«Великий пост — великая радость». Напутствие пастырей на Великий пост
Заканчивается Масленица, допекаются последние блины, и православные христиане готовятся вступить в подвиг Великого поста. Многие ждут этого особого покаянного времени с радостью, но есть и те, кто ожидают его с опаской. Портал Православие.Ru попросил священников Артемия Владимирова, Владислава Цыпина, Валерия Духанина, Димитрия Шишкина, Николая Булгакова, Андрея Хвыля-Олинтера и сказать утешительные слова напутствия на Святую Четыредесятницу.
Священник Валерий Духанин, кандидат богословия,
проректор Николо-Угрешской духовной семинарии:
— Пост — это всегда возможность стать лучше, победить в себе свои дурные привычки, организовать себя на духовную жизнь. Если бы не наступало время поста, мы бы так и крутились как белка в колесе в своих земных делах и редко вспоминали о каком-то покаянии.
Хочется напомнить, что пост не был придуман какими-то ригористами или древними монахами. Пост есть явление изначальное — уже в Раю Бог заповедал воздержание от плодов древа познания добра и зла. Вспомните, как Господь сказал первозданному Адаму: от всякого древа ешь, а вот от этого древа нельзя, учись воздержанию. Ведь любовь к Богу выражается в том, что мы готовы ради Него отказаться от чего-либо. Если ты думаешь о вкусных блюдах и утешении плоти, то где же здесь любовь к Богу? В Евангелии Христос напоминает нам о воздержании: «Смотрите же за собой, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством» (Лк. 21: 34). Это действительно так. Всё плотское очень отягощает сердце, это очень чувствуется, как будто мрак какой-то воцаряется внутри, а когда же освободиться от этого, как не во время поста?
Я помню, как в первое время моего воцерковления было трудно поститься, всё время в мыслях вертелась скоромная пища. Но прошло сколько-то лет, я уже учился в семинарии, и, как-то Великим постом зайдя в магазин, неожиданно для себя заметил, что абсолютно равнодушен к мясной продукции, что ее как бы и нет для меня на время поста. Вот очень важно организовать себя так, чтобы душой не управляли никакие животные позывы и стремления.
Но не всё так просто. Обыкновенно когда человек отказывается от чего-то приятного для себя, внутри происходит целое возмущение, вскипают чувства, организм требует прежней услады, довольства и успокоения. Пост обнажает перед нами ту нашу немощь, о которой мы раньше, может быть, и не догадывались. И вся суть поста заключается в том, чтобы обрести власть над всеми нашими чувствами и потребностями. Научиться господствовать над ними тогда, когда они просят своего, не идти у них на поводу и явить победу духа над плотью — вот в чем смысл воздержания.
Пост — это особое время борьбы со страстями. А страсть — это то, что изъедает человека изнутри, будь то гордость, зависть, чревоугодие, негодование на кого-то. Страсть лишает внутреннего покоя, раздирает сердце, заставляет бурлить помыслы, помрачает ум, а волю сковывает стальными тисками. Страсть никогда не может сделать человека счастливым, и потому жалок тот, кто спешит удовлетворить каждое требование своего ненасытного зверя.
Пост — это борьба за нашу внутреннюю свободу, это попытка победить свои страсти. Для этого очень важна исповедь, более частое участие в Таинствах Церкви и жесткое противостояние каждому требованию своих страстей.
Пост — особое время покаяния, а, как говорил святой Иоанн Лествичник, «покаяние есть произвольное лишение себя всякого телесного утешения». Но вместо телесного человеку дается духовное утешение. Свобода от страстей несет в душу радость. Этому и служит пост. И если любой пост — это радость, то Великий пост — это великая радость. Поэтому очень хочется пожелать всем вступать в Великий пост с великой радостью, зная, что за искренний духовный труд Господь непременно подаст христианину Свою благодатную милость.
Протоиерей Владислав Цыпин, профессор, доктор церковной истории, магистр богословия, преподаватель Сретенской духовной семинарии:
— Приближается Великий пост. Изгнав нечистого духа из бесновавшегося отрока, Господь сказал Своим ученикам, которые прежде Него пытались исцелить несчастного и не преуспели в этом: «Сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17, 21), — тем самым поставив пост как средство духовной борьбы рядом с молитвой. Подобно тому, как молитва призвана быть состоянием души человека, стремящегося к Богообщению, так и пост (или воздержание) — это не упражнение, которому мы предаемся время от времени, в определенные дни и сроки, но образ жизни, к которому призывается христианин.
Но ввиду неизбежной немощи своих чад, Церковь как заботливая мать установила для нас времена и сроки усугубления и облегчения поста, побуждая с особым усердием поститься в среды и пятницы, а также держать продолжительные посты: Петров, Успенский, Рождественский и, наконец, предваряющий Пасху самый строгий и длительный пост Великой Четыредясятницы и следующей за ней Страстной седмицы.
В Типиконе помещены расписанные по дням указания дозволенных в Великий пост кушаний, предполагающие исключение иной пищи. Своим буквальным содержанием действующий Типикон, основу которого составил устав Лавры преподобного Саввы Освященного, предназначен для монашествующих, пребывающих в обители, но и для мирян нет иного устава постничества. Так что добросовестные православные миряне придерживаются указаний Типикона, допуская отступления от него лишь в соответствии со сложившейся у нас традицией или — по совету с духовником — ввиду болезней и других особых обстоятельств, затрудняющих или делающих невозможным неукоснительное соблюдение его предписаний. Но и отступая от буквы Типикона, мы призываемся постоянно помнить о том, Кому и чему мы подражаем, совершая пост: Господь Иисус Христос прежде, чем Он начал проповедовать миру Евангелие — Благую весть о Царствии Божием, постился в течение 40 дней, пребывая в пустыни и воздерживаясь от всякой пищи и пития, а Страстная седмица посвящена воспоминанию о предании Его на суд, о Его страстях и Его смерти на Кресте, спасающей человеческий род. В продолжение поста душа христианина становится более способной приблизиться к тому благодатному состоянию, которое называется добровольным сораспинанием со Христом. Но это происходит лишь при том непременном условии, если пост сопровождает усердная покаянная молитва и участие в Таинствах церковных.
По своей греховности человек способен извратить любое доброе дело. Если мы держим пост без покаянной молитвы, приписываем себе заслуги воздержания от пищи, а не действию благодати Божией, все это несет в себе опасность возгревания в душе не смирения, но гордыни и превозношения, побуждающих к осуждению не самих себя, на что у всякого из нас есть множество оснований, но наших ближних, чья внутренняя жизнь нам в действительности неведома и о поступках которых мы часто судим превратно и несправедливо. Одна из стихир Постной Триоди предостерегает нас от такой опасности: «От брашен постящеся, душе моя, и страстей не очистившеся, всуе радуешися неядением: аще бо не вина ти будет ко исправлению, яко ложная возненавидема будеши от Бога, и злым демоном уподобишися николиже ядущим» — не очистившийся от страстей постник, горделивый, превозносящийся, осуждающий ближних уподобляется злым демонам, которые никогда не вкушают пищи.
Важно еще, чтобы, воздерживаясь в пост от скоромной пищи, вина и супружеских отношений, мы не впадали в пагубный грех гнушения мясными яствами, вином и браком, ибо все это сотворено или установлено Богом и предназначено для поддержания жизни. Грозное прещение впадающим в ложный аскетизм манихейской закваски предусмотрено 51-м Апостольским правилом: «Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из священнаго чина, удаляется от брака и мяс и вина, не ради подвига воздержания, но по причине гнушения, забыв, что вся добра зело, ….и таким образом клевещет на создание: или да исправится, или да будет извержен из священнаго чина, и отвержен от Церкве. Такожде и мирянин».
Церковь Христова учит нас тому, что пост — не самоцель, но средство обретения истинного смирения и очищения души от страстных и греховных помыслов, освобождения ее от рабства греху, средство стяжания благодати Святого Духа.
— Молитва. Кротость. Нестяжательство. Покаяние. Прощение. Целомудрие. Страх Божий. Любовь. Благодать. Короткие емкие слова, обладающие не только земным, но и сверхкосмическим измерением. Все они напрямую относятся к Великому Посту.
Великий Пост — это период нашей жизни, когда тысячекратно возрастают, углубляются, обостряются все христианские качества человека. Когда люди духовно, молитвенно возносятся к Горнему Миру.
Что же означает Великий пост? Какой его истинный смысл и какова цель? «Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу?» (Ис.58:5).
Зачастую Великий пост сужают до суетных забот о пригодной постной пище. На это тратятся немаловажные ресурсы времени и сил. Нередко возникают серьезные бытовые проблемы. Типичные случаи — когда православный пребывает в обществе людей, далеких от Церкви, или физически немощен (болен).
Тем не менее, постная еда — всего лишь одно из «телесных» средств Великого поста. Конечно, подобное воздержание духовно очень полезно, но оно не самое необходимое. Гораздо значительнее покаяние. «Почему мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь?» (Ис.58:3).
«Ошибается тот, кто считает, что пост лишь в воздержании от пищи. Истинный пост,— известное поучение святителя Иоанна Златоуста, — есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления».
Однако покаяние, смирение и удаление от всего плохого — опять средство, а не цель. Истинная задача Великого поста — еще выше. Она значимее всего остального в человеческом бытии. Какая же она?
Вспомним разнообразные смыслы слова «пост»:
Что же самое сокровенное у нас — христиан? «Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф.22:36-40).
Вот без чего никак не состоится истинный Великий пост! Центр в Великом посте — наши усилия по охране христианской любви, стоянию в христианской истине, расторжению греховного ярма страстей и соблазнов, освобождению от оков неправды! Наивысшее, святейшее среди них — любовь. Да будет с нами спасающая благодатная любовь Господа Иисуса Христа!
«Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею [дар] пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что [могу] и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1Кор.13:1-8).
Любовь сия не появляется сама по себе, она Божественного происхождения, поэтому обладает многими полезнейшими качествами. Она — деятельная, творческая, трудолюбивая, мудрая, смелая, крепкая, способная отстоять правду ото лжи, отвергающая несправедливость, направляющая свою силу на дела добра и противостоящая злу. В чистоте духа и веры получаем мы ее в Церкви от Бога Отца через Иисуса Христа в Духе Святом. Будем же проявлять эту любовь в Великий пост и в последующее время, и дарить ее людям.
Такое коренное напутствие любви перед Великим постом дано всем нам через Евангелие — Благую весть! Здесь истина любви Божией и проявление правды Его: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф.6:33).
С началом Великого поста, дорогие братья и сестры во Христе! Восплачем о своих грехах и исцелимся в покаянии. Все вместе встанем на защиту света от тьмы и обретем победу святости! Церковь вечно жива «и врата ада не одолеют ее» (Мф.16:18-19).
Грядет Пасха — благодатный плод Любви — «Христос Воскресе!». Как передал нам Апостол Любви: «да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна» (Ин.15:11).
Священник Димитрий Шишкин, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в пос. Почтовое Бахчисарайского района (Симферопольская и Крымская епархия):
— Главная радость поста, как это не странно звучит, заключается в возможности нашего изменения и преображения. В возможности сделаться иными, для того чтобы воспринимать, слышать и чувствовать тот иной мир, который существует не где-то на другой планете, а здесь и сейчас, но остаётся словно невидимым и несуществующим для тех, кто его не ищет и не старается как-то себя перестроить, чтобы в этот светлейший и блаженнейший мир вступить.
А перестроиться измениться нам надо всем обязательно, потому что плотская жизнь, к которой мы так привыкли и кроме которой уже другой никакой жизни себе не представляем, меняет нас и делает плотскими настолько, что нам кажется это состояние и это мировосприятие единственно возможным и естественным. В то время как эта жизнь плотская на самом деле совершенно противоестественна, потому что все мы — человеки — призваны Богом к особенной, сверхъестественной жизни во Царствии Его. Это наша цель, это наше призвание и это — самая большая человеческая радость, цель всех человеческих устремлений.
Беда в том, что мы этого не понимаем и не чувствуем ясно. И даже если знаем об этом, то это знание ничего не даёт нашему сердцу и душе, потому что мы своей плотской жизнью лишаем это знание главной его силы — живого и непосредственного опыта Богообщения. Конечно, всё относительно в этом мире, разные бывают степени приближения человека к Богу и разные бывают меры вкушения от Его святых благ, но стремиться к совершенству мы призваны все, и вот в этом нашем главном деле пост и молитва — первые и лучшие помощники. Сам Господь говорил, что именно пост и молитва помогают нам таинственным образом измениться, преобразиться, начать жить иной — неописуемо радостной, светлой и безмятежной жизнью уже здесь и сейчас. Безмятежной — не значит беззаботной и легкой, но лишенной терзаний, сердечных сомнений и мук, которые бывают от греха, от последствий греховной жизни, и которые мучают и томят человека порой больше, чем материальные трудности и неурядицы.
Вот в этой счастливой возможности измениться и начать жить иной, согласной с Господом жизнью, и заключен главный смысл поста. Будем искать этого покаянного изменения. А все необходимые средства и «инструменты» для этого предоставляет нам Святая Церковь. Только послушайся! Вот послушайся, и всё. Начни делать насколько можно тщательно и благоговейно всё то, что предлагает тебе Святая Церковь, для того чтобы быть с Господом, — и скоро увидишь, каким спасительным, светлым и радостным (несмотря на скорбь утесняемой плоти) путём ведёт тебя Церковь к иной, возвышенной, отрадной и светлой жизни. И именно для этого Господь воспринял на Себя наши грехи, пострадал и умер на кресте, а затем воскрес в третий день, чтобы мы, веруя в Него и следуя за Ним, могли стать участниками этой святой и бессмертной жизни. Какое счастье, какая радость в этом заключена — если бы мы только могли понять! А ведь и можем же, если захотим воспользоваться благословенным ключом поста и молитвы, заповеданным нам Господом.
Священник Николай Булгаков, настоятель храма Державной иконы Божией Матери в поселке Кратово, Подмосковье:
— Пост — это не вопрос питания или перемены блюд. Это вопрос отношения к Богу. Прежде всего пост существует для того, чтобы человек получил духовную пользу. Мы, грешные люди, добровольно не хотим себя ни в чем ограничивать. Мы хотим, чтобы все было легко, просто и быстро. Как обычно поступает человек? Делает наспех себе бутерброд с куском колбасы или сыра и убегает по своим делам. Постом это уже не пройдет, пост — это смирение.
Прежде всего, чтобы начать поститься, нужно узнать устав Церкви о посте. Не для того, чтобы его нарушать, а чтобы на него ориентироваться. Узнать, каков этот устав, не так-то просто. Нужно приложить усилия, найти авторитетный источник. Например, 1-й том «Настольной книги для священно-церковно-служителей» 1913 года, переизданной Московской Патриархией в 1993 году.
Главное — не заставлять себя постом есть. Не бояться поста. Вспомните, как апостол Петр увидел Господа, идущего по воде, и попросил: «Господи, повели мне идти по воде». Господь повелел, и Петр пошел, но усомнился: как это так? И стал тонуть. Господь протянул ему руку и спас его. Пост — это хождение по водам. Не нужно чересчур заботиться о том, как прожить на постной пище. Опыт показывает, что Господь помогает, особенно если пост совмещается с молитвой, с посещением служб, покаянием, причащением. Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорил: «Когда я не причащаюсь, я умираю». Также и мы, когда чувствуем, что своих сил не хватает, можем почаще ходить в Церковь, причащаться и молиться. В этом — мудрость Великого поста, в этом важный для нас его урок: он учит нас нашей немощи, показывает нам особенно ясно, что без Бога мы не можем ничего.
Конечно, никто не заставляет поститься до такой степени, чтобы голова кружилась, ножки заплетались. Человек во время поста должен быть здоровым, у него должны быть силы, в том числе для посещения великопостных служб. Тут как в педагогике: перегрузишь — плохо, недогрузишь — толку нет.
Пост — это труд, без труда толку не бывает. Изменить человеческую душу — это серьезное дело, самое трудное, что может быть.
Пост — это время очищения, покаяния, время, помогающее нам выйти из суетного мира, в котором живем изо дня в день и не задумываемся часто о главном. Время проходит, а мы стоим на месте, душа не меняется. Поэтому хорошо бы нам подружиться с постом, ведь он дает самое главное — духовное преображение.
А какие идут службы Великим постом! Особенно замечательные они в будни, когда читается молитва преподобного Ефрема Сирина с земными поклонами, любимая молитва А.С.Пушкина. Постарайтесь не пропустить эти службы. Они нам очень нужны, потому что помогают каяться, исправляться, заставляют вспомнить, что мы все-таки смертные и нам придется отвечать за всю свою жизнь. Мы любим принимать душ, любим заботиться о своем теле, но забываем, что душа важнее — ее очищение.
Продумайте время, которое отведено Великому посту, и постарайтесь взять от него как можно больше. Например, почему бы не взять отпуск на Первую неделю поста, на Страстную, потом на Светлую? В царское время, например, с Великого четверга до Красной горки были государственные нерабочие дни. Крестьяне не выходили в поле, какие бы благоприятные дни ни стояли. Урона для сельского хозяйства не было, потому что Бог помогал. Нужно продумать это время заранее, потому что могут приходить искушения в виде каких-то заманчивых путевок, отпусков или родные будут предлагать сделать ремонт… Наша жизнь нам дана не для того, чтобы мы просто жили и жили, она дана нам для того, чтобы душа наша приближалась к Царству Небесному.
Протоиерей Артемий Владимиров, старший священник и духовник Алексеевского ставропигиального женского монастыря, преподаватель Православного Свято— Тихоновского гуманитарного и Российского православного университетов, член Союза писателей России:
— Прощёный день — так просто и сердечно называли наши благочестивые предки последний вечер, предваряющий Великий пост. А ведь в этом наименовании — вся жизненная философия русского народа... В чём она? В том, чтобы смотреть на страждущий мир очами Христа. Видеть в людях (хотя бы и заблудших) драгоценный образ Божий, ради возрождения которого Бог стал человеком. Жалеть и миловать, а не жалить и казнить. «Милость к падшим призывать», по прекрасному поэтическому выражению А.С. Пушкина.
Как подняться до этого образа мысли и жизни? Искренно, от души простить обидчиков и самому попросить прощения у всех обиженных нами... Трудно? Да. Но ведь лишь «употребляющие усилие войдут в Царствие Божие». Легко? Да. Ибо в этом нам содействует благодать Господня. Читатель! Прости написавшего эти строки — и сам, обретя прощение, войди в Божий храм, где тебя ждёт «весна покаяния»...
Простив и получив прощение, мы встречаем первый день Великого поста, который именуется Чистым понедельником. Только ли потому, что древний церковный устав предлагает хранить посильное воздержание? Христос свидетельствует, что оскверняют человека не входящие в уста яства, но дурные помыслы, из сердца исходящие...
Научиться чисто мыслить, чисто говорить, действовать по чистым побуждениям — вот задача, поставленная нам первой седмицей поста. Выполнить её и нужно, и можно с Божией помощью. Как? Соединить с каждой мыслью, словом, поступком... молитву. Какую? Любую. Главное — иметь живое убеждение, что Отец Небесный всегда видит и слышит нас, ниспосылая благодать в помощь Своим молящимся ученикам. А особенно важно, отрадно и спасительно непрестанно призывать Имя Божие.
Каким образом? Со вниманием, не спеша произносить устами, умом и сердцем молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго». Полюбим эту молитву, сокроем в душе, как драгоценную жемчужину, имя Христово — и всё в нас и у нас будет чисто, достойно, нетленно и спасительно...
С постом приятным, благоугодным Господеви!
Я любознательная сущность,
Брожу в саду живых идей...
Что может быть на свете лучше
Вопросов в виде лебедей?
Их горделивых шей лекала
На водную ложатся ткань.
Вдоль берега вздымаясь, скалы,
Словно серебряная скань,
Видны в колеблющейся глади...
И всюду — тайна бытия!
Молчания заветный кладезь —
Природа... Не любить тебя —
Лишиться чувства, вкуса жизни...
Два лебедя — вопроса два:
Как преуспеть в служенье ближним?
И как любовь облечь в слова?
Два лебедя — два изваянья —
Застыли в зеркале воды...
Предмет, достойный созерцанья
И символ горней красоты...
Подготовила Анна Ерахтина
Православие.ру
20 февраля 2015 г.
***
«Если любой пост — радость, то Великий пост — великая радость»
Священник Валерий Духанин, кандидат богословия,
проректор Николо-Угрешской духовной семинарии:
— Пост — это всегда возможность стать лучше, победить в себе свои дурные привычки, организовать себя на духовную жизнь. Если бы не наступало время поста, мы бы так и крутились как белка в колесе в своих земных делах и редко вспоминали о каком-то покаянии.
Хочется напомнить, что пост не был придуман какими-то ригористами или древними монахами. Пост есть явление изначальное — уже в Раю Бог заповедал воздержание от плодов древа познания добра и зла. Вспомните, как Господь сказал первозданному Адаму: от всякого древа ешь, а вот от этого древа нельзя, учись воздержанию. Ведь любовь к Богу выражается в том, что мы готовы ради Него отказаться от чего-либо. Если ты думаешь о вкусных блюдах и утешении плоти, то где же здесь любовь к Богу? В Евангелии Христос напоминает нам о воздержании: «Смотрите же за собой, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством» (Лк. 21: 34). Это действительно так. Всё плотское очень отягощает сердце, это очень чувствуется, как будто мрак какой-то воцаряется внутри, а когда же освободиться от этого, как не во время поста?
Я помню, как в первое время моего воцерковления было трудно поститься, всё время в мыслях вертелась скоромная пища. Но прошло сколько-то лет, я уже учился в семинарии, и, как-то Великим постом зайдя в магазин, неожиданно для себя заметил, что абсолютно равнодушен к мясной продукции, что ее как бы и нет для меня на время поста. Вот очень важно организовать себя так, чтобы душой не управляли никакие животные позывы и стремления.
Но не всё так просто. Обыкновенно когда человек отказывается от чего-то приятного для себя, внутри происходит целое возмущение, вскипают чувства, организм требует прежней услады, довольства и успокоения. Пост обнажает перед нами ту нашу немощь, о которой мы раньше, может быть, и не догадывались. И вся суть поста заключается в том, чтобы обрести власть над всеми нашими чувствами и потребностями. Научиться господствовать над ними тогда, когда они просят своего, не идти у них на поводу и явить победу духа над плотью — вот в чем смысл воздержания.
Пост — это особое время борьбы со страстями. А страсть — это то, что изъедает человека изнутри, будь то гордость, зависть, чревоугодие, негодование на кого-то. Страсть лишает внутреннего покоя, раздирает сердце, заставляет бурлить помыслы, помрачает ум, а волю сковывает стальными тисками. Страсть никогда не может сделать человека счастливым, и потому жалок тот, кто спешит удовлетворить каждое требование своего ненасытного зверя.
Пост — это борьба за нашу внутреннюю свободу, это попытка победить свои страсти. Для этого очень важна исповедь, более частое участие в Таинствах Церкви и жесткое противостояние каждому требованию своих страстей.
Пост — особое время покаяния, а, как говорил святой Иоанн Лествичник, «покаяние есть произвольное лишение себя всякого телесного утешения». Но вместо телесного человеку дается духовное утешение. Свобода от страстей несет в душу радость. Этому и служит пост. И если любой пост — это радость, то Великий пост — это великая радость. Поэтому очень хочется пожелать всем вступать в Великий пост с великой радостью, зная, что за искренний духовный труд Господь непременно подаст христианину Свою благодатную милость.
***
«Горделивый постник уподобляется злым демонам, которые никогда не вкушают пищи»
Протоиерей Владислав Цыпин, профессор, доктор церковной истории, магистр богословия, преподаватель Сретенской духовной семинарии:
— Приближается Великий пост. Изгнав нечистого духа из бесновавшегося отрока, Господь сказал Своим ученикам, которые прежде Него пытались исцелить несчастного и не преуспели в этом: «Сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17, 21), — тем самым поставив пост как средство духовной борьбы рядом с молитвой. Подобно тому, как молитва призвана быть состоянием души человека, стремящегося к Богообщению, так и пост (или воздержание) — это не упражнение, которому мы предаемся время от времени, в определенные дни и сроки, но образ жизни, к которому призывается христианин.
Но ввиду неизбежной немощи своих чад, Церковь как заботливая мать установила для нас времена и сроки усугубления и облегчения поста, побуждая с особым усердием поститься в среды и пятницы, а также держать продолжительные посты: Петров, Успенский, Рождественский и, наконец, предваряющий Пасху самый строгий и длительный пост Великой Четыредясятницы и следующей за ней Страстной седмицы.
В Типиконе помещены расписанные по дням указания дозволенных в Великий пост кушаний, предполагающие исключение иной пищи. Своим буквальным содержанием действующий Типикон, основу которого составил устав Лавры преподобного Саввы Освященного, предназначен для монашествующих, пребывающих в обители, но и для мирян нет иного устава постничества. Так что добросовестные православные миряне придерживаются указаний Типикона, допуская отступления от него лишь в соответствии со сложившейся у нас традицией или — по совету с духовником — ввиду болезней и других особых обстоятельств, затрудняющих или делающих невозможным неукоснительное соблюдение его предписаний. Но и отступая от буквы Типикона, мы призываемся постоянно помнить о том, Кому и чему мы подражаем, совершая пост: Господь Иисус Христос прежде, чем Он начал проповедовать миру Евангелие — Благую весть о Царствии Божием, постился в течение 40 дней, пребывая в пустыни и воздерживаясь от всякой пищи и пития, а Страстная седмица посвящена воспоминанию о предании Его на суд, о Его страстях и Его смерти на Кресте, спасающей человеческий род. В продолжение поста душа христианина становится более способной приблизиться к тому благодатному состоянию, которое называется добровольным сораспинанием со Христом. Но это происходит лишь при том непременном условии, если пост сопровождает усердная покаянная молитва и участие в Таинствах церковных.
По своей греховности человек способен извратить любое доброе дело. Если мы держим пост без покаянной молитвы, приписываем себе заслуги воздержания от пищи, а не действию благодати Божией, все это несет в себе опасность возгревания в душе не смирения, но гордыни и превозношения, побуждающих к осуждению не самих себя, на что у всякого из нас есть множество оснований, но наших ближних, чья внутренняя жизнь нам в действительности неведома и о поступках которых мы часто судим превратно и несправедливо. Одна из стихир Постной Триоди предостерегает нас от такой опасности: «От брашен постящеся, душе моя, и страстей не очистившеся, всуе радуешися неядением: аще бо не вина ти будет ко исправлению, яко ложная возненавидема будеши от Бога, и злым демоном уподобишися николиже ядущим» — не очистившийся от страстей постник, горделивый, превозносящийся, осуждающий ближних уподобляется злым демонам, которые никогда не вкушают пищи.
Важно еще, чтобы, воздерживаясь в пост от скоромной пищи, вина и супружеских отношений, мы не впадали в пагубный грех гнушения мясными яствами, вином и браком, ибо все это сотворено или установлено Богом и предназначено для поддержания жизни. Грозное прещение впадающим в ложный аскетизм манихейской закваски предусмотрено 51-м Апостольским правилом: «Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из священнаго чина, удаляется от брака и мяс и вина, не ради подвига воздержания, но по причине гнушения, забыв, что вся добра зело, ….и таким образом клевещет на создание: или да исправится, или да будет извержен из священнаго чина, и отвержен от Церкве. Такожде и мирянин».
Церковь Христова учит нас тому, что пост — не самоцель, но средство обретения истинного смирения и очищения души от страстных и греховных помыслов, освобождения ее от рабства греху, средство стяжания благодати Святого Духа.
***
«Покаяние, смирение и удаление от всего плохого — средство, а не цель. Истинная задача Великого поста — еще выше»
Протоиерей Андрей Хвыля-Олинтер, заместитель заведующего сектором МВД синодального отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными органами, кандидат юридических наук, доцент ПСТГУ, доцент Академии управления МВД России:— Молитва. Кротость. Нестяжательство. Покаяние. Прощение. Целомудрие. Страх Божий. Любовь. Благодать. Короткие емкие слова, обладающие не только земным, но и сверхкосмическим измерением. Все они напрямую относятся к Великому Посту.
Великий Пост — это период нашей жизни, когда тысячекратно возрастают, углубляются, обостряются все христианские качества человека. Когда люди духовно, молитвенно возносятся к Горнему Миру.
Что же означает Великий пост? Какой его истинный смысл и какова цель? «Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу?» (Ис.58:5).
Зачастую Великий пост сужают до суетных забот о пригодной постной пище. На это тратятся немаловажные ресурсы времени и сил. Нередко возникают серьезные бытовые проблемы. Типичные случаи — когда православный пребывает в обществе людей, далеких от Церкви, или физически немощен (болен).
Тем не менее, постная еда — всего лишь одно из «телесных» средств Великого поста. Конечно, подобное воздержание духовно очень полезно, но оно не самое необходимое. Гораздо значительнее покаяние. «Почему мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь?» (Ис.58:3).
«Ошибается тот, кто считает, что пост лишь в воздержании от пищи. Истинный пост,— известное поучение святителя Иоанна Златоуста, — есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления».
Однако покаяние, смирение и удаление от всего плохого — опять средство, а не цель. Истинная задача Великого поста — еще выше. Она значимее всего остального в человеческом бытии. Какая же она?
Вспомним разнообразные смыслы слова «пост»:
- Место, пункт, откуда ведется наблюдение, где находится охрана. (Примеры: занять пост; наблюдательный пост; умереть на посту.)
- Место, в котором сосредоточено управление различными техническими средствами, сигналами. (Примеры: пост управления; центральный пост.)
- Ответственная должность. (Примеры: высокий пост; занять пост директора.)
- Часовой или дежурная группа бойцов на военном объекте, а также самый этот объект. (Примеры: пост охраны; проверка постов; выйти на пост.)
- Место постоянного дежурства, наблюдения. (Примеры: пост регулирования движения; у постели больного постоянный пост.)
- Образует прилагательные и существительные со значением наступления, следования после чего-нибудь, вслед за чем-нибудь. (Примеры: постинфекционный, постэмбриональный, постимпрессионизм.)
Что же самое сокровенное у нас — христиан? «Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф.22:36-40).
Вот без чего никак не состоится истинный Великий пост! Центр в Великом посте — наши усилия по охране христианской любви, стоянию в христианской истине, расторжению греховного ярма страстей и соблазнов, освобождению от оков неправды! Наивысшее, святейшее среди них — любовь. Да будет с нами спасающая благодатная любовь Господа Иисуса Христа!
«Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею [дар] пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что [могу] и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1Кор.13:1-8).
Любовь сия не появляется сама по себе, она Божественного происхождения, поэтому обладает многими полезнейшими качествами. Она — деятельная, творческая, трудолюбивая, мудрая, смелая, крепкая, способная отстоять правду ото лжи, отвергающая несправедливость, направляющая свою силу на дела добра и противостоящая злу. В чистоте духа и веры получаем мы ее в Церкви от Бога Отца через Иисуса Христа в Духе Святом. Будем же проявлять эту любовь в Великий пост и в последующее время, и дарить ее людям.
Такое коренное напутствие любви перед Великим постом дано всем нам через Евангелие — Благую весть! Здесь истина любви Божией и проявление правды Его: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф.6:33).
С началом Великого поста, дорогие братья и сестры во Христе! Восплачем о своих грехах и исцелимся в покаянии. Все вместе встанем на защиту света от тьмы и обретем победу святости! Церковь вечно жива «и врата ада не одолеют ее» (Мф.16:18-19).
Грядет Пасха — благодатный плод Любви — «Христос Воскресе!». Как передал нам Апостол Любви: «да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна» (Ин.15:11).
***
«Стремиться к совершенству мы призваны все, и пост и молитва — лучшие в этом деле помощники»
Священник Димитрий Шишкин, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в пос. Почтовое Бахчисарайского района (Симферопольская и Крымская епархия):
— Главная радость поста, как это не странно звучит, заключается в возможности нашего изменения и преображения. В возможности сделаться иными, для того чтобы воспринимать, слышать и чувствовать тот иной мир, который существует не где-то на другой планете, а здесь и сейчас, но остаётся словно невидимым и несуществующим для тех, кто его не ищет и не старается как-то себя перестроить, чтобы в этот светлейший и блаженнейший мир вступить.
А перестроиться измениться нам надо всем обязательно, потому что плотская жизнь, к которой мы так привыкли и кроме которой уже другой никакой жизни себе не представляем, меняет нас и делает плотскими настолько, что нам кажется это состояние и это мировосприятие единственно возможным и естественным. В то время как эта жизнь плотская на самом деле совершенно противоестественна, потому что все мы — человеки — призваны Богом к особенной, сверхъестественной жизни во Царствии Его. Это наша цель, это наше призвание и это — самая большая человеческая радость, цель всех человеческих устремлений.
Беда в том, что мы этого не понимаем и не чувствуем ясно. И даже если знаем об этом, то это знание ничего не даёт нашему сердцу и душе, потому что мы своей плотской жизнью лишаем это знание главной его силы — живого и непосредственного опыта Богообщения. Конечно, всё относительно в этом мире, разные бывают степени приближения человека к Богу и разные бывают меры вкушения от Его святых благ, но стремиться к совершенству мы призваны все, и вот в этом нашем главном деле пост и молитва — первые и лучшие помощники. Сам Господь говорил, что именно пост и молитва помогают нам таинственным образом измениться, преобразиться, начать жить иной — неописуемо радостной, светлой и безмятежной жизнью уже здесь и сейчас. Безмятежной — не значит беззаботной и легкой, но лишенной терзаний, сердечных сомнений и мук, которые бывают от греха, от последствий греховной жизни, и которые мучают и томят человека порой больше, чем материальные трудности и неурядицы.
Вот в этой счастливой возможности измениться и начать жить иной, согласной с Господом жизнью, и заключен главный смысл поста. Будем искать этого покаянного изменения. А все необходимые средства и «инструменты» для этого предоставляет нам Святая Церковь. Только послушайся! Вот послушайся, и всё. Начни делать насколько можно тщательно и благоговейно всё то, что предлагает тебе Святая Церковь, для того чтобы быть с Господом, — и скоро увидишь, каким спасительным, светлым и радостным (несмотря на скорбь утесняемой плоти) путём ведёт тебя Церковь к иной, возвышенной, отрадной и светлой жизни. И именно для этого Господь воспринял на Себя наши грехи, пострадал и умер на кресте, а затем воскрес в третий день, чтобы мы, веруя в Него и следуя за Ним, могли стать участниками этой святой и бессмертной жизни. Какое счастье, какая радость в этом заключена — если бы мы только могли понять! А ведь и можем же, если захотим воспользоваться благословенным ключом поста и молитвы, заповеданным нам Господом.
***
«Пост — хождение по водам»
Священник Николай Булгаков, настоятель храма Державной иконы Божией Матери в поселке Кратово, Подмосковье:
— Пост — это не вопрос питания или перемены блюд. Это вопрос отношения к Богу. Прежде всего пост существует для того, чтобы человек получил духовную пользу. Мы, грешные люди, добровольно не хотим себя ни в чем ограничивать. Мы хотим, чтобы все было легко, просто и быстро. Как обычно поступает человек? Делает наспех себе бутерброд с куском колбасы или сыра и убегает по своим делам. Постом это уже не пройдет, пост — это смирение.
Прежде всего, чтобы начать поститься, нужно узнать устав Церкви о посте. Не для того, чтобы его нарушать, а чтобы на него ориентироваться. Узнать, каков этот устав, не так-то просто. Нужно приложить усилия, найти авторитетный источник. Например, 1-й том «Настольной книги для священно-церковно-служителей» 1913 года, переизданной Московской Патриархией в 1993 году.
Главное — не заставлять себя постом есть. Не бояться поста. Вспомните, как апостол Петр увидел Господа, идущего по воде, и попросил: «Господи, повели мне идти по воде». Господь повелел, и Петр пошел, но усомнился: как это так? И стал тонуть. Господь протянул ему руку и спас его. Пост — это хождение по водам. Не нужно чересчур заботиться о том, как прожить на постной пище. Опыт показывает, что Господь помогает, особенно если пост совмещается с молитвой, с посещением служб, покаянием, причащением. Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорил: «Когда я не причащаюсь, я умираю». Также и мы, когда чувствуем, что своих сил не хватает, можем почаще ходить в Церковь, причащаться и молиться. В этом — мудрость Великого поста, в этом важный для нас его урок: он учит нас нашей немощи, показывает нам особенно ясно, что без Бога мы не можем ничего.
Конечно, никто не заставляет поститься до такой степени, чтобы голова кружилась, ножки заплетались. Человек во время поста должен быть здоровым, у него должны быть силы, в том числе для посещения великопостных служб. Тут как в педагогике: перегрузишь — плохо, недогрузишь — толку нет.
Пост — это труд, без труда толку не бывает. Изменить человеческую душу — это серьезное дело, самое трудное, что может быть.
Пост — это время очищения, покаяния, время, помогающее нам выйти из суетного мира, в котором живем изо дня в день и не задумываемся часто о главном. Время проходит, а мы стоим на месте, душа не меняется. Поэтому хорошо бы нам подружиться с постом, ведь он дает самое главное — духовное преображение.
А какие идут службы Великим постом! Особенно замечательные они в будни, когда читается молитва преподобного Ефрема Сирина с земными поклонами, любимая молитва А.С.Пушкина. Постарайтесь не пропустить эти службы. Они нам очень нужны, потому что помогают каяться, исправляться, заставляют вспомнить, что мы все-таки смертные и нам придется отвечать за всю свою жизнь. Мы любим принимать душ, любим заботиться о своем теле, но забываем, что душа важнее — ее очищение.
Продумайте время, которое отведено Великому посту, и постарайтесь взять от него как можно больше. Например, почему бы не взять отпуск на Первую неделю поста, на Страстную, потом на Светлую? В царское время, например, с Великого четверга до Красной горки были государственные нерабочие дни. Крестьяне не выходили в поле, какие бы благоприятные дни ни стояли. Урона для сельского хозяйства не было, потому что Бог помогал. Нужно продумать это время заранее, потому что могут приходить искушения в виде каких-то заманчивых путевок, отпусков или родные будут предлагать сделать ремонт… Наша жизнь нам дана не для того, чтобы мы просто жили и жили, она дана нам для того, чтобы душа наша приближалась к Царству Небесному.
***
«Научиться чисто мыслить, говорить, действовать»
Протоиерей Артемий Владимиров, старший священник и духовник Алексеевского ставропигиального женского монастыря, преподаватель Православного Свято— Тихоновского гуманитарного и Российского православного университетов, член Союза писателей России:
— Прощёный день — так просто и сердечно называли наши благочестивые предки последний вечер, предваряющий Великий пост. А ведь в этом наименовании — вся жизненная философия русского народа... В чём она? В том, чтобы смотреть на страждущий мир очами Христа. Видеть в людях (хотя бы и заблудших) драгоценный образ Божий, ради возрождения которого Бог стал человеком. Жалеть и миловать, а не жалить и казнить. «Милость к падшим призывать», по прекрасному поэтическому выражению А.С. Пушкина.
Как подняться до этого образа мысли и жизни? Искренно, от души простить обидчиков и самому попросить прощения у всех обиженных нами... Трудно? Да. Но ведь лишь «употребляющие усилие войдут в Царствие Божие». Легко? Да. Ибо в этом нам содействует благодать Господня. Читатель! Прости написавшего эти строки — и сам, обретя прощение, войди в Божий храм, где тебя ждёт «весна покаяния»...
Простив и получив прощение, мы встречаем первый день Великого поста, который именуется Чистым понедельником. Только ли потому, что древний церковный устав предлагает хранить посильное воздержание? Христос свидетельствует, что оскверняют человека не входящие в уста яства, но дурные помыслы, из сердца исходящие...
Научиться чисто мыслить, чисто говорить, действовать по чистым побуждениям — вот задача, поставленная нам первой седмицей поста. Выполнить её и нужно, и можно с Божией помощью. Как? Соединить с каждой мыслью, словом, поступком... молитву. Какую? Любую. Главное — иметь живое убеждение, что Отец Небесный всегда видит и слышит нас, ниспосылая благодать в помощь Своим молящимся ученикам. А особенно важно, отрадно и спасительно непрестанно призывать Имя Божие.
Каким образом? Со вниманием, не спеша произносить устами, умом и сердцем молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго». Полюбим эту молитву, сокроем в душе, как драгоценную жемчужину, имя Христово — и всё в нас и у нас будет чисто, достойно, нетленно и спасительно...
С постом приятным, благоугодным Господеви!
Два лебедя
Я любознательная сущность,
Брожу в саду живых идей...
Что может быть на свете лучше
Вопросов в виде лебедей?
Их горделивых шей лекала
На водную ложатся ткань.
Вдоль берега вздымаясь, скалы,
Словно серебряная скань,
Видны в колеблющейся глади...
И всюду — тайна бытия!
Молчания заветный кладезь —
Природа... Не любить тебя —
Лишиться чувства, вкуса жизни...
Два лебедя — вопроса два:
Как преуспеть в служенье ближним?
И как любовь облечь в слова?
Два лебедя — два изваянья —
Застыли в зеркале воды...
Предмет, достойный созерцанья
И символ горней красоты...
Подготовила Анна Ерахтина
Православие.ру
20 февраля 2015 г.
23.02.23
1305 просмотров
0 комментариев
Пока никто не оставил комментариев к этой статье. Вы можете стать первым!