ТАИНСТВО ЕЛЕОСВЯЩЕНИЯ (СОБОРОВАНИЯ)
"Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему”
11 марта в соборах, храмах и монастырях Севастополя были совершены таинства Соборования. Не стал исключением и Свято-Владимирский кафедральный собор, где, так же было совершено это таинство Церкви.
При помазании больного освященным елеем (маслом), призывается на больного благодать Божия для исцеления его от телесных и душевных болезней.
Цель Елеосвящения — исцеление и прощение грехов, но в глубине его лежит Христова молитва об исполнении воли Божьей. Через это Таинство страдания больного освящаются и соединяются со страданиями Христа. Освящение телесных ран даёт больному духовную силу, чтобы немощи его были не в смерть, но в вечное спасение.
Это Таинство ведет свое начало от апостолов. Получив от Господа Иисуса Христа власть во время проповеди исцелять всякую болезнь и немощь, они "многих больных мазали маслом, и исцеляли” (Марк. 6,13).
Таинство Елеосвящения (Молитво-маслия) еще называется Соборованием, потому что для совершения его собирается семь священников, чем показывается, что забота о больных и сострадание есть дело всей Церкви. Число семь есть символический знак Церкви и её полноты, хотя по нужде может соборовать и один священник, совершающий Таинство силой всей Церкви, которой он есть служитель, ибо вся власть Церкви содержится в одном священнике.
О принимающем Елеосвящение сказано: и воздвигнет его Господь, и аще грехи сотворил есть, отпустятся ему. Из этих слов ясно, что плодами этого Таинства являются — восстановление сил больного и отпущение грехов ему, т.к. большинство болезней является следствием греха, а сам грех есть болезнь духа. Многие учители Церкви поясняют, что в Таинстве Елеосвящения отпускаются преимущественно забытые грехи.
Освященный благодатью елей сообщает больному силу бороться с болезнью, преодолевать страдания телесные и сохранять покой души. Вот почему с верой и благоговением принимающие елеосвящение больные, даже и тогда, когда состояние их безнадежно, чувствуют успокоение в душе и облегчение телесное.
Благодать действует через освященный елей на болящее тело, но действие это не во всех одинаковое — в одном елеопомазуемом оно сопровождается постепенным и совершенным избавлением от болезни, другому подается только временное облегчение от нее или даже только возбуждение сил к благодушному перенесению её.
Так или иначе, но смерть неизбежно приходит к человеку. Всем суждено умереть, даже тем, кому в этой жизни была дарована отсрочка через исцеление. Выздоровление больного не является самоцелью, оно есть лишь знак Божественной милости, дающей человеку время еще "поработать спасению”.
Не всегда нравственные причины болезни бывают ясны для больного, многие из них сокрыты для него. Святой Иоанн Златоуст, рассуждая о зависимости болезней телесных от грехов, говорит: "некоторые бывают и от беспечности, чревоугодие, пьянство и бездействие также производят болезни”. Пресыщение и нетрезвость так ощутительно и быстро разрушают здоровье телесное, что сам больной видит вредные последствия невоздержания. Но праздность (мать всех пороков) для многих кажется невинным бездействием, и бывая тонкой причиной недугов телесных, усыпляет совесть страждущего, который недоумевает, от чего началась болезнь. Известно также, что "унылый дух сушит кости” (Притч. 17, 22). Но все ли знают, что уныние есть тяжкий грех, который надлежит очистить покаянием? Не удивительно поэтому, что иной долговременно болящий, хотя и открывает совесть свою на исповеди, но продолжает безмолвствовать о сокровенных и греховных причинах своего недуга, или совсем не зная их, или считая их непредосудительными. Хотя Соборование сходно с исповедью, но существенное действие Елеосвящения состоит в облегчении телесных и духовных скорбей. За изнемогающего больного предстоит пред Господом собор Его служителей, и молитвою веры от лица всей Церкви умоляет Его, даровать немощному отпущение прегрешений и очистить совесть от всякой скверны.
