Рождество Пресвятой Богородицы отметили в храме свт. Николая в Камышовой бухте. Отличная, доступная статья о празднике Рождества Девы Марии

21.09.22
537 просмотров

21 сентября Русская Православная Церковь празднует Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. В этот день в храме свт. Николая (Камышовая бухта) была совершена Божественная литургия.
 
В пра­во­слав­ном ка­лен­да­ре это тор­же­ство при­над­ле­жит к раз­ря­ду дву­на­де­ся­тых бо­го­ро­дич­ных празд­ни­ков и от­ме­ча­ет­ся 8/21 сен­тяб­ря. Ра­зу­ме­ет­ся, нам не из­ве­стен ни точ­ный год, ни, тем бо­лее, исто­ри­че­ский день рож­де­ния Де­вы. Это про­изо­шло при­мер­но за два де­ся­ти­ле­тия до на­ча­ла эры от Рож­де­ства Хри­сто­ва, по ко­то­рой мы сей­час жи­вем. Но по­скольку рож­де­ние бу­ду­щей Ма­те­ри Гос­по­да сим­во­ли­че­ски от­кры­ва­ет исто­рию Но­вой, Хри­сти­ан­ской, эры, то ло­гич­но, что имен­но этот празд­ник по­ме­щен в на­ча­ло цер­ков­но­го го­да. Он выра­жа­ет аб­со­лют­ный смысл Дня Рож­де­ния Де­вы Ма­рии как со­у­част­ни­цы исто­рии на­ше­го Спа­се­ния.
 
Со­дер­жа­ние са­мо­го празд­ни­ка со­став­ля­ет дра­ма­тич­ная исто­рия по­след­них лет жиз­ни без­дет­ной по­жи­лой су­пру­же­ской че­ты, Ио­а­ки­ма и Ан­ны, при­над­ле­жав­шей к «мес­си­ан­ско­му ро­ду» иу­дейско­го ца­ря Да­ви­да. Она за­вер­ши­лась рож­де­ни­ем до­че­ри, чье бу­ду­щее ни­кто не мог пред­ви­деть.
Мес­си­ан­ские ожи­да­ния ев­ре­ев, до­стиг­шие в пе­ри­од рим­ской ок­ку­па­ции (с 63 г. до Р.Х.) сво­е­го апо­гея, выра­жа­лись для по­том­ков ди­на­стии ца­ря Да­ви­да в на­деж­де стать ро­ди­те­ля­ми Мес­сии-Осво­бо­ди­те­ля. Осталь­ные же на­де­я­лись на уча­стие их на­след­ни­ков в Его бу­ду­щем веч­ном Цар­стве. По­это­му бес­п­ло­дие рас­смат­ри­ва­лось не как фи­зи­че­ский не­до­ста­ток, но как на­ка­за­ние Бо­жие за яв­ные или тай­ные гре­хи. Не оста­вив­ший потом­ства бес­след­но ис­че­зал с ли­ца зем­ли и из люд­ской па­мя­ти.
 
Пре­да­ние по­вест­ву­ет, что Ио­а­ки­му, од­на­жды хо­тев­ше­му при­не­сти жерт­ву в Иеру­са­лим­ском хра­ме, бы­ло пуб­лич­но ука­за­но на его не­до­сто­ин­ство. Не­кий хра­мо­вый книж­ник по­до­шел к не­му и ска­зал: «Не над­ле­жит те­бе участ­во­вать в жерт­во­при­но­ше­ни­ях, пред­ла­га­е­мых Бо­гу, ибо не бла­го­сло­вил те­бя Бог и не дал те­бе потом­ство в Из­ра­и­ле!» «По­срам­лен­ный пе­ред на­ро­дом», ста­рец уда­лил­ся в пу­сты­ню к сво­им ста­дам, дав обет не воз­вра­щать­ся до тех пор, по­ка не по­лу­чит зна­ме­ния Свы­ше.
 
Оста­вав­ша­я­ся до­ма Ан­на, узнав о бес­че­стии, по­стиг­шем су­пру­га, вы­шла в сле­зах и смя­те­нии во двор и уви­де­ла сре­ди вет­вей лав­ро­во­го де­ре­ва гнез­до ед­ва опе­рив­ших­ся птиц. Этот зри­мый укор ее бес­п­ло­дию был по­след­ней кап­лей, пе­ре­пол­нив­шей ча­шу стра­да­ния не­счаст­ной жен­щи­ны. Ры­дая, Ан­на воз­вы­си­ла го­лос к Бо­гу: «Гос­по­ди Бо­же все­мо­гу­щий, дав­ший потом­ство и пло­до­ро­дие вся­кой тва­ри, и зве­рям, и зме­ям, и ры­бам, и пти­цам, дав­ший им ра­до­вать­ся на сво­их де­те­ны­шей! Я при­но­шу Те­бе бла­го­дар­ность, ибо Ты при­ка­зал мне од­ной быть ли­шен­ной ми­ло­стей бла­го­сти Тво­ей, ибо Ты зна­ешь, Гос­по­ди, тай­ну мо­е­го серд­ца, и я со­тво­ри­ла обет от на­ча­ла пу­ти мо­е­го, что ес­ли Ты дашь мне сы­на или дочь, я по­свя­щу их Те­бе в Свя­том хра­ме Тво­ем».

Мо­лит­ва бы­ла услы­ша­на, и явив­ший­ся ан­гел объявил ей о рож­де­нии бла­го­сло­вен­ной До­че­ри. Воз­бла­го­да­рив Бо­га, Ан­на по­спе­ши­ла в Иеру­са­лим, что­бы у Зо­ло­тых во­рот встре­тить Ио­а­ки­ма, по­лу­чив­ше­го од­но­вре­мен­но с ней та­кое же бла­го­ве­стие.
 
Ро­див­шу­ю­ся вско­ре дочь на­з­ва­ли име­нем, дан­ным ей ра­нее ан­ге­лом, – Ма­ри­ам (Ма­рия), что зна­чит «гос­по­жа» или «кня­ги­ня». Де­воч­ка, ис­про­шен­ная у Бо­га, долж­на бы­ла, по обе­ту ро­ди­те­лей, к Не­му и вер­нуть­ся, что­бы вос­пи­ты­вать­ся в об­ста­нов­ке осо­бой ри­ту­аль­ной чи­сто­ты при Иеру­са­лим­ском хра­ме, под­го­тав­ли­ва­ясь к сво­е­му един­ствен­но­му в че­ло­ве­че­ской исто­рии слу­же­нию. По­это­му в трех­лет­нем воз­расте со­сто­я­лось Ее це­ре­мо­ни­аль­ное «Вве­де­ние во Храм» (это те­ма сле­ду­ю­ще­го дву­на­де­ся­то­го бо­го­ро­дич­но­го празд­ни­ка).
 
Не­ожи­дан­ное и не­ска­зан­ное рож­де­ние Ма­рии от по­жи­лых ро­ди­те­лей по­вто­ря­ет чу­до рож­де­ния Ее да­ле­ко­го пред­ка Иса­а­ка у пре­ста­ре­лых Ав­ра­а­ма и Сар­ры и про­дол­жа­ет биб­лейскую те­му «ис­про­шен­ных» у Бо­га де­тей, ко­то­рым имен­но вви­ду это­го пред­сто­ит ве­ли­кое бу­ду­щее (Ио­сиф Пре­крас­ный, про­рок Са­му­ил, а не­за­дол­го до рож­де­ния Спа­си­те­ля – Ио­анн Кре­сти­тель). По­это­му Рож­де­ство Бо­го­ро­ди­цы – это празд­ник все­лен­ской ра­до­сти, как об этом и по­ет­ся в празд­нич­ном тро­па­ре (глас 4):
 
«Рож­де­ние Твоё, Бо­го­ро­ди­ца Де­ва,
ра­дость воз­ве­сти­ло всей Все­лен­ной:
ибо из Те­бя вос­си­я­ло Солн­це прав­ды – Хри­стос Бог наш.
Он снял про­кля­тие и дал бла­го­сло­ве­ние;
Он уни­что­жил смерть и да­ро­вал нам веч­ную жизнь».
 
В во­сточ­ной ико­но­гра­фии Рож­де­ства Бо­го­ма­те­ри ча­ще все­го изоб­ра­жа­ет­ся мо­мент под­не­се­ния но­во­рож­ден­ной Ма­рии к гру­ди ма­те­ри Ан­ны, ле­жа­щей на по­сте­ли в окру­же­нии по­ви­валь­ных ба­бок и до­мо­чад­цев.

Юрий Ру­бан, канд. ист. на­ук, канд. бо­го­сло­вия

 

21.09.22
537 просмотров

0 комментариев
Войдите, чтобы оставить комментарий. Простая в два клика.
Пока никто не оставил комментариев к этой статье. Вы можете стать первым!

Читайте также: