Богослужения Недели Торжества Православия в Свято-Владимирском соборе в Херсонесе

13.03.22
1402 просмотров

13 марта, в первое воскресенье  Великого поста, в Свято-Владимирском соборе в Херсонесе была отслужена  Божественная литургия, по окончании которой совершен чин Торжества Православия. Богослужение  возглавил благочинный Севастопольского округа, протоиерей Сергий Халюта в сослужении духовенства собора.

По  окончании Литургии отец Сергий обратился с пастырским словом ко всем  собравшимся: «Возлюбленные о Господе отцы, братья и сестры, поздравляю  вас с окончанием первой недели Великого поста, с неделей, воскресение  которой мы называем Торжеством Православия. Желаю каждому из вас быть твердым в вере, исполнять Веру Христову в своем сердце, в своей жизни, быть подлиным христианином, милосердным, любящим, кротким, смиренным,  освящающим все вокруг себя, рпиводящим ко спасению не только себя, но и людей, которые нас окружают».

О чине Торжества Православия
Торжество  Православия совершается в первую Неделю (воскресенье) Великого поста.  Оно было установлено в Греции в IX в., в память окончательной победы над  врагами православия - иконоборцами. Учение о почитании икон, основанное  на Св. Писании и утвержденное обычаем первых христиан, до VIII в.  оставалось неприкосновенным. Но иконоборческая ересь, появившаяся в  самой Греции, распространилась по многим странам. Церковь Божия  подверглась гонению, большему чем от язычников. Более 100 лет лились  слезы и невинная кровь истинно православных, которые боролись за право  изображать на иконах Господа Нашего Иисуса Христа, Божию Матерь и  святых, а также молиться им перед иконами. Этих православных заключали в  темницы, подвергали мучениям и казням. Честные иконы и мощи святых  сжигались.
 
После  VII Вселенского Собора (787 г.), закрепившего почитание икон, наступило  ослабление гонений, но только в середине IX в. иконопочитатели были  освобождены из темниц и заточения и возвращены на прежние должности, а  иконоборцам предложено было или оставить свое заблуждение, или  прекратить церковное служение. Христолюбивая царица Феодора объявила:  «Кто не чествует изображения Господа нашего, Пресвятой Его Матери и всех  святых, да будет проклят!»
Избранный  Патриархом Константинопольским Мефодий, установил тогда же особое  праздничное богослужение. Православие было торжественно восстановлено на  службе в Софийском соборе в Константинополе в первое воскресенье  Великого поста, которое пришлось в 843 г. на 19 февраля. Так появилось  празднование и особый чин, называемый Торжество Православия. В XII и XIV  вв. эта служба была значительно дополнена за счет включения других  текстов, изображающих главные догматы христианства. Эта служба  представляет собой торжество церкви над всеми когда-либо существовавшими  ересями и расколами. В нем утверждается не только православное учение  об иконопочитании, но и все догматы и постановления семи Вселенских  Соборов. Благословляются не только иконопочитатели, но и все живущие и  отошедшие ко Господу в вере и благочестии отцев. Особое место в этой  службе занимает чин анафематствования. Анафема провозглашается соборно  не только иконоборцам, но всем, кто совершил тяжкие прегрешения перед  Церковью.
 
В  России чин Православия введен в XIV в. и состоял из греческого синодика  этого чина с прибавлением сначала имен "новых еретиков", как например,  Кассиана, архимандрита Юрьева монастыря, и др., затем прибавились новые  имена: Стеньки Разина, Гришки Отрепьева, протопопа Аввакума, многих  расколоучителей и др.; всех анафематствований было 20, а имен до 4  тысяч. В конце XVIII в. чин Православия был исправлен и дополнен  митрополитом Новгородским и С.-Петербургским Гавриилом; из него  исключены были как множество имен, которым возглашалась вечная память,  так и имена многих гражданских преступников и расколоучителей. В таком  виде чин Православия был напечатан в 1767 г. Чин Православия совершался в  кафедральных соборах после прочтения часов или перед окончанием  Литургии на середине храма перед иконами Спасителя и Божией Матери,  возлежащими на аналое. Чин был существенно сокращен в 1801 г., в нем  перечислялись только ереси, без упоминания имен еритиков. Чин оставался  без переработки до 1869 г., когда из него были убраны имена  государственных преступников.
 
Чин  содержал в себе чтение Символа веры, произнесение анафемы и  провозглашение Вечной памяти всем защитникам Православия. Двенадцать  анафематствований, как они провозглашались клиром от имени церкви до  1917 года, приведены ниже.
В  феврале 1901 г. Св. Синод предал анафеме Льва Толстого, как  проповедующего «ниспровержение всех догматов Православной Церкви и самой  сущности веры христианской».
 
После  1917 г. анафематствованы: "творящие беззакония и гонители веры и Церкви  Православной" (1918 г.), несколько священников, «публично похуливших  Имя Божие» (1959, 1960 гг.). В течение многих десятилетий после  революции 1917 г. чин анафематствования был запрещен для соборного  провозглашения, и чин Православия включал только поминовение усопших.
 
В  последнее десятилетие были осуждены те, кто пролил невинную кровь  ближних своих в 1993 г. Слова отлучения были произнесены тем, кто  разделяет учения сект, «новых религиозных движений», язычества,  астрологии и т.п. (1994 г.). Был отлучен от Церкви монах Филарет  (Денисенко), который дерзнул наименовать себя «патриархом Киевским и  всея Руси-Украины» (1994 г.). Архиерейский Собор 1997 г., после  неоднократных увещеваний и предупреждений о бесчинном ношении иерейского  креста после лишения сана, постановил: «Отлучить Глеба Павловича  Якунина от Церкви Христовой. Да будет он анафема пред всем народом.»
 
Предание  анафеме не является проклятием, не является актом, бесповоротно  закрывающим путь к возвращению в Церковь и ко спасению. При покаянии и  достаточных основаниях анафема может быть снята. Может быть она снята и  после смерти. Важное значение для Русской Церкви имеет отмена анафемы  старообрядцам в 1971 г.
                                               
                           
                           

13.03.22
1402 просмотров

0 комментариев
Войдите, чтобы оставить комментарий. Простая в два клика.
Пока никто не оставил комментариев к этой статье. Вы можете стать первым!

Читайте также: