В ДОФе прошли Региональные Рождественские чтения «Взаимодействие Церкви и вооруженных сил России в современном мире»


10 декабря, в рамках Регионального этапа XXVIII Международных Рождественских образовательных Чтений «Великая победа: наследие и наследники», в Доме офицеров Черноморского флота прошла конференция «Взаимодействие Церкви и вооруженных сил России в современном мире».

В конференции приняли участие благочинный Севастопольского округа протоиерей Сергий Халюта, военное духовенство благочиния, командование Черноморским флотом, командиры соединений, воинских частей, их заместители по военно-политической работе, психологи, военнослужащие православного вероисповедания соединений и воинских частей.

Конференция началась с Приветственного слова Митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря участникам Регионального этапа XXVIII Международных рождественских образовательных чтений в городе Севастополе, которое зачитал отец благочинный.
Затем отец Сергий Халюта выступил с докладом «Армия и Церковь. Роль веры в достижении победы».

После начались выступления участников конференции. Были заслушаны доклады: протоиерея Сергия Поливцева («Духовный смысл великой победы»), иерея Сергия Агатова («Лётчики-миссионеры»), иерея Александра Рева («История и современность 31 дивизии ПВО»), а также доклад помощника командующего ЧФ по работе с верующими военнослужащими иерея Александра Григорьева.

В заключении мероприятия был показан фильм "Священники особого назначения".

Доклад благочинного Севастопольского церковного округа протоиерея Сергия Халюта
«Армия и Церковь. Роль веры в достижении победы»


Уважаемый Игорь Владимирович! Дорогие отцы! Товарищи офицеры, старшины и матросы! Вашему вниманию предлагается выступление по обозначенной теме.

Союз служителей веры и воинства начал формироваться с первых веков христианства на Руси. Ведь русское воинство представляло собой не иначе, как святую доблестную рать, называя воинство "христолюбивым".

На протяжении веков ратный воинский подвиг считался высшим проявлением любви к Отечеству, подвигом жертвенной любви. Оглядываясь на историю нашего Отечества, мы видим повсюду следы воинской доблести и гражданского мужества, оставленные нашими славными предками.

До 1917 года воспитанием военнослужащих в России занималась Церковь, которая ставила перед собой единственную цель – воспитывать православного христианина, российского офицера и солдата в духе того, как необходимо честно и сознательно исполнять свой воинский долг, согласно Заповедей Божиих, погибать, но не давать Родину в обиду врагам, быть милостивым к побежденным, помогать бедным и несчастным и на чужой земле.

Не знавший поражений А.В.Суворов говорил: "Не руки, не ноги, не бренное человеческое тело одерживает победу, а бессмертная человеческая душа, которая правит и руками, и ногами, и оружием, – и если душа воина велика и могуча, не предается страху и не падает на войне, то и победа несомненна, а потому и нужно воспитывать и закаливать сердце воина так, чтобы оно не боялось никакой опасности и всегда было неустрашимо и бестрепетно".

Как известно, своего покровителя – святого угодника имел каждый полк. Знамя считалось полковой святыней как образ, который нужно защищать до смерти. Священной для воина была и присяга. Ритуал её принятия – на Евангелии – носил религиозный характер. Нарушение присяги считалось большим грехом перед Богом и людьми: "...суровый закон, стоящий на страже государственных интересов, покарает клятвопреступника, как негодного гражданина; гнева Божия не минует он за иудино лобзание Креста и Евангелия".

Много усилий прикладывали военные пастыри для воспитания у воинов чувства дружбы и братства в полку ("семье"), уважения и повиновения командирам ("отцам"), начальникам ("старшим братьям"), заботы о младших. Не случайно оставление своей части считалось большим позором для воина. Это приравнивалось к отречению от своей семьи, доброго имени. Поэтому не только по закону, но и в глазах сослуживцев такой солдат считался изменником.

Однако не только под сводами храмов и в тишине казарм духовно окропляли свою паству священники русской армии и флота. Они были рядом с воинами в боях и походах, делили с солдатами и офицерами победы и неудачи, все тяготы войны: благословляли на подвиг храбрецов, воодушевляли малодушных, утешали раненых, умирающих, провожали в последний путь убитых.

В зависимости от конкретных условий боевой обстановки, характера задач, решаемых войсками, места части в боевом порядке, священники использовали различные формы работы. Например, в частях первого эшелона во время боя место священника определялось на перевязочном пункте, куда обычно прибывало много раненых. От пастырей требовалось овладение искусством перевязки, так как оказанная вовремя помощь могла спасти жизнь воину. Когда того требовала обстановка, пастырь находился на передовой, в цепи наступающих подразделений или окопах обороняющихся.

Революционные бури развалили старую русскую армию, а вместе с ней и институт войскового духовенства. 16 января 1918 года Наркомат по военным и морским делам издал приказ № 39, в соответствии с которым управление войскового духовенства расформировывалось. И только с началом Великой Отечественной войны был вновь востребован духовный потенциал Церкви.

Во время войны Церковь не поддалась искушению рассчитаться за нанесенный ей жесточайший удар. Патриотизм православного духовенства и мирян оказался сильнее обид и ненависти, вызванных долгими годами гонения на религию. Всем известно, что Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 г. Но лишь не многие знают, что это воскресенье было по церковному календарю «Неделей всех Святых, в земле Российской просиявших». Этот праздник был установлен в преддверии жестоких гонений и испытаний для Русской Церкви и явился своеобразным эсхатологическим знамением мученического периода в истории России, но в 1941 г. он промыслительно явился началом освобождения и возрождения Церкви.

Какова же была подлинная роль Православия в великой Победе русского народа над германским фашизмом? Возьмём армию Гитлера: здесь действовали капелланы, здесь на пряжках у солдат красовалось «С нами Бог», здесь верующего солдата никто не призывал к ответу за его веру... Сторонний, равнодушный наблюдатель, прельстясь этими внешними знаками, непременно должен решить, что именно Германия сражалась за Божью правду...

Однако, под знаком креста нацистская армия творила дела тьмы. Неслучайно Святейший Патриарх Кирилл определил нацистский режим как человеконенавистнический. А Красная армия, со всеми её красными звёздами, была христолюбивым воинством, совершавшим дело Божие, и спасавшей народы мира от смерти – в конечном счете, во имя Христа.

Это парадокс? Возможно. Но история знает и не такие парадоксы.

Дело даже не в том, что в 1941 году Православная Церковь, истерзанная бесконечными гонениями, собрав последние силы, постаралась и словом, и делом помочь Родине. Не надо преувеличивать значение этой помощи: в те годы сил у Церкви почти не осталось, а противодействие государственного атеизма, несмотря на ряд послаблений, было всё ещё велико.

Сила русского Православия была в другом: в те годы она хранилась в сердцах человеческих, в душах русских людей. Что это были за люди? Это – пехотинцы, которые своими телами закрывали доты, чтобы их товарищи остались живы. Это – лётчики, которые, имея возможность спастись, бросали свои горящие самолёты на колонны вражеских войск, – и не мести ради, а чтобы эти колонны не дошли до Москвы, до Ленинграда, чтобы они не расстреливали там наших матерей и детей. Это – солдаты, которые сами, едва живые от голода, готовы были делиться с блокадниками – и делились! – последним куском хлеба.

Так же и многие священники не только своим церковным служением, но и воинским подвигом внесли свой вклад в Победу. Следует отметить прямое участие сотен священнослужителей в боевых действиях, в том числе и тех, кто до войны отбыл срок в лагере и ссылке, или шел прямо из лагеря. В истории Церкви было немало случаев, когда священнослужителям приходилось брать в руки оружие: оборона Троице-Сергиевой Лавры и Смоленска, вооруженная борьба сербских и черногорских священников, и даже митрополитов против турецких поработителей и т.д.

В обстановке нацистского вторжения, несшего, в конечном счете, оккультизм и физическое уничтожение славянских и других народов, оставаться в стороне от вооруженной борьбы было недопустимо, к тому же большинство священников шло в армию по послушанию властям. Многие из них прославились подвигами и были отмечены наградами.

Вот хотя бы несколько портретов. Уже побывав в заключении, С.М.Извеков, будущий Патриарх Московский и всея Руси Пимен, в самом начале войны стал заместителем командира роты, прошел всю войну и завершил ее в звании майора. Наместник Псково-Печерского монастыря в пятидесятые – первой половине семидесятых годов XX века архимандрит Алипий (Воронов), талантливый иконописец и деятельный пастырь, – будучи уже в сане, оборонял Москву, воевал все четыре года, был ранен несколько раз, награжден боевыми орденами.

Будущий митрополит Калининский и Кашинский Алексий (Коноплев) на фронте был пулеметчиком, в 1943 году он вернулся к священнослужению с медалью «За боевые заслуги».

Протоиерей Борис Васильев, до войны диакон Костромского кафедрального собора, в Сталинграде командовал взводом разведки, а затем воевал в должности заместителя начальника полковой разведки.

В отчете уполномоченного Совнаркома по делам религии Г.Карпова указывался ряд награжденных священнослужителей: так, священник Ранцев (Татарская АССР) был награжден орденом Красной Звезды, протодиакон Зверев и диакон Хитков – каждый четырьмя боевыми медалями и т.д.

Русская Православная Церковь много делала не только для воодушевления воинов, но и для развития партизанского движения. Вот что, в частности, писал местоблюститель митрополит Сергий 22 июня, в годовщину начала войны: «В памяти жителей мест, временно занятых врагом, несомненно жива вековая борьба православного казачества и его заслуги перед Церковью и Родиной.... В настоящее время встают из нашей среды сотни и тысячи народных героев, ведущих отважную борьбу в тылу врага. Будем же достойны и этих священных воспоминаний старины, и этих современных героев: «не посрамим земли русской», как говорили в старину. Может быть, не всякому можно вступить в партизанские отряды и разделять и их горе, опасности и подвиги, но всякий может и должен считать дело партизан своим собственным, личным делом, окружать их своими заботами, снабжать их оружием и пищей, и всем, что есть, укрывать их от врага и вообще помогать им всячески».

Ещё в 1942 году митрополит Сергий говорил, что тьме не победить свет. Гитлер и его подручные имели наглость сказать, что Христос устарел, и теперь они наследуют землю. За эти безумные слова поразил Господь их небесным судом и силою русского оружия. Воистину, как писал в пасхальном послании Патриарх Алексий, «"Слава в вышних Богу и на земле мир в человецех благоволение".

Победа в Великой Отечественной войне, по словам Святейшего Патриарха Кирилла, есть тайна Промысла Божия. Это тайна Божественного человеколюбия, тайна Божественной справедливости и тайна Божественной милости. Это была победа света над тьмой, правды над ложью, жертвенности над расистским и капиталистическим эгоизмом.

Будем же хранить этот мир, беречь его, чтобы не дать новой фашистской чуме распространиться по миру и по нашему Отечеству.

11.12.19
1027 просмотров

0 комментариев
Войдите, чтобы оставить комментарий. Простая в два клика.
Пока никто не оставил комментариев к этой статье. Вы можете стать первым!

Читайте также: