Пасхальные Богослужения прошли в Свято-Владимирском соборе в Херсонесе

24.04.22
741 просмотров

[spoiler][/spoiler]Праздник праздников и Торжество торжеств, Светлое Христово Воскресенье — Святая Пасха Христова.

Воскресение   Христово — смысл, основание и торжество христианской веры. В этот день   переполнены молящимися все храмы Севастопольского благочиния, но   особенно много верующих, традиционно, в главном храме города, на месте   крещения святого равноапостольного великого князя Владимира.

В   полночь 24 апреля от Свято-Владимирского собора в Херсонесе вышел   Пасхальный крестный ход, после которого в верхнем храме собора началось   праздничное пасхальное богослужение.

Служение утрени и Божественной литургии возглавил благочинный Севастопольского округа   протоиерей Сергий Халюта в сослужении духовенства собора.

По  традиции Евангелие было зачитано на  разных языках: греческом, латыни,  русском, украинском,  крымско-татарском, английском и церковно-славянском.

Вместе  с прихожанами  в эту ночь молились губернатор города Михаил Развожаев,   Председатель Законодательного собрания Севастополя Владимир Немцев.

По окончании богослужения отец Сергий поздравил всех с Воскресением Господа нашего Иисуса Христа.


ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!


Праздник   Воскресения Христова  называется Пасхою по имени ветхозаветного   праздника, установленного в память избавления евреев от египетского   рабства. Сообразно с воспоминаемым в этот праздник событием Воскресения   Христова наименование Пасха в Церкви христианской получило особый  смысл и  стало обозначать прехождение от смерти к жизни, от земли к  небу. «Слово  Пасха, – говорит святой Амвросий Медиоланский, – означает  прехождение.  Назван же так этот праздник, торжественнейший из  праздников, в  ветхозаветной Церкви – в воспоминание исхода сынов  Израилевых из Египта и  вместе с тем избавления их от рабства, а в  Церкви новозаветной – в  знамение того, что Сам Сын Божий, чрез  Воскресение из мертвых, пришел от  мира сего к Отцу Небесному, от земли  на небо, свободив и нас вечныя  смерти и работы вражия и даровав нам  «власть быть чадами Божиими» (Ин.  1, 12)».

В ряду Господских  праздников, праздник Пасхи занимает  центральное место, а в ряду всех  праздников христианских он «столько  превосходит все торжества, даже  Христовы и в честь Христа совершаемые,  сколько солнце превосходит  звезды».

Все Богослужение и церковные обряды этого праздника особенно торжественны и проникнуты одним чувством радости о Воскресшем.

Задолго   до полуночи верующие в светлых, праздничных одеждах стекаются в храм и   благоговейно ожидают наступающего Пасхального Торжества.   Священнослужители облачаются во весь светлейший сан. Перед самой   полуночью торжественный благовест возвещает о наступлении великой  минуты  Светоносного Праздника Воскресения Христова. Священнослужители с   крестом, светильниками и фимиамом исходят из алтаря и вместе с  народом,  подобно мироносицам, которые по утру пошли гробу, обходят во  круг церкви  с пением «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на  небесех, и нас  на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». В это  время с высоты  колокольни, как с небес, льется ликующий пасхальный  трезвон. Все  молящиеся идут с возжженными свечами, выражая этим  духовную радость  Светоносного Праздника.

Шествие останавливается  у затворенных  западных врат храма, как бы у дверей гроба Христова. И  здесь, по обычном  возгласе, священник, подобно Ангелу, возвестившему  мироносицам у гроба о  Воскресении Христовом, первый возглашает  радостную песнь: «Христос  воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и  сущим во гробех живот  даровав». Эта песнь трижды повторяется  священнослужителями и хором.

Затем  предстоятель возглашает стихи  древнего пророчества святого царя Давида:  «Да воскреснет Бог и  расточатся врази его…», а все люди (хор) в ответ  на каждый стих поют:  «Христос воскресе из мертвых…»

Наконец   предстоятель, держа в руках крест с трехсвечником, движением их   начертывает знамение креста против затворенных дверей храма, они   отверзаются, и ликующий сонм, как некогда мироносицы к апостолам,  входит  в церковь, залитую светом всех светильников и лампад, и оглашает  ее  песнью: «Христос воскресе из мертвых!»

Последующее  Богослужение  Пасхальной Заутрени состоит из пения канона, составленного  святым  Иоанном Дамаскиным. Песни этого канона разделяются многократным  «Христос  воскресе из мертвых!». Во время пения канона  священнослужители с  крестом и кадилом, в предшесвиии светильников,  обходят всю церковь,  наполняя ее фемиамом, и радостно приветствуют всех  словами: «Христос  воскресе», на что верующие радостно отвечают:  «Воистину воскресе!».  Неоднократные исхождения священнослужителей из  алтаря напоминают о  частых явлениях Господа Своим ученикам по  воскресении.

При конце  утрени, после пения: «друг друга объимем,  рцем: братие! И ненавидящим  нас простим вся воскресением» – все  верующие начинают приветствовать  друг друга. Радостное Пасхальное  приветствие напоминает нам то состояние  апостолов, в котором они, когда  внезапно пронеслась весть о Воскресении  Христовом, с изумлением и  восторгом говорили друг другу: «Христос  воскресе!» и отвечали:  «Воистину воскресе!» Взаимное лобызание есть  выражение любви и  примирения друг с другом, в память всеобщего прощения и  примирения  нашего с Богом смертью и Воскресением Иисуса Христа.

Затем читается слово Иоанна Златоуста.

После   утрени сразу совершаются Часы и Литургия, при отверстых Царских  Вратах,  которые открыты с начала Заутрени и не затворяются целую неделю  в знак  того, что Иисус Христос навсегда отверз нам врата Небесного  Царствия. На  Литургии читается первое зачало Евангелия Иоанна  Богослова,  начинающееся словами «В начале было Слово, и Слово было у  Бога, и Слово  было Бог…», в котором изображается Божественность нашего  Искупителя.  Если Литургия совершается собором священников, то Евангелие  читается на  разных языках, в знак того, что всем народам на земле  «изыде вещание» о  Господе.

К особым пасхальным обрядам относится  благословение  артоса, «в честь и славу и воспоминание славного  Воскресения» Господа  нашего Иисуса Христа. Под именем артоса разумеется  просфора с  изображением на ней увенчанного тернием креста, как  знамения победы  Христа над смертью, или с изображением Воскресения  Христова. Слово  «артос» – греческое; по переводу на русский язык оно  значит «хлеб».  Историческое происхождение артоса таково.

Апостолы,  привыкшие  вкушать трапезу вместе с Воскресшим Господом, по Вознесении  Его на небо,  памятуя Его заветные слова: «Аз с вами во вся дни»,  ощущали живой верой  невидимое присутствие Господа в своих собраниях.  Приступая к трапезе,  они оставляли незанятым то место, на котором  возлежал с ними Иисус  Христос, а на столе против того места полагали,  как бы для Него, часть  хлеба, и каждый раз по окончании трапезы,  вознося благодарение Богу,  поднимали эту часть хлеба, говоря: «Христос  воскресе». Когда же потом  ученики Иисуса Христа разошлись в разные  страны для благовествования  Евангелия, они, по возможности, старались  соблюдать этот обычай: каждый  из святых апостолов, в какой бы стране ни  находился, в новом обществе  последователей Христовых приступая к  трапезе, оставлял место и часть  хлеба в честь Спасителя, а по окончании  трапезы вместе с ними прославлял  Воскресшего Господа, возвышая часть  хлеба, положенную на память о Нем.  Так сохранился в Церкви этот обычай и  через ряд веков дошел до нашего  времени. Артос, полагаемый во Святую  Пасху в храме пред взорами  верующих, должен служить к такому же  напоминанию невидимого присутствия с  нами Воскресшего Господа.

Вместе  с тем артос напоминает, что  Иисус Христос крестной смертию и  воскресением сделался истинным хлебом  животным. Такое значение артоса и  раскрывается в молитве на его  освящение. Кроме того, в этой молитве  священник, призывая благословение  Божие на освящаемый артос, просит  Господа исцелить всякий недуг и  болезнь и подать здравие всем вкушающим  артос.

24.04.22
741 просмотров

0 комментариев
Войдите, чтобы оставить комментарий. Простая в два клика.
Пока никто не оставил комментариев к этой статье. Вы можете стать первым!

Читайте также: