Интервью: протоиерей Сергий Халюта об итогах первых пяти лет пребывания в должности благочинного Севастопольского округа

12.10.13
1351 просмотров

В августе 2013 года 45-летие со дня рождения отметил протоиерей Сергий Халюта. Более 5 лет, с апреля 2008 года, по благословению митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря отец Сергий несет послушание благочинного Севастопольского округа. Сотрудник пресс-службы Севастопольского благочиния Артемий Слезкин попросил о. Сергия рассказать о своей жизни, об итогах первых пяти лет пребывания в должности, о духовном и нравственном состоянии общества, о задачах Церкви и пастырей на поприще духовного делания.

 – Отец Сергий, расскажите немного о себе, о Ваших родителях, образовании, о пути в священство, служении по окончании духовной семинарии.

– Я родился в семье священника и, по сути, был воцерковлен с момента совершения надо мною Таинства святого Крещения. Фактически я начал посещать церковь с момента моего рождения. С молоком верующей матери я впитывал всю ту благодать, что есть в Церкви.

Поэтому мой путь в священство был, с одной стороны, простым, а с другой – тернистым. Непростым был этот путь потому, что я жил в советское время, когда со стороны государства происходили гонения на православную веру. Я видел эти гонения в отношении моего отца, протоиерея Михаила, видел те ущемления, которые творились в отношении верующих людей. Верующий человек не мог занимать никакой руководящей должности. Если он ходил в храм, то фактически он становился исповедником. В глазах общества он был изгоем.

Вот в эти годы я и воспитывался в семье священника. Ходил в обычную школу, в которой тоже имел притеснения. Однако я с благодарностью вспоминаю те времена, потому что мы были ближе к Богу. В те годы, годы гонений, любой православный человек был ближе к Богу.

Заканчивал я школу №4 в городе Симферополе. В духовную семинарию тогда принимали только после службы в рядах Советской армии. То есть поступить в семинарию я мог не раньше 20-летнего возраста. Школу я закончил в 16 лет, поэтому мне нужно было избрать какой-то дальнейший путь. Я остановился на Симферопольском государственном университете, хотел поступить на исторический факультет. Однако для поступления необходима была комсомольская характеристика, а я комсомольцем никогда не был. Так что уже на этапе приема документов мне пришлось отказаться от задуманного.

Кроме истории, мне была интересна медицина. Я видел в медицине свое служение людям, к которому так стремился. Однако и в медицинский институт я не мог поступить из-за отсутствия все той же комсомольской характеристики.

И тогда я принял решение поступать в медицинское училище. Скажу, что те навыки и те знания, которые я получил в медицинском училище, став фельдшером, пригодились мне и в жизни. Собственно, эти навыки полезны и в священническом служении. Священник должен быть развит разносторонне, он должен многое знать. И медицинские навыки, по крайней мере, жизни священнической, помогают.

Так я поступил в медучилище. Там комсомольская характеристика была не так важна, поскольку уровень образования все-таки был ниже, чем в высшем учебном заведении. Я сдал вступительные экзамены, честно отучился там 2,5 года, получил специальность фельдшера. Работал медбратом в Симферопольском онкологическом центре. Видел страдания людские. Это люди, которые приблизились к Богу. Уже в те молодые годы я видел отношения человека с Богом. Когда человек стоит на грани этой жизни и переходит к Богу. Видел я и чудеса, когда человек был безнадежно болен, медицина ничем ему помочь не могла, однако, придя у последней черты к Богу, он получал от Бога исцеление и время на покаяние и спасение.

Затем я работал на «Скорой помощи», опять же видел страдания людей. И смерти людские, и слезы людские, и болезни, и разочарования. Работа фельдшера на «Скорой помощи» – это очень непростая работа. Я бы назвал ее служением, потому что работать там невозможно, там можно только служить людям.

Фельдшером на «Скорой помощи» я проработал полгода. Затем, как и многих моих сверстников, меня призвали на службу в Вооруженные силы Советского Союза. 2 года я прослужил в военно-воздушных войсках фельдшером, опять таки, принося пользу людям, делясь теми знаниями, которые я получил в медучилище, со своими ближними, леча солдат, помогая военнослужащим на их нелегком пути.

После демобилизации я поступил в Одесскую духовную семинарию. Собственно говоря, с этого начинается мой более уверенный путь к священству. В семинарию я поступил на второй курс, сдав экзамены за первый. Затем, через полгода, я был переведен на третий курс.

В начале 90-х годов начали открываться храмы, давление на Церковь Христову было уже не такое, как в советское время. Существовала острая нехватка священников. По окончании семинарии митрополитом Леонтием я был рукоположен в сан священства, и меня призвали на служение сюда, в Крым, в г. Бахчисарай. В Бахчисарае был единственный на территории Крыма храм, архитектура которого была не типовая - храм Святителя Николая. Это был молитвенный дом. Именно в этом храме началось мое служение. Там появились первые прихожане, некоторые из которых живы и сегодня, о которых я с теплом помню, о которых молюсь, и которые молятся обо мне. В Бахчисарае я прослужил 18 лет. Впоследствии на базе Бахчисарайского района образовалось Бахчисарайское благочиние, было открыто более 15 храмов, Успенский монастырь, монастырь великомученика Феодора в Малосадовом, монастырь святого евангелиста Луки в селе Лаки, скит Успенского монастыря Анастасии Узорешительницы в Качи-Кальоне, монастырь Благовещения Пресвятой Богородицы на Шулдане и скит монастыря в селе Красный Мак, монастырь святителя Николая в Холмовке (Эски-Кермен).

Церковная жизнь в 90-е годы активно развивалась. Волей Божией я стал участником этой жизни. Принимал участие в открытии монастырей и храмов. В самом городе Бахчисарае было принято решение о строительстве соборного храма в честь Феодоровской иконы Божией Матери, и сегодня этот храм радует бахчисарайцев и жителей Бахчисарайского района.
Я начал служить Богу в священническом сане в 22 года. В 24 года я стал уже благочинным Бахчисарайского церковного округа. Сложно сказать, по силам ли было мне, молодому человеку, это послушание. Но Господь возложил на меня это послушание и, слава Богу, это послушание было выполнено. Сегодня Бахчисарайское благочиние – одно из лучших в Крыму. После меня туда был назначен благочинным протоиерей Петр Чайковский, который успешно продолжает дело развития благочиния, за что я очень благодарен ему.

В 2008 году Митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь благословил мне послушание возглавить Севастопольское благочиние. И вот уже 5 лет я служу здесь и благочинным, и настоятелем Свято-Владимирского кафедрального собора в Херсонесе. 

– Отец Сергий, после Вашего назначения в Севастопольское благочиние, когда Вы приняли дела, ознакомились с ситуацией в городе, какие первоочередные проблемы в благочинии Вы увидели, и какие пути их решения наметили?

– Самой актуальной проблемой было и остается возвращение церковной собственности, тех культовых сооружений, которые находятся на территории Севастополя, в собственность Православной Церкви. Кроме того, это строительство православных храмов на территории Севастополя, города, географически расположенного на очень большой территории, города, который прорезают бухты. Кроме того, есть Северная сторона, откуда верующим людям очень сложно добираться на Южную, чтобы посетить храм. Потому остро встал вопрос о строительстве храмов и на Северной стороне, и в новых районах на Южной стороне города. К этому нас побуждает сама жизнь. Верующие люди, которые живут в Севастополе, регулярно обращаются к нам с просьбами о строительстве храма в том или ином районе. Почему? Потому что в наши храмы очень часто ходят люди пожилые, которым тяжело добираться в центр города – в Покровский собор, Свято-Владимирский собор-усыпальницу адмиралов или в Свято-Владимирский собор в Херсонесе. Идя навстречу нашим людям, откликаясь на их просьбы, мы созидаем храмы.

Хочу сказать, что сейчас, когда служишь Божественную литургию, другие уставные богослужения, и видишь молящихся, бросается в глаза, что в храмах стало больше молодых людей, чем пожилых. Во Владимирском соборе в Херсонесе в воскресный день подавляющее число прихожан – это мужчины, а не женщины, как было еще недавно в наших храмах. Много родителей с детьми, что, несомненно, радует.