Соборование не тождественно с покаянием, не повторяет его, не заменяет и не отменяет его. Удостоившемуся Елеосвящения отпускаются:
грехи тайные, т.е. происшедшие в нем в следствие общечеловеческих немощей, без его воли и помимо его ведома об их греховности (грехи неведения);
те грехи, которые были причиной болезни, но болящий не знал об этом или не считал их грехами;
такие грехи, которые по давности совершения, по забывчивости, или почитая маловажными человек не исповедал, хотя искренно раскаялся и осознал их виновность если бы вспомнил (грехи забвения);
такие случаи и обстоятельства грехов, которых болящий по своим тяжким немощам, не мог раскрыть священнику, или не может загладить добрыми делами, постом милостыней, удовлетворением обиженного, испрошением прощения, примирения и т.п.;
грехи, которые могли явиться в болящем после исповеди: в помыслах, чувствованиях, движениях, словах и тяготят душу;
наконец, и исповеданные грехи, особенно тяжкие, беспокоящие совесть, колеблющие веру в их отпущении, ослабляющие надежду на милосердие Божие, приводящие в уныние.
Все вышеозначенные грехи при покаянном состоянии души страждущего, благодатью Божией отпускаются ему через святое помазание с молитвами и он получает окончательное отпущение грехов.
Таким образом Соборование может быть названо Таинством дополнительным, которым восполняется действие предшествующего Таинства Покаяния. Восполнение не по недостаточности самой исповеди для разрешения всех грехов, а по немощи человека воспользоваться этим спасительным врачевством во всей его полноте и спасительности. И хотя тело и не всегда получает исцеление, но прощение грехов всегда даруется душе кающегося.
Чин елеосвящения, в православной Церкви, имеет следующий состав: в него входят умилительный канон, объясняющий силу таинства, и тропари, потом семь чтений из апостола, семь из Евангелий и семь молитв, заключающие в себе указания на великую важность елеосвящения. Сила таинства существенно выражается в молитве "Отче святый...”, которую каждый раз произносит священник, когда крестообразно помазует елеем лоб, ноздри, уста, грудь и руки с обеих сторон болящего. В завершении Таинства на голову больного священник полагает раскрытое Святое Евангелие, буквами вниз, и читает разрешительную молитву.
Веществом Таинства служит освященное масло растительного происхождения, к которому из подражания милосердному Самарянину подливается немного красного вина (прообраз Крови Христовой, излиянной на кресте для спасения людей). Зерна пшеницы не составляют вещества Таинства, но они символически служат изображением зародыша новой жизни — выздоровления и жизни по смерти тела — воскресения. Удостоившиеся Соборования освященный елей в дальнейшем используют для помазания тела и принятия внутрь при недомоганиях, этот же елей возливают на усопшего во время отпевания. Кому и как часто можно собороваться?
Положено преподавать Таинство Елеосвящения больным без различия степеней болезни. Но при одной и той же болезни это Таинство не повторяется, или совершается только через год. Перед совершением Соборования очищают свою душу исповедью, а затем приобщаются Св.Таин.
В Русской Православной Церкви установился обычай совершать во время Великого Поста это Таинство и над здоровыми в храме, потому что все нуждаются в прощении забытых грехов и грехов совершенных по неведению, и никто не может считать себя по-настоящему здоровым; т.е. не только страждущие телесно, но и душевно — имеющие скорбь, уныние и т.п.
Это Таинство ни в коем случае не является "последним напутствием” перед смертью неизлечимо больных; не верно думать, что, пособоровавшись, человек должен стать монахом (отказаться от супружеской жизни, не вкушать мясо и т.п.). Такие помыслы подрывают веру в благодатную силу Таинства, стесняют и расстраивают душу, смущают совесть, а иных и вовсе отклоняют от принятия Таинства.
Елеосвящение прежде всего Таинство духовного, душевного и телесного исцеления больных вне зависимости от тяжести их недуга и участие Церкви в сострадательной любви к страждущему члену.
При помазании больного освященным елеем (маслом), призывается на больного благодать Божия для исцеления его от телесных и душевных болезней.
Цель Елеосвящения — исцеление и прощение грехов, но в глубине его лежит Христова молитва об исполнении воли Божьей. Через это Таинство страдания больного освящаются и соединяются со страданиями Христа. Освящение телесных ран даёт больному духовную силу, чтобы немощи его были не в смерть, но в вечное спасение.
Это Таинство ведет свое начало от апостолов. Получив от Господа Иисуса Христа власть во время проповеди исцелять всякую болезнь и немощь, они "многих больных мазали маслом, и исцеляли” (Марк. 6,13).
Таинство Елеосвящения (Молитво-маслия) еще называется Соборованием, потому что для совершения его собирается семь священников, чем показывается, что забота о больных и сострадание есть дело всей Церкви. Число семь есть символический знак Церкви и её полноты, хотя по нужде может соборовать и один священник, совершающий Таинство силой всей Церкви, которой он есть служитель, ибо вся власть Церкви содержится в одном священнике.
О принимающем Елеосвящение сказано: и воздвигнет его Господь, и аще грехи сотворил есть, отпустятся ему. Из этих слов ясно, что плодами этого Таинства являются — восстановление сил больного и отпущение грехов ему, т.к. большинство болезней является следствием греха, а сам грех есть болезнь духа. Многие учители Церкви поясняют, что в Таинстве Елеосвящения отпускаются преимущественно забытые грехи.
Освященный благодатью елей сообщает больному силу бороться с болезнью, преодолевать страдания телесные и сохранять покой души. Вот почему с верой и благоговением принимающие елеосвящение больные, даже и тогда, когда состояние их безнадежно, чувствуют успокоение в душе и облегчение телесное.
Благодать действует через освященный елей на болящее тело, но действие это не во всех одинаковое — в одном елеопомазуемом оно сопровождается постепенным и совершенным избавлением от болезни, другому подается только временное облегчение от нее или даже только возбуждение сил к благодушному перенесению её.
Так или иначе, но смерть неизбежно приходит к человеку. Всем суждено умереть, даже тем, кому в этой жизни была дарована отсрочка через исцеление. Выздоровление больного не является самоцелью, оно есть лишь знак Божественной милости, дающей человеку время еще "поработать спасению”.
Не всегда нравственные причины болезни бывают ясны для больного, многие из них сокрыты для него. Святой Иоанн Златоуст, рассуждая о зависимости болезней телесных от грехов, говорит: "некоторые бывают и от беспечности, чревоугодие, пьянство и бездействие также производят болезни”. Пресыщение и нетрезвость так ощутительно и быстро разрушают здоровье телесное, что сам больной видит вредные последствия невоздержания. Но праздность (мать всех пороков) для многих кажется невинным бездействием, и бывая тонкой причиной недугов телесных, усыпляет совесть страждущего, который недоумевает, от чего началась болезнь. Известно также, что "унылый дух сушит кости” (Притч. 17, 22). Но все ли знают, что уныние есть тяжкий грех, который надлежит очистить покаянием? Не удивительно поэтому, что иной долговременно болящий, хотя и открывает совесть свою на исповеди, но продолжает безмолвствовать о сокровенных и греховных причинах своего недуга, или совсем не зная их, или считая их непредосудительными. Хотя Соборование сходно с исповедью, но существенное действие Елеосвящения состоит в облегчении телесных и духовных скорбей. За изнемогающего больного предстоит пред Господом собор Его служителей, и молитвою веры от лица всей Церкви умоляет Его, даровать немощному отпущение прегрешений и очистить совесть от всякой скверны.
Соборование не тождественно с покаянием, не повторяет его, не заменяет и не отменяет его. Удостоившемуся Елеосвящения отпускаются:
грехи тайные, т.е. происшедшие в нем в следствие общечеловеческих немощей, без его воли и помимо его ведома об их греховности (грехи неведения);
те грехи, которые были причиной болезни, но болящий не знал об этом или не считал их грехами;
такие грехи, которые по давности совершения, по забывчивости, или почитая маловажными человек не исповедал, хотя искренно раскаялся и осознал их виновность если бы вспомнил (грехи забвения);
такие случаи и обстоятельства грехов, которых болящий по своим тяжким немощам, не мог раскрыть священнику, или не может загладить добрыми делами, постом милостыней, удовлетворением обиженного, испрошением прощения, примирения и т.п.;
грехи, которые могли явиться в болящем после исповеди: в помыслах, чувствованиях, движениях, словах и тяготят душу;
наконец, и исповеданные грехи, особенно тяжкие, беспокоящие совесть, колеблющие веру в их отпущении, ослабляющие надежду на милосердие Божие, приводящие в уныние.
Все вышеозначенные грехи при покаянном состоянии души страждущего, благодатью Божией отпускаются ему через святое помазание с молитвами и он получает окончательное отпущение грехов.
Таким образом Соборование может быть названо Таинством дополнительным, которым восполняется действие предшествующего Таинства Покаяния. Восполнение не по недостаточности самой исповеди для разрешения всех грехов, а по немощи человека воспользоваться этим спасительным врачевством во всей его полноте и спасительности. И хотя тело и не всегда получает исцеление, но прощение грехов всегда даруется душе кающегося.
Чин елеосвящения, в православной Церкви, имеет следующий состав: в него входят умилительный канон, объясняющий силу таинства, и тропари, потом семь чтений из апостола, семь из Евангелий и семь молитв, заключающие в себе указания на великую важность елеосвящения. Сила таинства существенно выражается в молитве "Отче святый...”, которую каждый раз произносит священник, когда крестообразно помазует елеем лоб, ноздри, уста, грудь и руки с обеих сторон болящего. В завершении Таинства на голову больного священник полагает раскрытое Святое Евангелие, буквами вниз, и читает разрешительную молитву.
Веществом Таинства служит освященное масло растительного происхождения, к которому из подражания милосердному Самарянину подливается немного красного вина (прообраз Крови Христовой, излиянной на кресте для спасения людей). Зерна пшеницы не составляют вещества Таинства, но они символически служат изображением зародыша новой жизни — выздоровления и жизни по смерти тела — воскресения. Удостоившиеся Соборования освященный елей в дальнейшем используют для помазания тела и принятия внутрь при недомоганиях, этот же елей возливают на усопшего во время отпевания. Кому и как часто можно собороваться?
Положено преподавать Таинство Елеосвящения больным без различия степеней болезни. Но при одной и той же болезни это Таинство не повторяется, или совершается только через год. Перед совершением Соборования очищают свою душу исповедью, а затем приобщаются Св.Таин.
В Русской Православной Церкви установился обычай совершать во время Великого Поста это Таинство и над здоровыми в храме, потому что все нуждаются в прощении забытых грехов и грехов совершенных по неведению, и никто не может считать себя по-настоящему здоровым; т.е. не только страждущие телесно, но и душевно — имеющие скорбь, уныние и т.п.
Это Таинство ни в коем случае не является "последним напутствием” перед смертью неизлечимо больных; не верно думать, что, пособоровавшись, человек должен стать монахом (отказаться от супружеской жизни, не вкушать мясо и т.п.). Такие помыслы подрывают веру в благодатную силу Таинства, стесняют и расстраивают душу, смущают совесть, а иных и вовсе отклоняют от принятия Таинства.
Елеосвящение прежде всего Таинство духовного, душевного и телесного исцеления больных вне зависимости от тяжести их недуга и участие Церкви в сострадательной любви к страждущему члену.
11.03.12
3779 просмотров
0 комментариев
Пока никто не оставил комментариев к этой статье. Вы можете стать первым!