Клирики Саратовской епархии – участники Великой Отечественной войны
«Прошу вас, как участник войны, прислать свои наиболее яркие воспоминания о военных событиях и о днях Победы, а также, если знаете, о патриотических действиях духовенства и верующих в 1941–1945 годах».
Такое письмо в 1984 году, за год до 40-летия Победы, было направлено Архиепископом Пименом (Хмелевским) на приходы Саратовской епархии. В помощь участникам войны была отпечатана и разослана анкета-вопросник из 16 пунктов.
Благодаря Владыке Пимену таких воспоминаний, написанных от руки на листках из школьной тетради, хранится сегодня в архиве Саратовской епархии более сорока. Скупые строчки, и в каждой — живая история…
«Я, диакон М.В. Антипов, призывался в 1943 году в ряды армии и был направлен на 4-й Украинский фронт, где сражался до Победы. Имею четыре ранения и три контузии. Третье ранение я получил 23 сентября 1944 года. В госпитале меня лечил хирург Вячеслав Федорович Островидов. Священник, он относился к больным очень аккуратно, и многие были ему благодарны за его отеческую заботу. Еще сражался со мной в звании капитана протодиакон Гавриил Александрович Овчаренко, который руководил сложными операциями. День Победы я встретил в городе Штефене в Германии, не доезжая до Берлина около 40 километров. Этот день был вдвойне радостным для нас, верующих,— шла Светлая Седмица, и мы приветствовали друг друга: «Христос Воскресе!» — читаем мы в воспоминаниях участника войны диакона Михаила Антипова, клирика Воскресенской церкви города Пугачева.
Многим воспоминания давались нелегко. Протоиерей Владимир Сусин писал: «Ярких примеров или событий во время Отечественной войны 1941–1945 годов у меня не было, кроме как усиленная молитва к святителю Николаю». На войне он получил контузию, последствия которой остались на всю жизнь: «Сейчас немощь повторяется, особенно при воспоминании о войне».
В архиве Саратовской епархии — личные дела сорока трех священнослужителей, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны. Секретарем епархии и клириком Свято-Троицкого собора Саратова в 1956 году служил священник Иван Попов, за плечами которого была Военно-воздушная академия имени Жуковского. С 1941 года он был в действующей армии, демобилизовался уже после Победы, в 1946 году. За выполнение боевых заданий был награжден медалями «За боевые заслуги» и «За победу над Германией».
А вот строки из автобиографии протодиакона Маркиана Пасторова: «Родился в Сталинградской области, Кумылженский район, хутор Ярской, в семье крестьянина. Рукоположен во диакона в 1925 году Архиепископом Иоанном Сталинградским. Служил диаконом до 1932 года в станице Кумылженская. В начале Отечественной войны был мобилизован на оборонные работы. В 1942 году попал во вражеский плен. Из плена совершил побег в город Варнау, где обратился к Митрополиту Дионисию, который направил меня во Францию в войсковую часть диаконом в распоряжение архимандрита отца Владимира Финковского, где я служил в разных местах ; в 1945 году (в День Трех святителей) был возведен в сан протодиакона Епископом Василием Венским.
По окончании войны вместе со многими был репатриирован в Россию, выслан в город Прокопьевск Кемеровской области. В первые годы моего пребывания там я был лишен права выезда, поэтому нигде не мог служить в приходе». Лишь в 1956 году отец Маркиан стал протодиаконом храма в Прокопьевске. О годах своей ссылки он не без юмора говорил так: «Десять лет находился на “сибирских курсах”». В начале семидесятых по возрасту вышел за штат, и в конце своей жизни жил у дочери в городе Калач Волгоградской области. Но и здесь духовные тяготы не миновали его — храм он вынужден был посещать редко, как он сам писал: «...страха ради, чтобы не лишили места работы дочь и зятя ввиду моего священного сана».
«Участвовал в Великой Отечественной войне всего 4 года. Участник боев за взятие Берлина, демобилизовался в звании старшего сержанта». Это — строки из личного дела протодиакона Виктора Молодецкого. С 1947 года он служил диаконом храмов в Балаково, Пугачеве, Петровске, Ртищево, Волгограде, Покровске (Энгельсе). В 1955 году был награжден Патриаршей грамотой. Последние десять лет своей жизни, с 1968 года, служил протодиаконом Духосошественского храма в Саратове. В анкетах скромно писал: «Дошел солдатом до Берлина». Среди его боевых наград — медали «За отвагу», «За боевые заслуги», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией».
Все пять военных лет был на фронте протодиакон Гавриил Овчаренко (в шестидесятых годах он был протодиаконом Благовещенской церкви города Вольска). Сын священника, в двадцатые годы учился в Педагогической семинарии города Новомосковска. До войны работал регентом. На Юго-Западном фронте руководил армейским ансамблем, прошел Украину, Северный Кавказ, Румынию, Болгарию. Награжден орденом Красной Звезды, медалями «За боевые заслуги», «За победу над Германией».
В 1959 году из Киево-Печерской Лавры в Саратовскую Духовную семинарию был направлен иеромонах Нифонт. Фронтовик, инвалид войны. Кавалер ордена Красной Звезды, ордена Отечественной Войны II степени, медалей «За взятие Будапешта», «За победу над Германией». «Нужно сказать, что иеромонах Нифонт имеет большой опыт в деле руководства хором, что благоприятно отразилось на положении церковного пения в левом семинарском хоре. Этот хор под регентством иеромонаха Нифонта стал выполнять целый ряд церковных песнопений наравне с правым хором, хотя в последнем сосредоточены лучшие силы.
Иеромонах Нифонт сумел вовлечь в левый хор целый ряд новых воспитанников, которые раньше считались немыми и глухими, т.е. без голоса и без слуха, а после проделанной с ними работы иеромонаха Нифонта они стали хорошо петь и неплохо разбираться в нотах»,— убедительное письмо такого содержания, когда вышло синодальное постановление о сосредоточении всех монашествующих учащихся в Московской Духовной семинарии и Академии, направил 10 августа 1960 года председателю учебного комитета при Священном Синоде протоиерею Константину Ружицкому ректор Саратовской Духовной семинарии протоиерей В. Кремлев.— «Кроме того, иеромонах Нифонт сам убедительно просит создать ему возможность окончить духовную семинарию без ущерба для здоровья.
Ему нельзя подниматься по инвалидности по лестницам этажей. Он перенес 19 ранений. В Саратове помещения семинарии и общежитий все одноэтажные, что его устраивает. Принимая во внимание изложенное, т.е. полезность его пребывания в Саратовской семинарии в особенности для проведения самых трудных практических занятий по церковному пению, прошу Учебный комитет войти с ходатайством перед Его Святейшеством, святейшим Патриархом об оставлении иеромонаха Нифонта на последний год обучения в 4-м классе в Саратовской духовной семинарии — как исключение». Просьба саратовского ректора была удовлетворена. В ноябре этого же года фронтовик иеромонах Нифонт был «прикомандирован для священнического служения к саратовскому Свято-Троицкому собору с последующим, по окончании семинарии, оставлением его в штате собора».
Разные судьбы, разные биографии. Кто-то на момент начала войны уже был в сане, кто-то только начинал свою дорогу к Богу… «Во время войны часто приходилось выполнять опасные поручения и участвовать в боевых действиях. Я дал обещание Господу Богу, если останусь живым, послужить Церкви». Это — строки из воспоминаний диакона Богоявленской церкви села Большая Грибовка Балашовскогот района Тихона Смольянова, кавалера ордена Красной Звезды, медалей «За боевые заслуги», «За победу над Германией».
Источник: Православие и современность
Письма священников-ветеранов Великой Отечественной войны
Такое письмо в 1984 году, за год до 40-летия Победы, было направлено Архиепископом Пименом (Хмелевским) на приходы Саратовской епархии. В помощь участникам войны была отпечатана и разослана анкета-вопросник из 16 пунктов.
Благодаря Владыке Пимену таких воспоминаний, написанных от руки на листках из школьной тетради, хранится сегодня в архиве Саратовской епархии более сорока. Скупые строчки, и в каждой — живая история…
«Я, диакон М.В. Антипов, призывался в 1943 году в ряды армии и был направлен на 4-й Украинский фронт, где сражался до Победы. Имею четыре ранения и три контузии. Третье ранение я получил 23 сентября 1944 года. В госпитале меня лечил хирург Вячеслав Федорович Островидов. Священник, он относился к больным очень аккуратно, и многие были ему благодарны за его отеческую заботу. Еще сражался со мной в звании капитана протодиакон Гавриил Александрович Овчаренко, который руководил сложными операциями. День Победы я встретил в городе Штефене в Германии, не доезжая до Берлина около 40 километров. Этот день был вдвойне радостным для нас, верующих,— шла Светлая Седмица, и мы приветствовали друг друга: «Христос Воскресе!» — читаем мы в воспоминаниях участника войны диакона Михаила Антипова, клирика Воскресенской церкви города Пугачева.
Многим воспоминания давались нелегко. Протоиерей Владимир Сусин писал: «Ярких примеров или событий во время Отечественной войны 1941–1945 годов у меня не было, кроме как усиленная молитва к святителю Николаю». На войне он получил контузию, последствия которой остались на всю жизнь: «Сейчас немощь повторяется, особенно при воспоминании о войне».
В архиве Саратовской епархии — личные дела сорока трех священнослужителей, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны. Секретарем епархии и клириком Свято-Троицкого собора Саратова в 1956 году служил священник Иван Попов, за плечами которого была Военно-воздушная академия имени Жуковского. С 1941 года он был в действующей армии, демобилизовался уже после Победы, в 1946 году. За выполнение боевых заданий был награжден медалями «За боевые заслуги» и «За победу над Германией».
А вот строки из автобиографии протодиакона Маркиана Пасторова: «Родился в Сталинградской области, Кумылженский район, хутор Ярской, в семье крестьянина. Рукоположен во диакона в 1925 году Архиепископом Иоанном Сталинградским. Служил диаконом до 1932 года в станице Кумылженская. В начале Отечественной войны был мобилизован на оборонные работы. В 1942 году попал во вражеский плен. Из плена совершил побег в город Варнау, где обратился к Митрополиту Дионисию, который направил меня во Францию в войсковую часть диаконом в распоряжение архимандрита отца Владимира Финковского, где я служил в разных местах ; в 1945 году (в День Трех святителей) был возведен в сан протодиакона Епископом Василием Венским.
По окончании войны вместе со многими был репатриирован в Россию, выслан в город Прокопьевск Кемеровской области. В первые годы моего пребывания там я был лишен права выезда, поэтому нигде не мог служить в приходе». Лишь в 1956 году отец Маркиан стал протодиаконом храма в Прокопьевске. О годах своей ссылки он не без юмора говорил так: «Десять лет находился на “сибирских курсах”». В начале семидесятых по возрасту вышел за штат, и в конце своей жизни жил у дочери в городе Калач Волгоградской области. Но и здесь духовные тяготы не миновали его — храм он вынужден был посещать редко, как он сам писал: «...страха ради, чтобы не лишили места работы дочь и зятя ввиду моего священного сана».
«Участвовал в Великой Отечественной войне всего 4 года. Участник боев за взятие Берлина, демобилизовался в звании старшего сержанта». Это — строки из личного дела протодиакона Виктора Молодецкого. С 1947 года он служил диаконом храмов в Балаково, Пугачеве, Петровске, Ртищево, Волгограде, Покровске (Энгельсе). В 1955 году был награжден Патриаршей грамотой. Последние десять лет своей жизни, с 1968 года, служил протодиаконом Духосошественского храма в Саратове. В анкетах скромно писал: «Дошел солдатом до Берлина». Среди его боевых наград — медали «За отвагу», «За боевые заслуги», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией».
Все пять военных лет был на фронте протодиакон Гавриил Овчаренко (в шестидесятых годах он был протодиаконом Благовещенской церкви города Вольска). Сын священника, в двадцатые годы учился в Педагогической семинарии города Новомосковска. До войны работал регентом. На Юго-Западном фронте руководил армейским ансамблем, прошел Украину, Северный Кавказ, Румынию, Болгарию. Награжден орденом Красной Звезды, медалями «За боевые заслуги», «За победу над Германией».
В 1959 году из Киево-Печерской Лавры в Саратовскую Духовную семинарию был направлен иеромонах Нифонт. Фронтовик, инвалид войны. Кавалер ордена Красной Звезды, ордена Отечественной Войны II степени, медалей «За взятие Будапешта», «За победу над Германией». «Нужно сказать, что иеромонах Нифонт имеет большой опыт в деле руководства хором, что благоприятно отразилось на положении церковного пения в левом семинарском хоре. Этот хор под регентством иеромонаха Нифонта стал выполнять целый ряд церковных песнопений наравне с правым хором, хотя в последнем сосредоточены лучшие силы.
Иеромонах Нифонт сумел вовлечь в левый хор целый ряд новых воспитанников, которые раньше считались немыми и глухими, т.е. без голоса и без слуха, а после проделанной с ними работы иеромонаха Нифонта они стали хорошо петь и неплохо разбираться в нотах»,— убедительное письмо такого содержания, когда вышло синодальное постановление о сосредоточении всех монашествующих учащихся в Московской Духовной семинарии и Академии, направил 10 августа 1960 года председателю учебного комитета при Священном Синоде протоиерею Константину Ружицкому ректор Саратовской Духовной семинарии протоиерей В. Кремлев.— «Кроме того, иеромонах Нифонт сам убедительно просит создать ему возможность окончить духовную семинарию без ущерба для здоровья.
Ему нельзя подниматься по инвалидности по лестницам этажей. Он перенес 19 ранений. В Саратове помещения семинарии и общежитий все одноэтажные, что его устраивает. Принимая во внимание изложенное, т.е. полезность его пребывания в Саратовской семинарии в особенности для проведения самых трудных практических занятий по церковному пению, прошу Учебный комитет войти с ходатайством перед Его Святейшеством, святейшим Патриархом об оставлении иеромонаха Нифонта на последний год обучения в 4-м классе в Саратовской духовной семинарии — как исключение». Просьба саратовского ректора была удовлетворена. В ноябре этого же года фронтовик иеромонах Нифонт был «прикомандирован для священнического служения к саратовскому Свято-Троицкому собору с последующим, по окончании семинарии, оставлением его в штате собора».
Разные судьбы, разные биографии. Кто-то на момент начала войны уже был в сане, кто-то только начинал свою дорогу к Богу… «Во время войны часто приходилось выполнять опасные поручения и участвовать в боевых действиях. Я дал обещание Господу Богу, если останусь живым, послужить Церкви». Это — строки из воспоминаний диакона Богоявленской церкви села Большая Грибовка Балашовскогот района Тихона Смольянова, кавалера ордена Красной Звезды, медалей «За боевые заслуги», «За победу над Германией».
Источник: Православие и современность
08.05.20
1655 просмотров
0 комментариев
Пока никто не оставил комментариев к этой статье. Вы можете стать первым!