Воскресение Христово в Свято-Владимирском соборе в Херсонесе

02.05.21
253 просмотров

Праздник праздников и Торжество торжеств, Светлое Христово Воскресенье — Святая Пасха Христова.

Воскресение  Христово — смысл, основание и торжество христианской веры. В этот день  переполнены молящимися все храмы Севастопольского благочиния, но  особенно много верующих, традиционно, в главном храме города, на месте  крещения святого равноапостольного великого князя Владимира.

В  полночь 02 мая от Свято-Владимирского собора в Херсонесе вышел  Пасхальный крестный ход, после которого в верхнем храме собора началось  праздничное пасхальное богослужение.

Служение утрени и  Божественной литургии возглавил благочинный Севастопольского округа  протоиерей Сергий Халюта в сослужении духовенства собора.

По традиции Евангелие было зачитано на  разных языках: греческом, латыни, русском, украинском,  крымско-татарском,  и церковно-славянском.

Вместе с прихожанами  в эту ночь молились губернатор города Михаил Развожаев,  Председатель Законодательного собрания Севастополя Владимир Немцев, сенатор Екатерина  Борисовна Алтабаева.

По окончании богослужения отец Сергий поздравил всех с Воскресением Господа нашего Иисуса Христа.

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Праздник  Воскресения Христова  называется Пасхою по имени ветхозаветного  праздника, установленного в память избавления евреев от египетского  рабства. Сообразно с воспоминаемым в этот праздник событием Воскресения  Христова наименование Пасха в Церкви христианской получило особый смысл и  стало обозначать прехождение от смерти к жизни, от земли к небу. «Слово  Пасха, – говорит святой Амвросий Медиоланский, – означает прехождение.  Назван же так этот праздник, торжественнейший из праздников, в  ветхозаветной Церкви – в воспоминание исхода сынов Израилевых из Египта и  вместе с тем избавления их от рабства, а в Церкви новозаветной – в  знамение того, что Сам Сын Божий, чрез Воскресение из мертвых, пришел от  мира сего к Отцу Небесному, от земли на небо, свободив и нас вечныя  смерти и работы вражия и даровав нам «власть быть чадами Божиими» (Ин.  1, 12)».

В ряду Господских праздников, праздник Пасхи занимает  центральное место, а в ряду всех праздников христианских он «столько  превосходит все торжества, даже Христовы и в честь Христа совершаемые,  сколько солнце превосходит звезды».

Все Богослужение и церковные обряды этого праздника особенно торжественны и проникнуты одним чувством радости о Воскресшем.

Задолго  до полуночи верующие в светлых, праздничных одеждах стекаются в храм и  благоговейно ожидают наступающего Пасхального Торжества.  Священнослужители облачаются во весь светлейший сан. Перед самой  полуночью торжественный благовест возвещает о наступлении великой минуты  Светоносного Праздника Воскресения Христова. Священнослужители с  крестом, светильниками и фимиамом исходят из алтаря и вместе с народом,  подобно мироносицам, которые по утру пошли гробу, обходят во круг церкви  с пением «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас  на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». В это время с высоты  колокольни, как с небес, льется ликующий пасхальный трезвон. Все  молящиеся идут с возжженными свечами, выражая этим духовную радость  Светоносного Праздника.

Шествие останавливается у затворенных  западных врат храма, как бы у дверей гроба Христова. И здесь, по обычном  возгласе, священник, подобно Ангелу, возвестившему мироносицам у гроба о  Воскресении Христовом, первый возглашает радостную песнь: «Христос  воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот  даровав». Эта песнь трижды повторяется священнослужителями и хором.

Затем  предстоятель возглашает стихи древнего пророчества святого царя Давида:  «Да воскреснет Бог и расточатся врази его…», а все люди (хор) в ответ  на каждый стих поют: «Христос воскресе из мертвых…»

Наконец  предстоятель, держа в руках крест с трехсвечником, движением их  начертывает знамение креста против затворенных дверей храма, они  отверзаются, и ликующий сонм, как некогда мироносицы к апостолам, входит  в церковь, залитую светом всех светильников и лампад, и оглашает ее  песнью: «Христос воскресе из мертвых!»

Последующее Богослужение  Пасхальной Заутрени состоит из пения канона, составленного святым  Иоанном Дамаскиным. Песни этого канона разделяются многократным «Христос  воскресе из мертвых!». Во время пения канона священнослужители с  крестом и кадилом, в предшесвиии светильников, обходят всю церковь,  наполняя ее фемиамом, и радостно приветствуют всех словами: «Христос  воскресе», на что верующие радостно отвечают: «Воистину воскресе!».  Неоднократные исхождения священнослужителей из алтаря напоминают о  частых явлениях Господа Своим ученикам по воскресении.

При конце  утрени, после пения: «друг друга объимем, рцем: братие! И ненавидящим  нас простим вся воскресением» – все верующие начинают приветствовать  друг друга. Радостное Пасхальное приветствие напоминает нам то состояние  апостолов, в котором они, когда внезапно пронеслась весть о Воскресении  Христовом, с изумлением и восторгом говорили друг другу: «Христос  воскресе!» и отвечали: «Воистину воскресе!» Взаимное лобызание есть  выражение любви и примирения друг с другом, в память всеобщего прощения и  примирения нашего с Богом смертью и Воскресением Иисуса Христа.

Затем читается слово Иоанна Златоуста.

После  утрени сразу совершаются Часы и Литургия, при отверстых Царских Вратах,  которые открыты с начала Заутрени и не затворяются целую неделю в знак  того, что Иисус Христос навсегда отверз нам врата Небесного Царствия. На  Литургии читается первое зачало Евангелия Иоанна Богослова,  начинающееся словами «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово  было Бог…», в котором изображается Божественность нашего Искупителя.  Если Литургия совершается собором священников, то Евангелие читается на  разных языках, в знак того, что всем народам на земле «изыде вещание» о  Господе.

К особым пасхальным обрядам относится благословение  артоса, «в честь и славу и воспоминание славного Воскресения» Господа  нашего Иисуса Христа. Под именем артоса разумеется просфора с  изображением на ней увенчанного тернием креста, как знамения победы  Христа над смертью, или с изображением Воскресения Христова. Слово  «артос» – греческое; по переводу на русский язык оно значит «хлеб».  Историческое происхождение артоса таково.

Апостолы, привыкшие  вкушать трапезу вместе с Воскресшим Господом, по Вознесении Его на небо,  памятуя Его заветные слова: «Аз с вами во вся дни», ощущали живой верой  невидимое присутствие Господа в своих собраниях. Приступая к трапезе,  они оставляли незанятым то место, на котором возлежал с ними Иисус  Христос, а на столе против того места полагали, как бы для Него, часть  хлеба, и каждый раз по окончании трапезы, вознося благодарение Богу,  поднимали эту часть хлеба, говоря: «Христос воскресе». Когда же потом  ученики Иисуса Христа разошлись в разные страны для благовествования  Евангелия, они, по возможности, старались соблюдать этот обычай: каждый  из святых апостолов, в какой бы стране ни находился, в новом обществе  последователей Христовых приступая к трапезе, оставлял место и часть  хлеба в честь Спасителя, а по окончании трапезы вместе с ними прославлял  Воскресшего Господа, возвышая часть хлеба, положенную на память о Нем.  Так сохранился в Церкви этот обычай и через ряд веков дошел до нашего  времени. Артос, полагаемый во Святую Пасху в храме пред взорами  верующих, должен служить к такому же напоминанию невидимого присутствия с  нами Воскресшего Господа.

Вместе с тем артос напоминает, что  Иисус Христос крестной смертию и воскресением сделался истинным хлебом  животным. Такое значение артоса и раскрывается в молитве на его  освящение. Кроме того, в этой молитве священник, призывая благословение  Божие на освящаемый артос, просит Господа исцелить всякий недуг и  болезнь и подать здравие всем вкушающим артос.

02.05.21
253 просмотров

0 комментариев
Войдите, чтобы оставить комментарий. Простая в два клика.
Пока никто не оставил комментариев к этой статье. Вы можете стать первым!

Читайте также: