внутреннему достоинству, по высоте мыслей и силе их выражения. В нем мы созерцаем события, описанные Священным Писанием Ветхого и Нового Завета, в духовном свете. В тропарях канона, персонажи священной истории, то представляют нам высокие образцы святой жизни, то, примерами своего глубокого падения, побуждают нас к строгому трезвению. Ум человека, слушающего сей канон, видит в нем высокие духовные истины, осуществленные в жизни ветхозаветных патриархов, судей, царей и пророков, поучается им в евангельских притчах, а сердце, жаждущее спасения, то поражается глубокой скорбью о грехах, то восторгается стойким упованием на Бога, всегда готового принять грешника.
Нельзя научить тому, чего сам не умеешь. Покаяние святого Андрея глубокое и искреннее. Через весь канон проходит одна мысль, повторяющаяся во всех его песнях: "Согрешил больше всех человек, един согрешил Тебе, (Господи), но смилуйся и будь милосерд ко мне, ибо Ты Благоутробен". "Благоутробен" - значит милостив и милосерд так, как Мать, которая как бы всей утробой, всем существом своим, жалеет ребенка и любит его всем своим сердцем. Чем ближе человек к Богу, тем больше видит свои грехи. Этому учит нас в своем каноне святой Андрей Критский.
Весь Ветхий Завет предстает перед нами в тропарях канона, как школа покаяния. Показывая добродетели и подвиги святых, святой не забывает и о злых и жестоких делах, побуждая нас подражать добрым и отвращаться злых. Но в Великом каноне есть не только примеры из Священного Писания, есть здесь и увещание душе, рассуждения, молитвы. Как будто старец, исполненный сострадания и любви, берет нас за руку и вводит в свою келью, чтобы собеседовать с нами, рассказывать, делиться своим опытом, и, вместе с нами, смиренно и горячо молиться.
Канон составленный преподобным Андреем совершается с множеством земных поклонов.
Вторая - во время двух больших перерывов читается житие святой Марии Египетской. Житие Преподобной, каждый раз читаемое в храме в этот день, вызывает у молящихся чувство глубокого умиления. На самом деле оно дает нам удивительный пример покаяния, пример, показывающий, насколько важны плоды этого таинства. Человек, который приходит в храм, чтобы найти Путь спасения, должен знать, что покаяние – первый шаг духовного исправления своей жизни. Пример Марии Египетской показывает, что каяться никогда не поздно; самое главное – искренне осознать свои грехи. Но даже если нам кажется, что и вся вообще наша жизнь – грех, даже и тогда мы не должны терять надежду на милость Божию, надежду заслужить Его прощение. А для этого вовсе не надо ждать последней минуты, т.к. мы не знаем, когда Господь призовет нас к ответу. Надо приходить на покаяние постоянно – хотя бы каждый год, так же, как мы всегда должны быть готовы расстаться с земной жизнью. Конечно, думать об этом нам не хочется, но и позволить себе не вспоминать о своем последнем дне и часе – непростительная беспечность!