Благодарю Тебя, Господи, за просящих!
Поистине, тема милосердия и милостыни неисчерпаема! Мне она очень близка, потому и пишу я много об этом. Пишу, потому что не могу жить ни без милосердия, ни без милостыни. Эти две неразлучные барышни стали и мне близкими подругами. Без них я не мыслю своей жизни. Конечно, не сразу это пришло, а в процессе моего воцерковления, приближения к Богу. Сам Господь милосерден, любвеобилен. И с Кого, как не с Него, брать в этом пример?
Что говорят о милостыне угодники Божии?
Кстати о примерах. Подавляющее большинство святых указывали на милостыню и милосердие как на важнейшие средства нашего вечного спасения. Вот некоторые цитаты:
«Ничто не может так приблизить сердце к Богу, как милостыня. Когда подаешь милостыню, подавай с великодушием, с ласковостью на лице, и снабди в большей мере, нежели сколько просил» (прп. Исаак Сирин).
«Подавая лежащему на земле, мы подаем Сидящему на Небе» (свт. Григорий Двоеслов).
«Ничем так не угашаются страсти, как милосердием» (Авва Евагрий).
«Во Второе Пришествие Христово будут написаны все грехи наши; и только милостыня наша изгладит вины наши, написанные в книгах тех» (прп. Ефрем Сирин).
«У Бога милость взвешивается милостью. Милости Божией ищи себе милостями к ближним» (свт. Григорий Богослов).
Наконец, «ничто столько не уподобляет человека Богу, как благотворение» (Авва Евагрий).
Приближаясь ко Христу
Почему же я благодарен Богу за просящих, то есть тех, кому могу оказать милость, подать милостыню, сказать слово утешения, поддержки? Да все потому же – потому что этим я приближаюсь ко Христу, и это приближение наполняет сердце ни с чем не сравнимой радостью. Жизнь наполняется высшим смыслом, и так хорошо делается на душе, что хочется давать еще и еще, и уже сам ищешь, кому бы еще оказать милость, кого бы еще утешить, обласкать.
При этом помогаю я людям абсолютно бескорыстно, лишь по велению сердца. У меня нет с Богом отношений «я – Тебе, Ты – мне». То есть, другими словами, я не жду каких-то выгод от Бога за свои благодеяния. Тот лишь факт, что я до сих пор жив, когда как тысячи людей младше меня покоятся на кладбищах, что я здоров, что я окружен любовью близких людей – одно лишь это говорит о милости Божией ко мне. Чего же мне еще желать?
Мои вечные молитвенники перед Богом
Благодарю я Господа за просящих потому, что в их лице приобретаю себе вечных молитвенников перед Богом. Преподобный Ефрем Сирин в слове на Второе Пришествие Господа нашего Иисуса Христа пишет, что на Страшном Суде мы увидим, что нищие и убогие, которым мы в земной жизни оказывали милость, стоят пред нами и возвещают наши благодеяния пред Ангелами и людьми. Интересную мысль высказал блаженный Иероним: «Я не помню, видел ли я в жизни хоть одного благотворительного человека, который умер бы несчастною смертью. И как он может иметь несчастную кончину, когда у нас столько посредников, молящихся о его спасении?»
Дело милостыни – это, прежде всего, дело любви, дело свободного выбора между раем и адом. Некоторые люди неохотно подают милостыню не только по своей нелюбви или равнодушию к горю ближнего, но и из-за отсутствия веры в посмертное бытие души и загробное воздаяние за жизнь, прожитую на земле. О, если бы хоть на миг открылись духовные очи людей и они увидели страшные мучения за свою немилость и великую радость за милосердие! Нет, Тот мир пока закрыт от нас, мы можем лишь верить слову Божию. Для верующего человека этого слова вполне достаточно, чтобы строить свою жизнь сообразно повелениям Божиим.
Я все это к тому, что если твердо верить и в рай, и в ад, в то, что мы окажемся по смерти или там, или там, то приобретение себе вечных молитвенников пред Богом должно, как мне кажется, стать одним из первостепенных дел текущей жизни. Возможно, Господь приклонит к нам Свою милость на Суде и спасет нас только за молитвы этих наших молитвенников и ходатаев, тогда как по злым делам нашим мы достойны ада.
Так что слава Тебе, Господи, за то, что Ты посылаешь мне людей, которым я могу оказать милость! Не знаю, как у других, но мне практически каждый день выпадает счастье хоть немного послужить ближнему. По своим грехам я не достоин этой милости Божией, однако каждый день я вижу людей, даже прямо не просящих меня, но которые с удовольствием принимают от меня посильную милостыню. Я расстаюсь с деньгами легко, надеясь, что руками просящих принимает их Сам Господь. Господь, Которого я так люблю, служению Которому посвятил свою жизнь. Святые говорят, что милостыня делает нашим должником Бога.
В слове святителя Иоанна Златоуста «О милостыне» есть такие слова:
«Божественное Писание говорит: "Благотворящий бедному дает взаймы Господу" (Притч. 19,17). Заметь, какого должника приобретают себе милостивые, сколь великого, сколь богатого. Если человеку ты даешь в долг золото, серебро, или хлеб, ты берешь расписку и таким образом руку, принимающую деньги, связываешь письменным обязательством. А по отношении к Богу – этого нет, но ты даешь мученикам и убогому, а Бог призывается и обещает возвратить тебе долг, который ты ссудил убогому; Он спешит исполнить свое поручительство и не просто только возвращает взятое, но и малое приумножает с великим благословением».
В чем же Ты застанешь меня, Господи?
Почему еще я должен благодарить Господа за просящих? Потому что они встречаются на моем пути каждый день. День, который может быть последним в моей жизни. Возможно, следующий день не наступит для меня, как он не наступает для тысяч людей во всем мире. Каждый начавшийся день может стать решающим в моей посмертной судьбе, при этом он может быть прерван для меня в любой угодный Богу момент.
Господь сказал: «В чем застану, в том и сужу». О, застань меня, Господи, в момент, когда я с радостью опускаю в руку просящего монету! Застань, когда я приветливо улыбаюсь знакомой девушке-калеке. Застань в храме, где я так люблю раздавать булочки бабушкам (возможно, за упокой и моей души). Застань, когда я спешу к знакомому моему инвалиду, чтобы в ответ на благодеяние услышать: «Спаси тебя Христос!».
Не знаю я, быть может, именно в этот день суждено мне навсегда покинуть землю. И тогда розданные мною медяки и гривны полетят передо мною, как и говорит о том святитель Иоанн Златоуст: «Впереди себя пошли свои деньги, не теряй времени, не жалей их, чтобы не утратить вечной жизни. Неведома смерть, ты не знаешь, когда она наступит, в какую пору придется тебе расстаться с этим миром…», «пошли впереди себя твои деньги в бесконечные века, чтобы не пришлось идти в огонь неугасимый, подобно богатому из-за Лазаря…».
Мои земные ангелы
Отчего мне нужно вновь и вновь обращаться к Спасителю моему со словами благодарности за тех, кого Он посылает мне, тех, кому могу оказать я милость? Да потому что не людей, но ангелов посылает мне Господь. Кто есть ангел? Вестник, посланник. Какую же весть несут мне нуждающиеся во мне? Весть о спасении, о милости Божией ко мне, о помощи Божией в моих делах, о прощении грехов. В книге Товита сказано: «Милостыня очищает всякий грех» (Тов. 12, 9).
Грехов у меня много и беда в том, что большую часть из них я просто не вижу. Словно и не грешен вовсе. Считаю себя «не хуже других», «вполне хорошим». А каково будет, когда пойду по мытарствам? Вот где все мое зло, накопленное за годы земной жизни, встанет предо мною «во всей красе». И вот тогда, как я надеюсь, придет мне на помощь моя милостыня. Не значит это, что я надеюсь только на нее одну – надежда есть одна: на милость Божию. Но если я старался быть милостивым при жизни, стремясь уподобиться в этом Христу, неужели Он меня отринет? То как Он решит.
Каждый приходящий ко мне просящий – словно ангел для меня. Он – словно небесный посланник от Господа, посланник, говорящий мне: «Бог видит тебя, Бог хочет тебе спасения». Господь призирает на меня с небес этими просящими, этими нищими, убогими, инвалидами, с которыми, по милости Божией, Он сводит меня каждый день. Многие верующие устремляются в далекие паломнические поездки, уходят в длительные крестные ходы, еще куда-то. Несомненно, это нужно, это хорошо, ведь люди что-то приобретают в этих поездках и ходах. Я же приобретаю, когда подаю. Может, поэтому я не люблю паломнических поездок. Зачем ехать куда-то далеко, терпя неудобства дороги, когда к Богу можно приблизиться, не отходя далеко от родного дома? Это мое личное мнение, повторюсь, я не против ни паломничеств, ни посещения святынь. Просто не понимаю, какая польза от посещения тех же православных святынь, если, приложившись к чудотворной иконе или мощам святого, человек может пройти мимо просящего и ничего не подать?
Прости меня, читатель, за это, несколько сумбурное эссе. Писал то, о чем думаю постоянно, что стало неотъемлемой частью моей жизни. То, чем дышу и, быть может, чем еще жив на этой земле.
В заключении хочу привести слова старца Паисия Святогорца: «Если бы человеку хорошенько исследовать душевную пользу и внутреннее ликование, которое он чувствует даже в этой жизни и от одного маленького благодеяния, сделанного своему ближнему, тогда бы он упрашивал ближнего принять это благодеяние, и даже был бы ему за это благодарен».
Слава Богу за все!
Что говорят о милостыне угодники Божии?
Кстати о примерах. Подавляющее большинство святых указывали на милостыню и милосердие как на важнейшие средства нашего вечного спасения. Вот некоторые цитаты:
«Ничто не может так приблизить сердце к Богу, как милостыня. Когда подаешь милостыню, подавай с великодушием, с ласковостью на лице, и снабди в большей мере, нежели сколько просил» (прп. Исаак Сирин).
«Подавая лежащему на земле, мы подаем Сидящему на Небе» (свт. Григорий Двоеслов).
«Ничем так не угашаются страсти, как милосердием» (Авва Евагрий).
«Во Второе Пришествие Христово будут написаны все грехи наши; и только милостыня наша изгладит вины наши, написанные в книгах тех» (прп. Ефрем Сирин).
«У Бога милость взвешивается милостью. Милости Божией ищи себе милостями к ближним» (свт. Григорий Богослов).
Наконец, «ничто столько не уподобляет человека Богу, как благотворение» (Авва Евагрий).
Приближаясь ко Христу
Почему же я благодарен Богу за просящих, то есть тех, кому могу оказать милость, подать милостыню, сказать слово утешения, поддержки? Да все потому же – потому что этим я приближаюсь ко Христу, и это приближение наполняет сердце ни с чем не сравнимой радостью. Жизнь наполняется высшим смыслом, и так хорошо делается на душе, что хочется давать еще и еще, и уже сам ищешь, кому бы еще оказать милость, кого бы еще утешить, обласкать.
При этом помогаю я людям абсолютно бескорыстно, лишь по велению сердца. У меня нет с Богом отношений «я – Тебе, Ты – мне». То есть, другими словами, я не жду каких-то выгод от Бога за свои благодеяния. Тот лишь факт, что я до сих пор жив, когда как тысячи людей младше меня покоятся на кладбищах, что я здоров, что я окружен любовью близких людей – одно лишь это говорит о милости Божией ко мне. Чего же мне еще желать?
Мои вечные молитвенники перед Богом
Благодарю я Господа за просящих потому, что в их лице приобретаю себе вечных молитвенников перед Богом. Преподобный Ефрем Сирин в слове на Второе Пришествие Господа нашего Иисуса Христа пишет, что на Страшном Суде мы увидим, что нищие и убогие, которым мы в земной жизни оказывали милость, стоят пред нами и возвещают наши благодеяния пред Ангелами и людьми. Интересную мысль высказал блаженный Иероним: «Я не помню, видел ли я в жизни хоть одного благотворительного человека, который умер бы несчастною смертью. И как он может иметь несчастную кончину, когда у нас столько посредников, молящихся о его спасении?»
Дело милостыни – это, прежде всего, дело любви, дело свободного выбора между раем и адом. Некоторые люди неохотно подают милостыню не только по своей нелюбви или равнодушию к горю ближнего, но и из-за отсутствия веры в посмертное бытие души и загробное воздаяние за жизнь, прожитую на земле. О, если бы хоть на миг открылись духовные очи людей и они увидели страшные мучения за свою немилость и великую радость за милосердие! Нет, Тот мир пока закрыт от нас, мы можем лишь верить слову Божию. Для верующего человека этого слова вполне достаточно, чтобы строить свою жизнь сообразно повелениям Божиим.
Я все это к тому, что если твердо верить и в рай, и в ад, в то, что мы окажемся по смерти или там, или там, то приобретение себе вечных молитвенников пред Богом должно, как мне кажется, стать одним из первостепенных дел текущей жизни. Возможно, Господь приклонит к нам Свою милость на Суде и спасет нас только за молитвы этих наших молитвенников и ходатаев, тогда как по злым делам нашим мы достойны ада.
Так что слава Тебе, Господи, за то, что Ты посылаешь мне людей, которым я могу оказать милость! Не знаю, как у других, но мне практически каждый день выпадает счастье хоть немного послужить ближнему. По своим грехам я не достоин этой милости Божией, однако каждый день я вижу людей, даже прямо не просящих меня, но которые с удовольствием принимают от меня посильную милостыню. Я расстаюсь с деньгами легко, надеясь, что руками просящих принимает их Сам Господь. Господь, Которого я так люблю, служению Которому посвятил свою жизнь. Святые говорят, что милостыня делает нашим должником Бога.
В слове святителя Иоанна Златоуста «О милостыне» есть такие слова:
«Божественное Писание говорит: "Благотворящий бедному дает взаймы Господу" (Притч. 19,17). Заметь, какого должника приобретают себе милостивые, сколь великого, сколь богатого. Если человеку ты даешь в долг золото, серебро, или хлеб, ты берешь расписку и таким образом руку, принимающую деньги, связываешь письменным обязательством. А по отношении к Богу – этого нет, но ты даешь мученикам и убогому, а Бог призывается и обещает возвратить тебе долг, который ты ссудил убогому; Он спешит исполнить свое поручительство и не просто только возвращает взятое, но и малое приумножает с великим благословением».
В чем же Ты застанешь меня, Господи?
Почему еще я должен благодарить Господа за просящих? Потому что они встречаются на моем пути каждый день. День, который может быть последним в моей жизни. Возможно, следующий день не наступит для меня, как он не наступает для тысяч людей во всем мире. Каждый начавшийся день может стать решающим в моей посмертной судьбе, при этом он может быть прерван для меня в любой угодный Богу момент.
Господь сказал: «В чем застану, в том и сужу». О, застань меня, Господи, в момент, когда я с радостью опускаю в руку просящего монету! Застань, когда я приветливо улыбаюсь знакомой девушке-калеке. Застань в храме, где я так люблю раздавать булочки бабушкам (возможно, за упокой и моей души). Застань, когда я спешу к знакомому моему инвалиду, чтобы в ответ на благодеяние услышать: «Спаси тебя Христос!».
Не знаю я, быть может, именно в этот день суждено мне навсегда покинуть землю. И тогда розданные мною медяки и гривны полетят передо мною, как и говорит о том святитель Иоанн Златоуст: «Впереди себя пошли свои деньги, не теряй времени, не жалей их, чтобы не утратить вечной жизни. Неведома смерть, ты не знаешь, когда она наступит, в какую пору придется тебе расстаться с этим миром…», «пошли впереди себя твои деньги в бесконечные века, чтобы не пришлось идти в огонь неугасимый, подобно богатому из-за Лазаря…».
Мои земные ангелы
Отчего мне нужно вновь и вновь обращаться к Спасителю моему со словами благодарности за тех, кого Он посылает мне, тех, кому могу оказать я милость? Да потому что не людей, но ангелов посылает мне Господь. Кто есть ангел? Вестник, посланник. Какую же весть несут мне нуждающиеся во мне? Весть о спасении, о милости Божией ко мне, о помощи Божией в моих делах, о прощении грехов. В книге Товита сказано: «Милостыня очищает всякий грех» (Тов. 12, 9).
Грехов у меня много и беда в том, что большую часть из них я просто не вижу. Словно и не грешен вовсе. Считаю себя «не хуже других», «вполне хорошим». А каково будет, когда пойду по мытарствам? Вот где все мое зло, накопленное за годы земной жизни, встанет предо мною «во всей красе». И вот тогда, как я надеюсь, придет мне на помощь моя милостыня. Не значит это, что я надеюсь только на нее одну – надежда есть одна: на милость Божию. Но если я старался быть милостивым при жизни, стремясь уподобиться в этом Христу, неужели Он меня отринет? То как Он решит.
Каждый приходящий ко мне просящий – словно ангел для меня. Он – словно небесный посланник от Господа, посланник, говорящий мне: «Бог видит тебя, Бог хочет тебе спасения». Господь призирает на меня с небес этими просящими, этими нищими, убогими, инвалидами, с которыми, по милости Божией, Он сводит меня каждый день. Многие верующие устремляются в далекие паломнические поездки, уходят в длительные крестные ходы, еще куда-то. Несомненно, это нужно, это хорошо, ведь люди что-то приобретают в этих поездках и ходах. Я же приобретаю, когда подаю. Может, поэтому я не люблю паломнических поездок. Зачем ехать куда-то далеко, терпя неудобства дороги, когда к Богу можно приблизиться, не отходя далеко от родного дома? Это мое личное мнение, повторюсь, я не против ни паломничеств, ни посещения святынь. Просто не понимаю, какая польза от посещения тех же православных святынь, если, приложившись к чудотворной иконе или мощам святого, человек может пройти мимо просящего и ничего не подать?
Прости меня, читатель, за это, несколько сумбурное эссе. Писал то, о чем думаю постоянно, что стало неотъемлемой частью моей жизни. То, чем дышу и, быть может, чем еще жив на этой земле.
В заключении хочу привести слова старца Паисия Святогорца: «Если бы человеку хорошенько исследовать душевную пользу и внутреннее ликование, которое он чувствует даже в этой жизни и от одного маленького благодеяния, сделанного своему ближнему, тогда бы он упрашивал ближнего принять это благодеяние, и даже был бы ему за это благодарен».
Слава Богу за все!
29.08.12
1359 просмотров
0 комментариев
Пока никто не оставил комментариев к этой статье. Вы можете стать первым!