19 января – двунадесятый праздник Крещения Господня. История. Проповеди. Молитвы. Видео

18.01.20
2867 просмотров

 

История праздника


Богоявлением называется праздник потому, что при Крещении Господа явилась миру Пресвятая Троица (Мф. 3, 13 - 17; Мк. 1, 9 - 11; Лк. 3, 21 - 22). Бог Отец глаголал с небес о Сыне, Сын крестился от святого Предтечи Господня Иоанна, и Дух Святой сошел на Сына в виде голубя. С древних времен этот праздник назывался днем Просвещения и праздником Светов, потому что Бог есть Свет и явился просветить "седящих во тме и сени смертней" (Мф. 4, 16) и спасти по благодати падший человеческий род.

В древней Церкви был обычай крестить оглашенных в навечерие Богоявления, так как Крещение и является духовным просвещением людей.

Начало праздника Богоявления восходит к апостольским временам. О нем упоминается в Апостольских постановлениях. От II века сохранилось свидетельство святителя Климента Александрийского о праздновании Крещения Господня и совершаемом пред этим праздником ночном бдении.

В III веке на праздник Богоявления известны беседы при Богослужении святого мученика Ипполита и святого Григория Чудотворца. В последующие столетия - с IV по IX век - все великие отцы Церкви - Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Амвросий Медиоланский, Иоанн Дамаскин проводили особые беседы о празднике Богоявления. Преподобные Иосиф Студит, Феофан и Византий написали много песнопений на этот праздник, которые поются и сейчас за Богослужением. Преподобный Иоанн Дамаскин говорил, что Господь крестился не потому, что Сам имел нужду в очищении, но чтобы, "водами погребсти человеческий грех", исполнить закон, открыть таинство Святой Троицы и, наконец, освятить "водное естество" и подать нам образ и пример Крещения.

Святая Церковь в празднике Крещения Господня утверждает нашу веру в высочайшую, непостижимую разумом тайну Трех Лиц Единого Бога и научает нас равночестно исповедовать и прославлять Святую Троицу Единосущную и Нераздельную; обличает и разрушает заблуждения древних лжеучителей, пытавшихся мыслью и словом человеческим объять Творца мира. Церковь показывает необходимость Крещения для верующих во Христа, внушает нам чувство глубокой благодарности к Просветителю и Очистителю нашего греховного естества. Она учит, что наше спасение и очищение от грехов возможно только силою благодати Святого Духа и потому необходимо достойно хранить эти благодатные дары святого Крещения для сохранения в чистоте той драгоценной одежды, о которой говорит нам праздник Крещения: "Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся" (Гал. 3, 27).

Тропарь Богоявления, глас 1

Во Иордане крещающуся Тебе, Господи,/ Тройческое явися поклонение:/ Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе,/ возлюбленнаго Тя Сына именуя,/ и Дух в виде голубине/ извествоваше словесе утверждение./ Явлейся Христе Боже// и мир просвещей, слава Тебе.

Кондак, глас 4

Явился еси днесь вселенней,/ и свет Твой, Господи, знаменася на нас,/ в разуме поющих Тя:/ пришел еси и явился еси,// Свет Неприступный.

Величание

Величаем Тя,/ Живодавче Христе,/ нас ради ныне плотию крестившагося/ от Иоанна// в водах Иорданских.

Задостойник (читается дома и в храме вместо молитвы Достойно есть до отдания праздника — до 27 января включительно)

Недоумеет всяк язык благохвалити по достоянию, изумевает же ум и премирный пети Тя, Богородице; обаче Благая сущи, веру приими, ибо любовь веси Божественную нашу: Ты бо христиан еси предстательница, Тя величаем.

Поучение на Богоявление святителя Игнатия (Брянчанинов)


Сей есть Сын Мой Возлюбленный, о Немже благоволих, Того послушайте .


Таков был глас предвечного Бога Отца к человекам о предвечном Боге Сыне, когда Сын, по воле Отца, действием Духа, вочеловечился от Девы и совершал спасение погибшего человечества. Братия! окажем послушание Сыну Божию, как того желает от нас Бог, да почиет на нас Божественное благоволение.

Может быть, кто-нибудь скажет: и хотелось бы мне послушать Сына Божия, но как достигнуть этого, когда уже протекло около двух тысяч лет с того времени, как Господь наш Иисус Христос пребывал на земле плотию и проповедовал Свое всесвятое учение?

Достигнуть того, чтоб быть нам постоянно со Христом, непрестанно слышать сладчайший глас Его, питаться животворным учением Его очень удобно: Господь Иисус Христос и доселе пребывает с нами. Он пребывает с нами во Святом Евангелии Своем, пребывает с нами при посредстве святых церковных таинств, пребывает вездесущием Своим и всемогуществом, пребывает всеобильно, как приличествует пребывать неограниченному, всесовершенному Богу. Пребывание Свое с нами Господь явственно доказывает освобождением душ от греховного плена, раздаянием даров Святого Духа, знамениями и чудесами многими.

Желающие приступить к Господу и присовокупиться к Нему всеблаженным совокуплением навеки, должны начать это святое дело с тщательнейшего изучения слова Божия, должны начать с изучения Евангелия, в котором сокровен Христос, из которого говорит и действует Христос. Слова Евангелия — дух суть, и живот суть. Они плотского человека претворяют в духовного, и душу, умерщвленную грехом и житейскою суетностию, оживотворяют. Они — дух суть, и живот суть: охранись великое слово Духа объяснять твоим разумом, пресмыкающимся по земле; охранись слово, преисполненное страшной Божественной силы, объяснять так, каким оно легко может представиться мертвой душе твоей, мертвому сердцу твоему, мертвому уму твоему. Слово, произнесенное Святым Духом, и объясняется только одним Святым Духом.

Желающие приступить к Господу, чтоб услышать Его Божественное учение, Им оживотвориться и спастись, приступите, предстаньте Господу с величайшим благоговением и святейшим страхом, как предстоят пред Ним Его светлые Ангелы, Его Херувимы и Серафимы. Вашим смирением соделайте землю, на которой вы стоите, небом И возглаголет к вам Господь из Святого Евангелия Своего, как к возлюбленным ученикам Своим! а святые Отцы, истолковавшие Святое Евангелие по дару Святого Духа, да будут для вас руководителями к точному и непогрешительному разумению Святого Евангелия.

Бедственно приступать к Евангелию, к живущему в Евангелии Господу Иисусу Христу, без должного благоговения, с дерзостию и самонадеянностию. Господь приемлет одних смиренных, преисполненных сознания своей греховности и ничтожества, преисполненных покаяния, а от гордых отвращается. Отвращение лица Господня от дерзкого искусителя так называю неблагоговейного, легкомысленного и холодного слушателя, - поражает искусителя вечною смертию. Возвестил богодохновенный старец Симеон о воплотившемся Боге-Слове: Се, лежит Сей на падение и на востание многих во Израили, в знамение пререкаемо. Слово Божие — камень, камень безмерной величины и тяжести, — и падый на камени сем, сокрушится сокрушением неисцельным.

Братия, будем благоговейными и деятельными слышателями Слова Божия! Окажем повиновение Отцу Небесному, Который сегодня возгласил к нам из Святого Евангелия о всесвятом Своем Слове: Сей есть Сын Мои Возлюбленный, о Немже благоволих, Того послушайте... Того послушаем! Того послушаем! и благоволение Отца Небесного почиет над нами во веки веков. Аминь.

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ. БОГОЯВЛЕНИЕ

http://www.pravoslavie.ru/28972.html

   
Крещение Господне
  • Протоиерей Олег Стеняев. Крещение Господне (+ВИДЕО)
  • Священная      история в рассказах для детей. Крещение Господне
  • Георгий Битбунов. Богоявление Господне
  • Евгений Поселянин. Мир веры. Об участии в жизни      Церкви и о церковных праздниках
  • Фильм      о празднике Крещения Господня
Проповеди и толкование Евангелия
  • Святитель Феофан Затворник. На Крещение Господне
  • Святитель Игнатий (Брянчанинов). Поучение на Богоявление
  • Святитель Димитрий Ростовский. Слово на Богоявление      Господне
  • Святитель Иоанн Златоуст. Слово на Богоявление      Господне
  • Святитель Николай (Велимирович). Евангелие о Крещении      Господа
  • Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Слово на Крещение Господне
  • Святой праведный Алексий (Мечев) Московский. Слово в день Крещения
  • Священномученик Иоанн Восторгов. Наше крещение
  • Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ      Тверской. Слово      в сочельник перед Крещением Господним
  • Святейший Патриарх Московский и всея Руси      Кирилл. Проповедь      в праздник Святого Богоявления
  • Архиепископ Серафим (Соболев). Слово на праздник Крещения      Господня. О внутренней крещенской благодати
  • Епископ Василий (Родзянко). Слово на Крещение Господне
  • Игумен Никон (Воробьев). Слово на Крещение Господне
  • Протоиерей Александр Шаргунов. Толкование Евангелия на      каждый день года. Святое Богоявление, Крещение Господа Бога и Спаса нашего      Иисуса Христа
  • Протоиерей Андрей Ткачев. Крещение Господне
  • Иеромонах Иов (Гумеров). Проповедь на Богоявление      Господне
Освящение воды
  • Гермоген Шиманский. Водоосвящение
  • О      святой воде
  • Епископ Зосима (Давыдов). Мороз и Солнце. Крещение в      Якутии
Богослужение в день праздника
  • Всенощное      бдение в Сретенском монастыре накануне Крещения Господня
  • Богослужение      в день праздника Крещения Господня в Сретенском монастыре
  • Богослужение      в Сретенском монастыре в Навечерие Богоявления
  • Всенощное      бдение накануне Богоявления в Сретенском монастыре
Толкование богослужебных текстов
  • Святое      Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Толкование      богослужебных текстов
  • Толкование      паремий на Святое Богоявление
  • Толкование      богослужебных текстов на Святое Богоявление
  • Праздник      Крещения Господня в церковных песнопениях. Предтеча Христов на      Иордане — Явление Спасителя — Беседа Его с Предтечей — Крещение Господне
Иконография праздника
  • Крещение      Господне: иконы и фрески
  • Светлана Липатова. Заметки по иконографии      Крещения Господня в византийском и древнерусском искусстве
Статьи, традиции празднования
  • Архимандрит Аввакум, Кременчуг. Воспоминание о чуде      возмущения воды в полночь на Иордань 1979 года в колодце преподобного Иова      Почаевского
  • Епископ Домодедовский Евтихий. Почему я против крещенских      купаний
  • Марина Юрченко. Рождество и Крещение в      Якутии. Фотогалерея
Вопросы священнику
  • Архимандрит Амвросий (Ермаков). Действительно ли вода      всю неделю является крещенской?
  • Иеромонах Иов (Гумеров). Что такое сочельник и      что нужно делать в этот день?
  • Иеромонах Иов (Гумеров). Отличается ли канунная      вода (18 января) от воды крещенской (19 января)?
  • Иеромонах Иов (Гумеров). Можно ли освящать воду деревянным      крестом?
  • Иеромонах Иов (Гумеров). Правда ли, что      крещенская вода, взятая в семи церквях, сильней?
  • Иеромонах Иов (Гумеров). Был ли крещен сам Иоанн      Креститель?

18.01.20
2867 просмотров

0 комментариев
Войдите, чтобы оставить комментарий. Простая в два клика.
Пока никто не оставил комментариев к этой статье. Вы можете стать первым!

Читайте также: