Сокровенная тайна Воскресения. Священник Валерий Духанин
Пасха Христова – в ней всё самое сокровенное наше. Самое заветное, чаемое. А потому трудно выразимое на словах. Божие – оно всегда парадоксально для слабого ума человека. Ибо Жизнь воссияла там, где привыкло царствовать тление. Любовь победила там, где рассчитывала ликовать злоба. Рай возвращен там, где обычно насыщался ад.
Напрашивается параллель Воскресения с Рождеством Христовым. В простой пещере Он родился на свет, в пещере же воссиял свет Его Воскресения. Пещера – образ нашего мрачного мира. Суть Благовестия в том, что «Свет пришел в мир» (Ин. 3: 19). «Но люди более возлюбили тьму, нежели свет» (Ин. 3: 19), избрали мрак пещеры и гроб грехов, нежели свет вечной жизни. В этом трагизм истории.
Рядом с Чистым небесные служители Чистоты – святые Ангелы. Так, Ангелы в Вифлееме воспели рождение Сына Божия на земле. Ангелы же возле опустевшей пещеры-гробницы возвещают людям: «Он воскрес» (Лк. 24: 6). Там небожители, восславив в вышних Бога, возвестили «на земле мир» (Лк. 2: 14), здесь же Он Сам, являясь ученикам, благословляет: «Мир вам» (Ин. 20: 19). Там Он пришел, чтобы понести наши немощи. Теперь же Он свободен от оков нашего мира и свидетельствует: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле» (Мф. 28: 18).
Преподобный Максим Исповедник когда-то сказал: «Тот, кто познает тайну Креста и Гроба, познает также существенный смысл всех вещей».
Тайна открывается причастным тайне. Христианам эта тайна открыта – жертвенная любовь. Без любви – всё ничто. Крест и Гроб суть отверстые объятия Божией любви, жертвенной до бесконечности. Голгофа – она же суть и отверстые врата Рая. Кающемуся разбойнику распятая Любовь говорит: «Ныне же будешь со Мною в Раю» (Лк. 23: 43). Рай – не далекое прошлое и не грядущее будущее. Рай – настоящее. Рай навеки открыт для кающихся разбойников.
Но в Рай нужно входить живым, а не мертвым. У Бога все живы, то есть живы те, которые с Богом и Божии. Христос говорит: «Я есмь… жизнь» (Ин. 14: 6). Живой – это тот, кто воскрес со Христом, возродился от мертвости дел своих: «Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном… совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его» (Кол. 3: 1–2, 9–10).
Поэтому преподобный Максим добавляет: «Тот, кто проникнет еще глубже Креста и Гроба, и будет посвящен в тайну воскресения, познает конечную цель, ради которой Бог создал все вещи изначала».
Воскресение – самая суть всего, что было, есть и будет. Воскресение – сокровенная цель Божией заботы о мире. Ради Воскресения сотворен человек и ради Воскресения воссоздан. Жизнь, за которую отчаянно держится человек, – оправдана, но не ради отчаяния, а ради Любви, воплотившейся, растерзанной ради нас и воскресшей. Впрочем, не та жизнь, в которой обманывают и предают, пытаются приобрести и всё теряют, а о которой Апостол писал: «Бог, богатый милостью, по Своей великой любви… нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, – благодатью вы спасены, – и воскресил с Ним, и посадил на небесах» (Еф. 2: 4-6).
И потому Воскресение – единственная реальность, ради которой стоит жить.
Еще вот какой интересный момент. Воскресший Господь является ученикам сквозь закрытые двери. Для Воскресшего нет преград. Но смысл Воскресения не в том, чтобы упразднять перегородки бедных хижин или крепкие стены дворцов. С Воскресением Господа разрушены преграды более прочные.
Двери в Рай некогда были затворены: захочешь войти – не войдешь. И пламенный меч херувима останавливал самонадеянность всякого смертного.
Намертво заперты были и двери ада: захочешь выйти – не выйдешь. Ад улыбался всякому откровенному грешнику, а в отношении праведников терпеливо ждал заката их жизни, ибо и те вслед за Адамом и Евой сходили в его ненасытное брюхо.
Хуже невозможно представить: на Небеса вход закрыт, а преисподняя поглощает всех без разбора. Но вот появился Тот, Чьим знаменем стал Иона, извергнутый вон из чрева китова, – и мрачная всепоглощающая утроба преисподней впервые подавилась. Ад испуганно съежился, когда сквозь его наглухо закрытые двери прошел неизреченный Свет. Для Любви, Которая из Царства райских обителей нисходит на землю, а затем в самый ад, ради падших, – затворенных дверей уже нет.
Итак, запоры ада сломлены. А в Евангелии Спаситель назвал Себя Дверью: «Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется» (Ин. 10: 9). Потому что Он и есть наш вход в Царствие Божие. Без Него мы туда не войдем. Он отверз двери в Рай, а двери ада сломал.
Итак, вот она, тайна Любви – пострадав за любимого, искать его спасения вплоть до преисподних глубин, самого же любимого возводить к высотам Рая – неизреченным и вечным. И даже двери человеческого сердца, закрытые изнутри, стали открываться – ибо они отверзаются ради Любви и Любовью. В этом и есть тайна Воскресения.
Тайна Воскресения есть тайна Любви. Но и постичь ее невозможно иначе, как только любовью. Как же прекрасно сказано в богослужебном тексте: «Ныне Тя Всецарю видевше не очима, но сердечною любовию, Бога веровавше, в пениих величаем».
То есть мы видим Тебя, Господи, не телесными очами, но сердечной любовью. Ты – Любовь, Любовь, Которую невозможно убить, Любовь распятая, но и воскресшая, воскресшая для того, чтобы в наших сердцах воскресал свет любви.
Мы все предстоим Твоему Воскресению, которое воссияло там, где вроде бы должна царствовать смерть. Устье мрачной, замкнутой пещеры неожиданно обернулось входом в светоносную, бескрайнюю вечность. Ибо в тесных сводах земли, в мрачных выступах холодного камня воссиял неизреченный, небесный Свет. Ты умер телесно, чтобы понести нашу участь, но Ты же телесно воскрес, дабы даровать всем носящим тело грядущее воскресение.
Мы спешим к Тебе, как спешили жены-мироносицы, но также в страхе недоумеваем, кто же отвалит камень – камень наших жизненных проблем, ибо он кажется слишком великим. По-человечески многие наши проблемы не сдвигаемы, словно неподъемный камень закрывает дальнейший путь.
Наша жизнь и есть эта пещера. Здесь всё ограниченно, мы встречаем сумрак, над нами хочет властвовать тление. Но с нами Ты, Господи, Воскресший и Воскрешающий. С Тобой мы проходим сквозь затворенные двери. С Тобой неподъемные камни земных проблем отпадают сами собой.
Тайна Воскресения – она же и тайна прощения, ибо когда мы прощаем, то в нас воскресает любовь. И потому мы поем: «Рцем братие, и ненавидящим нас простим вся Воскресением». Если же ты не простил, если в тебе не воскресла любовь, то что для тебя Воскресение?
Собственно воскресение души познается по воскресению в душе любви – чистой и всепрощающей, по образу жертвенной любви Христа Воскресшего. Невозможно узреть Воскресшего, если сердце твое не претворилось в алтарь любви. Любовь жертвенная и бескорыстная – вот признак, по которому Бог узнает в людях Своих. Бог есть Свет, Бог есть Любовь, и среди людей Божиими являются те, кто хранит в себе и несет другим свет и любовь.
Без любви душа мертва, заключена, словно во гроб, в тесную и мрачную пещеру ненависти, обид, непрощения. Но когда прикасается к душе Христос, она воскресает – в ней сияет любовь, она восходит от смерти, вместе со Христом покидает своды тесной пещеры.
Пасха вечна, как вечен воскресший Христос. Пасха нескончаема, как нескончаема Божия любовь. Пасха безгранична и необъятна, как безграничен свет и необъятно тепло благодати Христовой. И потому слова преподобного Серафима: «Радость моя, Христос воскресе!» – достойны того, чтобы звучать круглый год.
Страданиям придет конец, и соответственно терпение завершится покоем. Слезы будут отерты, раны залечены, скорби исцелены. И болезни, и эпидемии – это всё завершится. А вот радость и счастье Воскресения никогда не будут иметь конца. Ибо Сам Он, Воскресший и Воскрешающий, так обещал: «Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф. 28: 20).
Священник Валерий Духанин
Православие.ру
Напрашивается параллель Воскресения с Рождеством Христовым. В простой пещере Он родился на свет, в пещере же воссиял свет Его Воскресения. Пещера – образ нашего мрачного мира. Суть Благовестия в том, что «Свет пришел в мир» (Ин. 3: 19). «Но люди более возлюбили тьму, нежели свет» (Ин. 3: 19), избрали мрак пещеры и гроб грехов, нежели свет вечной жизни. В этом трагизм истории.
Рядом с Чистым небесные служители Чистоты – святые Ангелы. Так, Ангелы в Вифлееме воспели рождение Сына Божия на земле. Ангелы же возле опустевшей пещеры-гробницы возвещают людям: «Он воскрес» (Лк. 24: 6). Там небожители, восславив в вышних Бога, возвестили «на земле мир» (Лк. 2: 14), здесь же Он Сам, являясь ученикам, благословляет: «Мир вам» (Ин. 20: 19). Там Он пришел, чтобы понести наши немощи. Теперь же Он свободен от оков нашего мира и свидетельствует: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле» (Мф. 28: 18).
Преподобный Максим Исповедник когда-то сказал: «Тот, кто познает тайну Креста и Гроба, познает также существенный смысл всех вещей».
Тайна открывается причастным тайне. Христианам эта тайна открыта – жертвенная любовь. Без любви – всё ничто. Крест и Гроб суть отверстые объятия Божией любви, жертвенной до бесконечности. Голгофа – она же суть и отверстые врата Рая. Кающемуся разбойнику распятая Любовь говорит: «Ныне же будешь со Мною в Раю» (Лк. 23: 43). Рай – не далекое прошлое и не грядущее будущее. Рай – настоящее. Рай навеки открыт для кающихся разбойников.
Но в Рай нужно входить живым, а не мертвым. У Бога все живы, то есть живы те, которые с Богом и Божии. Христос говорит: «Я есмь… жизнь» (Ин. 14: 6). Живой – это тот, кто воскрес со Христом, возродился от мертвости дел своих: «Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном… совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его» (Кол. 3: 1–2, 9–10).
Поэтому преподобный Максим добавляет: «Тот, кто проникнет еще глубже Креста и Гроба, и будет посвящен в тайну воскресения, познает конечную цель, ради которой Бог создал все вещи изначала».
Воскресение – самая суть всего, что было, есть и будет. Воскресение – сокровенная цель Божией заботы о мире. Ради Воскресения сотворен человек и ради Воскресения воссоздан. Жизнь, за которую отчаянно держится человек, – оправдана, но не ради отчаяния, а ради Любви, воплотившейся, растерзанной ради нас и воскресшей. Впрочем, не та жизнь, в которой обманывают и предают, пытаются приобрести и всё теряют, а о которой Апостол писал: «Бог, богатый милостью, по Своей великой любви… нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, – благодатью вы спасены, – и воскресил с Ним, и посадил на небесах» (Еф. 2: 4-6).
И потому Воскресение – единственная реальность, ради которой стоит жить.
Еще вот какой интересный момент. Воскресший Господь является ученикам сквозь закрытые двери. Для Воскресшего нет преград. Но смысл Воскресения не в том, чтобы упразднять перегородки бедных хижин или крепкие стены дворцов. С Воскресением Господа разрушены преграды более прочные.
Двери в Рай некогда были затворены: захочешь войти – не войдешь. И пламенный меч херувима останавливал самонадеянность всякого смертного.
Намертво заперты были и двери ада: захочешь выйти – не выйдешь. Ад улыбался всякому откровенному грешнику, а в отношении праведников терпеливо ждал заката их жизни, ибо и те вслед за Адамом и Евой сходили в его ненасытное брюхо.
Хуже невозможно представить: на Небеса вход закрыт, а преисподняя поглощает всех без разбора. Но вот появился Тот, Чьим знаменем стал Иона, извергнутый вон из чрева китова, – и мрачная всепоглощающая утроба преисподней впервые подавилась. Ад испуганно съежился, когда сквозь его наглухо закрытые двери прошел неизреченный Свет. Для Любви, Которая из Царства райских обителей нисходит на землю, а затем в самый ад, ради падших, – затворенных дверей уже нет.
Итак, запоры ада сломлены. А в Евангелии Спаситель назвал Себя Дверью: «Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется» (Ин. 10: 9). Потому что Он и есть наш вход в Царствие Божие. Без Него мы туда не войдем. Он отверз двери в Рай, а двери ада сломал.
Итак, вот она, тайна Любви – пострадав за любимого, искать его спасения вплоть до преисподних глубин, самого же любимого возводить к высотам Рая – неизреченным и вечным. И даже двери человеческого сердца, закрытые изнутри, стали открываться – ибо они отверзаются ради Любви и Любовью. В этом и есть тайна Воскресения.
Тайна Воскресения есть тайна Любви. Но и постичь ее невозможно иначе, как только любовью. Как же прекрасно сказано в богослужебном тексте: «Ныне Тя Всецарю видевше не очима, но сердечною любовию, Бога веровавше, в пениих величаем».
То есть мы видим Тебя, Господи, не телесными очами, но сердечной любовью. Ты – Любовь, Любовь, Которую невозможно убить, Любовь распятая, но и воскресшая, воскресшая для того, чтобы в наших сердцах воскресал свет любви.
Мы все предстоим Твоему Воскресению, которое воссияло там, где вроде бы должна царствовать смерть. Устье мрачной, замкнутой пещеры неожиданно обернулось входом в светоносную, бескрайнюю вечность. Ибо в тесных сводах земли, в мрачных выступах холодного камня воссиял неизреченный, небесный Свет. Ты умер телесно, чтобы понести нашу участь, но Ты же телесно воскрес, дабы даровать всем носящим тело грядущее воскресение.
Мы спешим к Тебе, как спешили жены-мироносицы, но также в страхе недоумеваем, кто же отвалит камень – камень наших жизненных проблем, ибо он кажется слишком великим. По-человечески многие наши проблемы не сдвигаемы, словно неподъемный камень закрывает дальнейший путь.
Наша жизнь и есть эта пещера. Здесь всё ограниченно, мы встречаем сумрак, над нами хочет властвовать тление. Но с нами Ты, Господи, Воскресший и Воскрешающий. С Тобой мы проходим сквозь затворенные двери. С Тобой неподъемные камни земных проблем отпадают сами собой.
Тайна Воскресения – она же и тайна прощения, ибо когда мы прощаем, то в нас воскресает любовь. И потому мы поем: «Рцем братие, и ненавидящим нас простим вся Воскресением». Если же ты не простил, если в тебе не воскресла любовь, то что для тебя Воскресение?
Собственно воскресение души познается по воскресению в душе любви – чистой и всепрощающей, по образу жертвенной любви Христа Воскресшего. Невозможно узреть Воскресшего, если сердце твое не претворилось в алтарь любви. Любовь жертвенная и бескорыстная – вот признак, по которому Бог узнает в людях Своих. Бог есть Свет, Бог есть Любовь, и среди людей Божиими являются те, кто хранит в себе и несет другим свет и любовь.
Без любви душа мертва, заключена, словно во гроб, в тесную и мрачную пещеру ненависти, обид, непрощения. Но когда прикасается к душе Христос, она воскресает – в ней сияет любовь, она восходит от смерти, вместе со Христом покидает своды тесной пещеры.
Пасха вечна, как вечен воскресший Христос. Пасха нескончаема, как нескончаема Божия любовь. Пасха безгранична и необъятна, как безграничен свет и необъятно тепло благодати Христовой. И потому слова преподобного Серафима: «Радость моя, Христос воскресе!» – достойны того, чтобы звучать круглый год.
Страданиям придет конец, и соответственно терпение завершится покоем. Слезы будут отерты, раны залечены, скорби исцелены. И болезни, и эпидемии – это всё завершится. А вот радость и счастье Воскресения никогда не будут иметь конца. Ибо Сам Он, Воскресший и Воскрешающий, так обещал: «Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф. 28: 20).
Священник Валерий Духанин
Православие.ру
05.05.24
1656 просмотров
0 комментариев
Пока никто не оставил комментариев к этой статье. Вы можете стать первым!