Второй момент, сопутствующий первому, - это миссионерское делание. Нести слово Божие людям – прямая обязанность пастыря. Конечно же, сегодня миссионерская работа, которую ведут священнослужители Севастопольского благочиния, стала более перспективной, более успешной. Думаю, что как раз таки в том, что в наших храмах становится все больше молодежи, и выражается результат этой работы.
 
Одно из направлений миссионерского делания - это создание наших газет: «Херсонесского вестника» и детской газеты «Светлячок». Это создание видеостудии при Севастопольском благочинии, чья продукция – новостные сюжеты, программа «Путь к храму», которую ведут наши священнослужители - размещается и на нашем сайте, и в эфире телеканала «Союз».

Это возобновление преподавания в школах «Основ православной культуры». Это миссионерство во всех институтах нашего общества: в больницах, воинских частях Черноморского флота России и Военно-морских Сил Украины. На сегодняшний день при Черноморском флоте создан отдел по работе с верующими военнослужащими, в котором трудятся пять наших священнослужителей. В ноябре 2013 года будет введена должность помощника командующего ВМС ВС Украины по работе с верующими военнослужащими, которым станет наш православный священник.

Как видите, работа ведется. Ведется, чтобы свет Христов воссиял везде, во всех местах нашего святого града. 

– Расскажите, пожалуйста, о начинаниях и долговременных проектах, созданных по Вашей инициативе и получивших развитие?

– Все, что было задумано, успешно воплощено в жизнь, хотя, конечно, есть трудности. Есть у нас проблемы по храмостроительству. На сегодняшний день разработана программа, которую мы будем выполнять вместе с депутатом Верховной Рады Украины Вадимом Владиславовичем Новинским. Это программа строительства 10 храмов на территории Севастополя. В первую очередь она касается сельской местности. При успешной реализации эта программа позволит нам построить храмы в таких селах, как Широкое, Терновка, Оборонное, мы сможем построить храмы на Сахарной Головке, в Инкермане - то есть, в тех местах, где крайне сложно что-то сдвинуть с места.

Что касается уже запущенных программ и долговременных проектов - это, повторюсь, наша издательская деятельность. Газете «Светлячок» в сентябре этого года исполнилось 5 лет, пошел 6-й год ее работы. Эта газета востребована, интересна. Это газета, за которую нас благодарят, которую читают. Газета «Херсонесский вестник» является более официальным изданием, но, тем не менее, она тоже востребована. Это газета «Покровский благовест», которую сейчас выпускает Покровский собор. Опять-таки, наша видеостудия, к которой мы долго стремились. Необходимо упомянуть и о создании миссионерских уголков при каждом храме, благодаря которым тысячи людей имеют возможность узнавать о жизни Церкви, о духовной жизни, бесплатно разбирая миссионерскую литературу.

Хочу подчеркнуть, что все эти проекты – и газеты, и видеостудия, и миссионерские листовки - финансируются Севастопольским благочинием, так что верующие и все интересующиеся православной верой могут получать информационный продукт бесплатно.

 – Отец Сергий, послушание благочинного Вы несете уже более 5 лет. Какие значимые события, встречи, поездки за эти годы Вам больше всего запомнились?

 – В первую очередь надо сказать о посещении Севастополя Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, которое состоялось 2 августа 2009 года. Это был не просто визит Святейшего Патриарха в наш город. Это было указание на место нашего общего крещения. Ведь Патриарх Кирилл совершал в Херсонесе Божественную литургию вместе со 100 архиереями Русской Православной Церкви. На Патриаршей литургии молились епископы со всего мира. Здесь был епископ Берлинский Феофан, были епископы из Молдавии, Белоруссии, России, Украины. Это богослужение подчеркивало, что начало Святой Руси, крещение святого равноапостольного князя Владимира состоялось здесь, в Херсонесе.

Конечно, это был очень важный визит для города Севастополя, для верующих Крыма. Считаю, что за прошедшие годы это событие было самым важным.

Безусловно, за 5 лет было много других богослужений, визитов, мероприятий и встреч. Во Владимирском соборе в Херсонесе молились президенты Украины и России первосвятитель Финской Православной Церкви. В Херсонесе проводилось очень много конференций, фестивалей.

– По Вашим наблюдениям, как сегодня представители госадминистрации, горсовета, милиции, а также общественных организаций города, миряне, с которыми Вам случается общаться, воспринимают Православную Церковь, проповедь слова Божиего, духовенство, их активную позицию по многим современным вопросам жизни?


– Те категории людей, которые вы перечислили, - и администрация, и милиция – это ведь все прихожане храмов. Когда человек приходит в храм, у него не спрашивают, кем он работает, какой он национальности, к какой партии принадлежит, каковы его убеждения. Он приходит к Богу. Двери храма всегда открыты для любого человека – и для праведника, и для грешника.

Хочу сказать о работе с милицией. Эта работа привела к тому, что рядом с Управлением МВД в г. Севастополе, в сквере им В.И. Бузина, мы построили часовню в честь святого князя Александра Невского, где мы совершаем молебны. Есть священник, иерей Алексий Петренко, который духовно окормляет севастопольскую милицию, управление ГАИ Севастополя.
Каждый священник города Севастополя закреплен за теми или иными социальными, общественными организациями. У меня есть прекрасный помощник протоиерей Стефан Сломчинский, который несет послушание в доме престарелых, где он открыл храм святого священномученика Климента Римского. Открыл в том месте, где крайне необходим священник. Ведь сколько там скорби, болезни, печали, воздыхания. И когда священник приходит в дом престарелых, когда он помогает пожилым людям, нашим ветеранам, когда он исповедует, причащает, когда помогает не только духовно, но и материально – продуктами, одеждой – это, конечно, дорогого стоит.

Наши священники закреплены за интернатами, за детскими домами. Они занимаются нравственным воспитанием тех деток, которые нуждаются в пастырском попечении. Ведь эти дети лишены родителей, и священник, как добрый пастырь, во многом заменяет - не подменяет, а именно заменяет - родителей. Он приходит как отец, и ребенок может перед ним, как перед отцом, открыть свое сердце.

Надо сказать и о священниках, которые трудятся в школах, преподавая основы православной культуры. Иерей Александр Примак обучает этому нужному предмету учеников с 1 по 11 класс одной из общеобразовательных школ города. Протоиерей Борис Кравец преподает в школах на Северной стороне. Протоиерей Сергий Федоров ведет активную миссионерскую деятельность не только в школах, но и в детских садах, успевая, помимо этого, создавать замечательную еженедельную телепрограмму. Безусловно, это миссионерский подвиг.

В советское время государство боролось с Церковью. Церковь устояла, а государства СССР уже нет. То государство, которое боролось с Церковью, исчезло с карты мира. А Церковь осталась. И многие государства, которые боролись с Церковью, исчезли с карты мира, но Церковь осталась. Нет Византии, но есть Вселенский Патриарх, есть Константинопольская Церковь, Константинопольский патриархат. И много других Поместных Церквей сейчас существует, хотя государств, в которых они образовались, уже нет. И все потому, что, как я уже сказал, «врата ада не одолеют Церковь».
 
 – Вы рассказали о многих сферах служения наших пастырей. По наблюдениям этих священников и Вашим наблюдениям, есть ли отклик на это служение со стороны паствы?  Нуждаются ли люди в Боге, в христианской проповеди?

– Люди нуждаются в проповеди, нуждаются в слове Божием. Приведу пример. На ракетном крейсере «Москва» Черноморского флота мы открыли храм Покрова Пресвятой Богородицы, где регулярно совершаем богослужения. Кто приходит на крейсер? Приходят ребята, которые призваны на флот из разных населенных пунктов Российской Федерации. Приходят ребята, которые в храме никогда не были. Когда-то они были крещены в Православной Церкви, но дальше их движение в православной вере не пошло. Никто их не загоняет в церковь – они сами приходят в корабельный храм, исповедуются и причащаются. Они хотят услышать слово Божие. Это один из примеров.

Безусловно, люди хотят услышать слово Божие, потому что слово Божие – это слово, которое никогда не отнимется от человека, которое врачует человека, спасает его, лечит его душу.

Да, когда человеку, по его мнению, «очень хорошо» живется, когда он материально обеспечен, когда он живет развратной жизнью, он не думает о Боге. Он живет ради денег, ради каких-то земных благ, Бог ему не нужен. Но когда случается в его жизни какая-то беда, трагедия, он вдруг оборачивается к Богу, к Церкви. Вот чтобы такого не происходило, человек должен быть с Богом всегда: и в радости, и в скорби.

– Отец Сергий, как Вы оцениваете обстановку с духовным и нравственным состоянием населения Севастополя? Что может сделать сегодня Церковь для улучшения этого состояния? 

– Церковь денно и нощно трудится, чтобы духовное и нравственное состояние нашего общества было спасительным. Мы сегодня живем в мире, в котором происходит подмена понятий добра и зла. В котором среди молодежи высмеивается целомудрие. Высмеивается, заметьте, не молодежью, а взрослыми людьми, которые, наоборот, должны учить молодежь: «Береги честь смолоду». Только почему-то эту пословицу уже забыли. Честь уже не хотят беречь смолоду, поэтому среди молодежи возникают такие проблемы, как венерические болезни, СПИД, бесплодие в результате абортов. Почему столько семей сегодня не могут иметь детей? В результате этого греха.

Церковь свидетельствует о тех истинах непреходящих, которые были и две тысячи лет назад, и которые будут актуальны и через две тысячи лет. Поэтому Церковь сегодня борется с подменой добра и зла. Сейчас много говорят о содомии как о некой креативности жизни. То, за что Господь поразил Содом и Гоморру в ветхозаветные времена, сегодня преподносится как некая мода. Церковь свидетельствует, что губительно не почитать родителей, что красть нельзя, убивать нельзя, аборты делать, то есть убивать своих детей, нельзя. Почему столько проблем в нашем обществе? Почему народонаселение наших славянских стран уменьшается? Да потому что женщины наших стран убивают своих детей. В России, по официальной статистике,  за 2012 год было совершено 1 млн. 600 тыс. абортов, при том, что родилось за тот же 2012 год только 1 млн. 500 тыс. детей. В Украине, согласно официальным данным, ежегодно делают 200-250 тысяч абортов. Церковь свидетельствует о губительности греха. Не всем это сегодня нравится. 

– Можно ли говорить о том, что Церковь является своеобразным мерилом истинности? Воспринимают ли люди Церковь как единственный институт, который может сказать им правду, потому что кругом – ложь, обман, и люди тонут в этом обмане?

– Еще пророк Давид сказал: «Всякий человек ложь» (Пс. 115, 2). Безусловно, Церковь свидетельствует о чистоте. Я уже говорил о том, что Церковь свята и непорочна. Об этом она и свидетельствует, свидетельствует об истине. И кто к этой истине приходит, тот спасается. Кто живет вне этой истины, тот погибает.

Что такое зло? Зло – это работа в диавола. Что такое добро? Это работа в Бога. Вот, к сожалению, еще раз повторю, понятия добра и зла в нашем обществе начинают подменивать. И когда мы 20 лет назад говорили, что какое-то явление есть подлинное зло, сейчас мы слышим и по телеканалам, и из газет, что оно не так уж и плохо. 

– Люди, принимающие Христа, приходящее к вере, начинающие ходить в храм, участвовать в богослужениях и Таинствах, осознают необходимость духовной жизни, то есть подчинения всей своей деятельности вере. Какие бы советы Вы дали новоначальным, а также тем, кто уже давно пребывает в церковной ограде?

 – Как новоначальным, так и тем, кто давно находится в церковной ограде, я бы хотел пожелать любить Бога и ближнего. Это то самое главное, что должно быть в человеке. Ведь Господь говорит: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Ин. 14, 15). Все, этого достаточно. Любите Бога, а если вы любите, исполняйте то, что Он заповедал. Не каждый человек, давно находящийся в церковной ограде, соблюдает заповеди Божии. Не каждый человек, давно находящийся в церковной ограде, является примером, которому хотелось бы подражать. Но каждый человек должен бороться со своим грехом, должен приходить к Богу.

Духовная жизнь - это именно жизнь. Не час, не два, это жизнь, постоянная жизнь во Христе, в борьбе с самим собой, со своими грехами, со своими страстями, похотьми, с теми «прелестями» мира, которые нас окружают в этом волнующемся море.

В каждом человеке нужно видеть образ Божий. Когда к преподобному Серафиму Саровскому приходили люди со всей России, он каждого приветствовал словами: «Радость моя, Христос воскресе!». И праведника, и грешника он так приветствовал, так как в каждом человеке видел образ Божий.

В страждущем человеке мы видим образ Божий. Этому человеку нужно помогать, нужно ему послужить. И православный христианин должен служить, прежде всего, тем, кто нуждается в его помощи, тем, кто очень этого ждет. Православный человек должен спешить к обездоленным, больным. Он должен спешить в интернаты, в школы, в воинские части, в места лишения свободы. Наши пастыри на большие праздники посещают изолятор временного содержания в Севастополе. Нам разрешают принести людям, которые там находятся, радостную весть о Рождении Христа, о Воскресении Христа.

Вообще говоря, христианин должен быть примером везде. К этому он должен стремиться. Не нужно христианину унывать, когда он видит, что не является добрым примером, что он не может достичь цели, поставленной Христом. Христианин должен стремиться к этой цели. Когда в семье отец стремится к Богу, становится кротким, смиренным, имеет в себе воздержание, любовь, целомудрие, послушание, – то и все домашние, и, главное, дети, видя его добродетель, конечно же, стремятся ему подражать.

Тот же преподобный Серафим Саровский говорил: «Спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи». Да, многие говорят: «Ведь это Серафим Саровский! Нам до него далеко!» Но ведь каждому это дано, каждому открыто.

– То есть христианская жизнь – это побуждение себя на доброе?

– Каждая христианская жизнь – это пример для окружающих. Это свидетельство для внешних. Не сам по себе человек должен быть примером (такая мысль о самом себе может привести к гордыне), а жизнь его должна быть примером. Ни в одном житии святого не найдется, чтобы святой говорил о себе: «Я – пример для окружающих». Святой Серафим Саровский так не говорил о себе, а давал совет: «Спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи». Он давал этот совет через свою духовную жизнь, через свое спасение.

 – Отец Сергий, часто святые учат нас, что быть смиренным – значит видеть себя хуже всех. А ведь смирение – прямой путь к спасению. Как такого состояния – «быть хуже всех», – достичь сегодня? Это вообще возможно?

 – Возьмите утреннюю молитву преподобного Макария Великого. Макарий Египетский – это великий угодник Божий, на которого его ученики не могли смотреть, потому что лик его сиял, как солнце - настолько он приблизился к Богу. И мы читаем его молитву: «Боже, очисти мя грешного, яко николиже сотворих благое пред Тобою». То есть, он говорит: Боже, я ничего хорошего пред Тобой не сделал. Вот его сокрушение сердца, вот оно, смирение. Он же не превознесся, не сказал: «Господи, мое лицо сияет, как солнце, а ни у кого другого не сияет».

А у пророка Давида в 50 Псалме мы читаем: «Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит». Вот и следует сокрушаться сердцем. Не надо превозносить себя над другими.

 – То есть к своим добрым делам нужно относиться, как к работе, чтобы не превозноситься?

 – Да, как к работе в Бога. «Радуйтесь и веселитесь, яко мзда ваша многа на небеси» – вот награда за сделанное добро. Делать добро – это потребность нашей души. Мы же не задумываемся, зачем мы питаемся. Если мы не будем питаться, мы умрем. То же самое происходит с душой человеческой. Если она не будет творить добрые дела, упражняться в добрых делах, она постепенно начнет покрываться такой коростой, когда голос совести уже совсем не слышен. Человек становится подлинно злым, страстным.

 – То есть потребность в добрых делах, в жизни по Богу заложена в каждого человека, только кто-то ее в себе откопал, а кто-то – нет?

 – Не откапывать, а трудиться надо. Очень часто нужно себя понудить, чтобы сделать доброе дело. Иногда нужно заставить себя подойти к больному человеку и помочь ему.

 – Ваши пожелания посетителям нашего сайта.

 – Хочу пожелать посетителям нашего сайта, чтобы они  жили со Христом и во Христе.

Текст - Артемий Слезкин,
 фото: (1) -Светлана Желток;
(2, 6, 8, 10-15, 18-20) - диакон Николай Албул;
(3-5, 7, 9, 16, 17) - Василий Батанов.



12.10.13
1351 просмотров

0 комментариев
Войдите, чтобы оставить комментарий. Простая в два клика.
Пока никто не оставил комментариев к этой статье. Вы можете стать первым!

Читайте также: