Празднество Ангельским Силам Небесным и их Начальнику Архистратигу Михаилу
21 ноября в Русской Православной Церкви совершается большое празднество «Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил безплотных». Церковь почитает Архангела Михаила как защитника веры и главного борца против злой силы – сатаны. На иконах его изображают с огненным мечом в руке, или копьем, низвергающим диавола. В начале IV века Церковь установила праздник «Собора» (совокупности) Святых Ангелов во главе с Архангелом Михаилом. Совершается праздник 8 ноября (ст. стиль) - девятом месяце от марта (с которого в древности начинался год) - в соответствии с числом 9-ти чинов Ангельских. Восьмой же день месяца указывает на будущий Собор всех Сил Небесных в день Страшного Суда Божия, который Святые отцы называют «днем восьмым», ибо после века сего, идущего седмицами дней, наступит «день осмый», и тогда «приидет Сын Человеческий в Славе Своей и вси святии Ангелы с Ним».
В Небесном воинстве существует четкая иерархия Ангельских чинов, которая разделяется на три иерархии - высшую, среднюю и низшую. Каждую иерархию составляют три чина. В высшую иерархию входят: Серафимы, Херувимы и Престолы. Среднюю Ангельскую иерархию составляют три чина: Господства, Силы и Власти. В низшую иерархию входят: Начала, Архангелы и Ангелы. Архангелы благовествуют о великом и преславном, открывают тайны веры, пророчества и разумение воли Божией, укрепляют в людях Святую веру, просвещая их ум светом Святого Евангелия. Архангелов всего семь: Михаил, Гавриил, Рафаил, Иеремиил, Уриил, Иегудиил, Варахиил.
С древних времен Архангел Михаил прославлен своими чудесами и на Руси. По церковному преданию Великий Новгород был спасен от агарян – татар предстательством Архистратига Михаила. И предстательство за города русские Пресвятой Царицы Небесной всегда осуществлялось явлениями Богородицы с Воинством Небесным, под предводительством Архистратига. Архангел Михаил издревле почитался на Руси как покровитель воинов и князей в их ратных подвигах, и поэтому князья в крупных городах старались обязательно возвести храм в его честь. Архистратигу посвящено множество монастырей, соборных, дворцовых и посадских храмов. Не было на Руси города, где не существовало бы храма или придела, посвященного Архистратигу Михаилу. Не стал исключением и Севастополь. Храм Архистратига Михаила в нашем городе имеет 160-и летнюю историю. 4 июня 1848 года по приказу адмирала Лазарева началась перестройка бывшей часовни в храм Архангела Михаила. Освящен храм был в 1850 году, незадолго до Первой Крымской войны, антиминс храма был благословлен архиепископом Херсонским Иннокентием ныне причисленным к лику Святых.
Во время первой обороны Севастополя все богослужения проходили именно в Михайловском храме, так как большой Свято-Никольских храм не успели перестроить. Несмотря на бомбардировки города церковные службы не прекращались, здесь отпевали наших прославленных адмиралов, Корнилова погибшего в первый день осады, Истомина в марте 1855 года, и адмирала Нахимова погибшего в день первоверховных апостолов Петра и Павла. После Крымской войны храм был отстроен и передан в качестве гарнизонной церкви Белостокскому полку, и был всегда воинским вплоть до революции и закрытия в конце 20 годов.
Годы забвения и запустения не разрушили храм, ныне в нем располагается экспозиция Музея Черноморского флота Российской Федерации. В 2002 году тогдашний командующий Черноморского Флота адмирал В. Масорин разрешил совершить первую божественную литургию в день Архангела Михаила. С тех пор, раз в году на престольный праздник в этом храме совершается Божественная Литургия. Не стал исключением и 2011 год.
В этот праздничный день была совершена Божественная Литургия в храме Архангелов Михаила, чей Престол освящен в честь Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.
По окончании богослужения, в своем праздничном слове к молящимся, настоятель храма, помощник Командующего ЧФ РФ по работе с верующими военнослужащими протоиерей Александр Бондаренко отметил: «И на Небе, несмотря на взаимную любовь, радость и блаженство нет равенства, которые некоторые ищут и на земле. И там одни начальствуют и предстоят, другие повинуются и последуют. Полное равенство есть только между тремя лицами Пресвятой Троицы: Богом Отцом, Богом Сыном и Богом Духом Святым. Число Ангелов Небесных безмерно велико, но Архангелов только семь, и почему семь - есть тайна творения Божия. Первым в воинстве Небесном Святая Церковь признает Архистратига Михаила, «кто яко Бог» означает имя его. Будем помнить, что даже между Ангелами есть старшие и младшие, высшие и низшие, тем более не могут быть равны разные люди на земле: одни должны господствовать и повелевать, а другие подчиняться. И будем помнить, что по смерти мы можем вступить в мир Ангельский, или в мир злых духов».