Православный собеседник для начинающих «ДРУГ». Тема номера: «Смысл жизни»

25.06.18
351 просмотров

Предлагаем вниманию читателей материалы первого номера православного собеседника для начинающих «ДРУГ» – миссионерского издания Севастопольского благочиния.


Скачать 1-й номер собеседника «ДРУГ» (PDF, А4, 8 цветных полос)

drug1_smysl-of-life.pdf [17,2 Mb] (cкачиваний: 7)


Материалы номера


оСМЫСЛенный путь к счастью


Какое самое заветное желание большинства людей? Быть счастливыми. Счастье, то есть полнота бытия, радость, воодушевляющая на активное шествие по жизни – вот, пожалуй, конечная точка всех стремлений человека. Что же делает человека не призрачно, а по-настоящему счастливым? Многое, и у каждого из нас, пожалуй, найдется свой ответ. Однако эти ответы можно подвести к пусть условному, но единому знаменателю. Счастье человеку приносит деятельность, имеющая для него смысл.

Простой пример: человек каждый день ходит на работу, в которой он не видит никакого смысла. То есть? Отдачи от работы человек не видит, не понимает, кому и зачем нужна его работа. Знакомо? Не будем углубляться в конкретику, ясно тут одно: никакого морального удовлетворения от работы человек не получает. Она его тяготит, но и уйти он не может: как ни крути, за эту бессмысленную работу платят деньги.

Чувствуя себя обделенным смыслом труда, а значит, и счастьем, человек ищет смыл в расходовании заработанных денег. И что же? Приносит ли ему хоть это жаждуемую полноту бытия? Нет, не приносит. Почему? Потому что деньги тратятся только на себя, на семью. А это – обыденность, это пресно, безвкусно. Итог? Уныние и тоска.

Иная картина: некто занимается любимым делом, полностью себя, как личность, в этом деле реализует и еще получает за это пусть небольшие, но деньги. Счастье? Счастье. Почему? Потому что человек понимает, зачем он трудится, для кого он трудится. Он видит, что он нужен, что плоды его труда кому-то нужны, служат пользой для кого-то.

Что ж, откроем секрет: счастье, радость приносит та деятельность, которая имеет конечной целью благо других людей, ближних и дальних. Если есть этот компонент в труде любого человека, он служит великим мотиватором к дальнейшему совершенствованию в данном деле, – да что там!  – в самой жизни человеческой! Ведь я тружусь не просто ради денег, а ради пользы многим людям.

Может быть и по-другому: работа не приносит удовлетворения, пусть, но часть заработка я трачу на дела милосердия и благотворительности. И что же? В этих делах я раскрываюсь, как личность, я вижу свою нужность, востребованность для других людей. И в этой востребованности черпаю смыслы – смыслы своего существования.

Мы подходим к главному. Если для человека важно понимать смысл своей деятельности и от этого смысла зависит его счастье, как важно определиться со смыслом всей своей жизни. Всей! Как это важно и значимо для разумного существа – человека. Каков же этот смысл? Каков истинный источник счастья? В нескольких словах: смысл жизни человека состоит в служении другим людям. Не в потреблении материальных благ, не в бесконечных развлечениях, не в накоплении денег и вещей, – о нет! Все это дает временную радость, я бы сказал – временное облегчение, временное освобождение от тоски, порождаемой непониманием смысла своей жизни.

Этот смысл сегодня понимают многие. Живейший пример: волонтеры. Молодые люди, уставшие от бессмысленных компьютерных игр и просмотра блокбастеров, находят себя в служении больным, бездомным, увечным, немощным, старым. Для молодежи через волонтерство открывается совершенно новый мир с недосягаемым иным путем содержанием. Быть нужным, полезным ближним – вот где радость нескончаемая, вот где полнота бытия, к которой мы стремимся. Деньги, слава, власть – это тлен, на все на это не купишь внутреннее, глубинно внутренне ощущение своей нужности, полезности. Смысл жизни – в соединении своего сердца с сердцами многих других людей, людей, замерзших от холодного равнодушия и презрения этого погибающего мира.

Думаю, и работу свою нужно выбирать именно так: не только там, где хорошо платят или где я смогу реализоваться, как профессионал, но и там, где я смогу принести максимальную пользу другим людям. Ибо через это, жертвенное служение, постигает человек премудрость жизни: сЧАСТЬе – быть ЧАСТЬю радости ближних своих.

И последнее,  самое важное. Почему служение ближним – этооСМЫСЛенный путь к счастью? Все очень просто: через это служение мы приобщаемся Абсолюту бытия – Господу Иисусу Христу. Вся земная жизнь Христа – это непрерывный подвиг служения людям. Сама крестная Жертва Христа, принесенная ради вечной жизни людей, – высший акт этого служения. А потому, через жертвенное служение ближним мы соединяемся с Тем, Кто только Один и может дать нам то, чего мы все так желаем – блаженство…

Артемий Слёзкин
Редактор православного собеседника для начинающих «ДРУГ»

******************************************************

Зачем я живу?


20 декабря 2015 года


Утро. Проснулся. Оделся. Умылся. Позавтракал. Пошел на работу. Поработал. Пообедал. Поработал еще. Заработал. Домой. Ужин. Телевизор. Сон.


21 декабря 2016 года


Утро. Проснулся. Оделся. Умылся. Позавтракал. Пошел на работу. Поработал. Пообедал. Поработал еще. Заработал. Домой. Ужин. Телевизор. Сон.


22 декабря 2017 года


 Утро. Проснулся. Оделся. Умылся. Позавтракал. Пошел на работу. Поработал. Пообедал. Поработал еще. Заработал. Домой. Ужин. Телевизор. Сон.

З А Ч Е М ?

*****************************************

Мир наполняется значеньем –
и притупляются соблазны.
И смысл чужих вероучений
вдруг постигаешь весь и сразу.
И чуешь – вечное сокрыто
в попутном ветре,
встречном ветре.
Пока не поняты орбиты –
немыслимо понять планеты.
Фиалка тоже знает осень,
хоть рождена для первоцвета.
А соки изумрудных сосен
сгущаются в созвездья где-то...

Татьяна Шорохова
****************************************


Есть ли смысл в жизни: да/нет



Смысл жизни
ЕСТЬ
Смысла жизни
НЕТ
ДетиДети – главное в жизни. Ради них   стоит жить, трудиться, отдавая им самое лучшее. В них – смысл жизни, ибо если   не дети, то зачем жить?А если нет детей? Или дети такие,   что хочется держаться от них подальше? Дети, забывшие своих родителей. Дети –   прожженные эгоисты, которые знают одно слово: «Дай!»
СемьяСемья для меня – главное. Это моя   крепость, мой тыл, моя опора. Хорошие семейные отношения – залог тихой и   спокойной жизни. Добрая жена и любимые дети – что можно желать еще?У меня за спиной два брака. Оба,   понятное дело – неудачные. Первая семейная лодка разбилась о скалы быта.   Вторая семья распалась из-за неверности мужа. Сейчас живу с мужчиной, не   расписываясь, только радости никакой от этого нет.
ЛюбовьЯ влюблена! Я люблю! Ура! Нет   прекраснее чувства на свете! Сердце горит, сердце ждет, сердце скучает,   ожидая встречи. Живу этим чувством! С любовью никакие преграды не страшны.   Вот смысл жизни – любить!Мне 65 лет. За спиной –   разрушенная семья и подряд – три сильных любви, которыми я жил, горел, дышал   в течение 10 лет после развода. Все три любви прошли: эти женщины ушли из   моей жизни, потерявшей смысл. Душа опустошена. Любовь – сказка для детей.   Вранье.
РаботаДля меня главное –   профессиональный рост. Я выкладываюсь на работе, стараясь всего себя отдать   любимому  делу. И есть результат!   Начальство – довольно. Расту и по карьерной лестнице. Хорошая зарплата. Всем   доволен. В этом,  наверное, и есть для   меня сейчас смысл жизни!Для меня главное был   профессиональный рост. Я выкладывался на работе, старался всего себя отдать   любимому  делу. И был результат! Только   однажды заменили моего начальника, а с новым у меня не «срослось». Теперь   работаю на нелюбимой работе, чтобы только выжить.
ДрузьяУ меня много верных друзей и я   счастлива!У меня было много преданных   друзей, но когда меня посадили с тюрьму, все друзья про меня напрочь забыли.
ТворчествоНашел смысл жизни в творении   стихов. Откуда во мне это? Стихи так и льются, и, говорят, неплохие стихи.   Жизнь заиграла новыми красками!В творчестве наметился спад. А я   думал, моя поэзия – навсегда. Все реже сажусь за перо, все реже приходят   рифмы. Остыл я, что сказать. А на другое творчество – не тянет.
ДеньгиДля меня главная цель жизни –   заработать как можно больше денег. Деньги дают свободу. Если есть деньги, все   остальное приложится.Полюбил женщину. Каждый день –   подарки, каждый день – цветы. Денег не жалел. Ведь любовь – такое светлое   чувство, им живу! Увы! Дама не ответила мне взаимностью. Купить взаимность за   деньги не получилось.

****************************************************************************************************************
КраткоПроза

Универсальный ключ

Коридор, казалось, никогда не кончится. А дверей сколько! Иван, грузный мужчина лет 50, медленно продвигался в узком пространстве, и клял на чем свет стоит и этот коридор, и закрытые двери, и свою судьбину, толкнувшую его войти в здание. Но иного пути у него не было, кроме этого дверного лабиринта.Руки его сжимали громадную связку ключей. Каждый ключ был от нужной двери, но загвоздка была в том, что ключи были не подписаны, и приходилось судорожно подбирать ключи к каждому замку, что отнимало время и ужасно нервировало.

Иван остановился перед очередной дверью, на которой висела табличка: «Смысл труда». Пыхтя, сопя и ругая про себя всё и вся, мужчина начал подбирать ключи. Тяжелая связка весело звенела и тряслась, однако нужного ключа не выдавала. Но вот… наконец! Ключ повернулся в замочной скважине и дверь распахнулась. Иван ввалился в помещение и через минуту вышел, зажав в руке пластиковый пакет с надписью «Смысл труда в том, что…».

И так он шел, не помня, сколько времени, пленник своих ключей и несговорчивых дверей. «Смысл творчества», «смысл страданий», «смысл любви», «смысл семьи», «смысл удовольствий», «смысл…», «смысл…», «смысл…». Портфель ходока пополнялся пакетами из каждого кабинета.

Наконец, пройдя все мытарства, он уперся в самую последнюю дверь, замыкающую коридор. «СМЫСЛ ЖИЗНИ». Переведя дух, начал подбор ключа. Ни один не подходил! Вот незадача! Иван, истекая потом, бессильно рухнул на стул возле двери. Что делать дальше? Он не знал. Может, снова начать подбор? Может, он пропустил его, самый главный ключ? Только он начал повторную процедуру, как вдруг…
В начале коридора появился подтянутого вида мужичок, который быстро продвигался по коридору, одну за одной легко открывая двери… единственным ключом. Иван оторопело глядел на него. Тот все ближе и ближе. Вот он остановился перед дверью «Смысл жизни» и… легко открыл ее своим самым обыкновенным ключом. Многоключник сглотнул.

– Послушай, любезный. Что это за ключ у тебя такой удивительный? У меня – во…

Он потряс своей внушительной связкой.

Мужичок улыбнулся.

– У меня ключ – универсальный.

– А как называется?

Мужичок распахнул финишную дверь и уже ступил внутрь. Замерев на секунду, он согрел вопрошавшего приветливым взглядом.

– Как называется? Вера…

Севастопольский Странник

********************************************************************************

О, ТАИНСТВО!


О, таинство протянутой руки!..
С надеждою заброшенных колодцев
я встрепенусь от клеточной тоски
и снова в небе обнаружу солнце.
О, таинство младенческих шажков –
немой укор опустошённым душам!
...Хочу найти ключи от всех оков,
чтоб вновь прозреть и научиться слушать.
О, таинство невысказанных слов!
Непознанное многословье жеста!
Вы шли ко мне сквозь тысячи веков,
чтоб оживить безжизненное место
и дальше
– по нехоженым «сей-час» –
присутствовать
со мною неотступно!


Татьяна Шорохова


*********************************************************************

Зачем человеку нужна вера?


Вера – это путь, по которому Бог и человек идут навстречу друг другу. Первый шаг делает Бог, всегда и безусловно верящий в человека. Он дает человеку некий знак, некое предощущение Своего присутствия. Человек слышит как бы таинственный зов Бога, и его шаг навстречу Богу является ответом на этот зов. Бог призывает человека явно или тайно, ощутимо или почти незаметно. Но трудно человеку поверить в Бога, если он прежде не ощутит призвания.

Вера – это тайна и таинство. Почему один человек откликается на зов, а другой нет? Почему один, услышав слово Божие, готов принять его, а другой остается глух? Почему один, встретив Бога на своем пути, тотчас бросает все и следует за Ним, а другой отворачивается и уходит в сторону? «Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев, Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, ибо они были рыболовы. И говорит им: идите за Мною… И они тотчас, оставивши сети, последовали за Ним. Оттуда идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна… и призвал их. И они тотчас, оставивши лодку и отца своего, последовали за ним» (Мф.4:18-22). В чем тайна этой готовности галилейских рыбаков, бросив все, следовать за Христом, Которого они видят впервые в жизни? И почему богатый юноша, которому Христос тоже сказал «приходи, и следуй за Мною», не откликнулся тотчас же, но «отошел с печалью» (Мф.19:21-22)?

Не в том ли причина, что те были нищими, а этот обладал «большим имением», те не имели ничего, кроме Бога, а у этого были «сокровища на земле»?

У каждого человека есть свои сокровища на земле – будь то деньги или вещи, хорошая работа или жизненное благополучие. А Господь говорит: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф.4:3). В древних списках Евангелия от Луки еще проще и прямее: «Блаженны нищие, ибо ваше есть Царствие Божие» (Лк.6:20). Блаженны ощутившие, что они ничего не имеют в этой жизни, хотя бы и обладали многим, почувствовавшие, что никакое земное обретение не может заменить человеку Бога. Блаженны те, которые идут и продают все свое богатство, чтобы приобрести одну драгоценную жемчужину – веру (Мф.13:45-46). Блаженны те, которые познали, что без Бога они – нищие, которые возжаждали и взалкали Его всей душой, всем разумом и волей.

Слово о вере никогда не было легким для восприятия. Но в наше время люди бывают настолько поглощены проблемами земного существования, что многим просто некогда услышать это слово и задуматься о Боге. Подчас религиозность сводится к тому, что празднуют Рождество и Пасху и соблюдают еще кое-какие обряды только ради того, чтобы «не оторваться от корней», от национальных традиций.
Где-то религия вдруг становится «модной», и в церковь идут, чтобы не отстать от соседа. Но главным для многих является деловая жизнь, работа. «Деловые люди» – это особая генерация людей XX века, для которых не существует ничего, кроме их собственной функции в каком-то «деле», бизнесе, поглощающем их полностью и не оставляющем ни малейшего просвета или паузы, необходимой для того, чтобы услышать голос Бога.

И все же, как ни парадоксально, среди шума и круговорота дел, событий, впечатлений люди слышат в своем сердце таинственный Божий зов. Этот зов, может быть, не всегда отождествляется с идеей о Божестве и субъективно нередко воспринимается просто как некая неудовлетворенность, внутреннее беспокойство, поиск. И только спустя годы человек осознает, что вся его прежняя жизнь была такой неполноценной и ущербной из-за того, что в ней не было Бога, без Которого нет и не может быть полноты бытия. «Ты создал нас для Себя, – говорит блаженный Августин (IV–V в.), – и беспокойно томится сердце наше, пока не успокоится в Тебе».

Люди приходят к Богу разными путями. Иногда встреча с Богом бывает внезапной и неожиданной, иногда – подготовленной долгим путем исканий, сомнений, разочарований. В одних случаях Бог «настигает» человека, заставая его врасплох, в других – человек обретает Бога, сам обращается к Нему. Это обращение может произойти рано или поздно, в детстве и юности, в зрелости и старости. И нет двух людей, которые пришли бы к Богу одинаковой дорогой. И нет такой проторенной дороги, по которой один мог бы идти вместо другого. Каждый здесь является первопроходцем, каждый должен пройти весь путь сам и обрести своего личного Бога, Которому мы говорим: «Боже, Ты – Бог мой!» (Пс.62:2). Бог один и тот же для всех людей, но Он должен быть открыт мною и стать моим.

Из книги митрополита Илариона (Алфеева)
«Во что верят православные христиане»

*************************************************************************

Свет друг друга


Когда отключат электричество,
мы свечи зажигаем в доме,
и света малое количество
и качество не экономим.
За стол садимся,
как с лучинами
садились вечерами предки,
и лики наши за личинами
проступят, вырвавшись
из клетки.
Прозренье новое
и славное –
наступит власть
свечного круга.
И станет ясно,
это главное:
хранить тепло
и свет друг друга.


Юлия Комарова

********************************************

СловоГрафика


*************************************************************************

– В чем смысл жизни с христианской точки зрения?


Отвечает профессор Московской духовной академии Алексей Ильич Осипов


– Вопрос очень важный. Если Иисус Христос есть Истина, если Он есть Спаситель, как мы, христиане, веруем, следовательно, смысл человеческой жизни должен состоять в том, чтобы мы могли увидеть в Нем этого Спасителя, обратиться к Нему и избавиться от погибели.Парадокс в том, что мы, будучи грешными, нисколько не видим, что погибаем от своих грехов. Смысл человеческой жизни в том, чтобы, наконец, увидеть, что я действительно грешный человек, что я действительно от этих грехов погибаю и погибну (в этой жизни и, следовательно, в будущей); увидеть, кто я на самом деле, хотя думаю о себе, что я лучший в мире. Только увидевший свои грехи и увидевший, какое зло они могут причинить и причиняют, что самому не исцелиться от этого зла, может обрести спасение, обратившись ко Христу.

Смысл человеческой жизни в том, чтобы увидев это, смириться хоть немножко. Как Достоевский писал: «Смирись, гордый человек!», будучи никто, ты о себе что думаешь только. Только увидевший и смирившийся обратится ко Христу. Христос есть Спаситель, и мы видим, что даже разбойник, бандит, весь в крови человеческой – покаялся, вошел в рай, оказался спасенным. Смысл увидеть себя, как разбойник, что «достойно по делам своим принимаем», «помяни Ты меня Господи, я никогда Там не буду и не могу быть, вот насколько я недостойное существо».

Все великие святые достигали святости только таким образом. Пимен Великий говорил: «Поверьте, братия, куда будет ввержен сатана, туда буду ввержен я». Макарий Великий говорит: «Боже, очисти мя, грешнаго, яко николиже (никогда же) совершил благое пред Тобою». А мы? «Ну что вы, я очень много делаю доброго, и не очень и согрешаю. А кому что я сделал худого? Ты, Христос, мне, в общем-то, и не нужен, меня не от чего спасать. Бытовые вещи, материальные – это да, дай-дай, а спасать меня не от чего, я хороший…».
Смысл человеческой жизни состоит в том, чтобы увидеть, наконец, что мы больные, а не здоровые, что мы грешные, а не праведники. Тогда только мы обратимся ко Христу, и Христос действительно спасет нас.

**********************************************************************************************

О глубочайшем смысле жизни


Старец Паисий Святогорец 


–Геронда, один юноша исчез, оставив своим родителям записку, что хочет покончить с собой, потому что он некрасив, а виноваты в этом они…

– Люди не постигли еще глубочайшего смысла жизни. Они не верят в жизнь иную. Все их мучения начинаются с этого. “Я несправедливо обижен, – говорит человек, – другие радуются, а я нет”. Люди недовольны тем, что имеют, подмешивается эгоизм, и они мучаются. Бог любит всех людей. Каждому человеку Он дал то, что ему полезно: рост ли, отвагу ли, красоту или что-то еще. Он дал человеку то, что может помочь ему спастись, если он употребит это с пользой. Как только человек использует данную ему благоприятную возможность уверовать в Бога и в будущую вечную жизнь, то есть, когда он постигнет глубочайший смысл жизни и, покаявшись, перестроит ее, так сразу же придут божественное утешение с Благодатью Божией, и Благодать изменит его, изгоняя и все его наследственные недостатки. Многие покаявшиеся грешники смиренно подъяли любо-честный подвиг, прияли Благодать, стали святыми, и сейчас мы с благоговением поклоняемся им и просим их молитв. А прежде они имели немало страстей, в том числе и наследственных.

К примеру, преподобный Моисей Мурин. Будучи кровожаднейшим разбойником с наследственной злобой, он, едва лишь уверовал в Бога, сразу покаялся, стал подвизаться, все страсти его покинули, а Благодать Божия посетила. Он даже удостоился приятия пророческого дара, а чуткостью превзошел и самого Арсения Великого, который происходил из великосветского римского семейства, имел наследственные добродетели и обладал большой внешней ученостью.

– Геронда, в чем конкретно заключается смысл этой жизни?

– В чем? В том, чтобы подготовить себя  для нашего Отечества, для неба, для рая. Суть в том, чтобы человек уловил этот глубочайший смысл жизни, иже есть спасение души. Веруя в Бога и будущую жизнь, человек понимает, что эта временная жизнь суетна, и готовит свой загранпаспорт для жизни иной.

Мы забываем о том, что всем нам предстоит уйти. Корней здесь мы не пустим. Этот век не для того, чтобы прожить его припеваючи, а для того, чтобы сдать экзамены и перейти в иную жизнь. Поэтому перед нами должна стоять следующая цель: приготовиться так, чтобы, когда Бог призовет нас, уйти со спокойной совестью, воспарить ко Христу и быть с Ним всегда.

Когда Христос благословил пять хлебов и насытил столько тысяч людей, народ тут же сказал: “Царь бы из Него вышел что надо!” Съели пять хлебов и две рыбы и воодушевились. Однако Христос сказал им не заботиться о сей пище, потому что здесь мы не останемся. В этой жизни каждый из нас подвергается испытаниям: соответствует ли он тому, чего требует Бог.

*****************************************************************

Смысл жизни: путь бабочки


Протоиерей Михаил Шполянский

Смысл жизни – вопрос сколь расплывчатый, столь же и остро насущный для каждого человека. Кто мы, зачем мы здесь, куда идем и каким должен быть этот путь? В конечной полноте   ответить на этот вопрос может только каждый   для себя – в своем сердце. Но есть и общие, укорененные в самом бытии, закономерности, объективность которых невозможно отменить нашей субъективностью. Понять эти фундаментальные законы и определиться в отношении их – обязанность любого разумного человека.



В XIX веке говорили: величайшее достижение дьявола в том, что он уверил людей, будто его нет. В нашем веке он достиг большего: он заставил людей НЕ ДУМАТЬ о загробной участи. Любой приходской священник скажет: духовная атмосфера во время совершения обряда погребения (кроме редкого случая, когда в нем участвуют вполне церковные люди) – страшна. Или отчаяние, или безразличие – смотря по ситуации. Никто не чувствует, что совершается великое таинство рождения души.

Да, да – это рождение. В природе, нам для вразумления, Господь дал замечательный пример: бабочка. Сколько рождений она претерпевает и сколько жизней проживает? Пять! Первая жизнь – зародыш в теле бабочки-мамы. Вторая – яички в паутинке. Третья – гусеница. Четвертая – куколка. Пятая – бабочка. Пять жизней! И это прямая (надо думать не случайная) аналогия того, что происходит с человеком на пути всей его большой жизни.

Православная Церковь учит полноте ответственности человека за свою жизнь: душа не путешествует из тела в тело, оправдывая следующей реинкарнацией любые неисправности нынешней своей жизни. Начало существования души единственно: она сотворяется Богом для вечности и начинает существовать во времени в момент зачатия человеческого тела. Это первое рождение и первая жизнь. На этом этапе существования особенностью является то, что душа и тело младенца еще не могут реализовать богодарованную им свободу: они готовятся ко второму рождению.

Второе рождение у бабочки и человека очень схоже: бабочка рожает яичко, женщина рожает ребенка. Начинается вторая жизнь – самостоятельная жизнь тела и души. Душа обретает способность делать выбор. Внешняя аналогия становится все более явной. Яичко – пассивная форма жизни. И не достаточная. Для того чтобы стать бабочкой – нужно побывать гусеницей. Для того, чтобы пребывать со Христом в вечности – нужно встретиться со Христом в этой жизни.

Третье рождение – это Крещение. Прошу обратить внимание – некрещеный человек обладает бессмертной душой. Но она пребывает как бы в пассивном состоянии, она не обладает необходимыми для развития степенями свободы. Представим себе такой пример: некий предмет, допустим, книгу неосторожно положили в лужу клея, клей высох. Можно книгу поднять, оторвать? Можно, но для этого необходимо приложить немало усилий. А вот если клей рассохся или смыт растворителем? Протяни руку и подними! Но ведь кажется, что книга все так же лежит, и ничего не произошло…

Таким же образом и с душой в Крещении не происходит ничего внешне заметного (чего зачастую ожидают экзальтированные личности): Крещение – это не кинетика, а потенция. Зато какая! С души сняты путы, кандалы первородного греха – живи, возрастай! Тут уж душа должна потрудиться. Гусеница ползает по листикам, питается, наполняется соками будущей жизни. Душа питается благодатью Божией и исполняется начатками жизни вечной.

Потрудись, душа, не ленись – с «листика» на «листик» – доброделание и молитва, Таинства Церкви и самопознание: все доброе тебе прилежит. Для гусеницы губителен ядохимикат – беги от него. Для души губителен, ядовит грех – беги от него, очищайся от него: все это тебе дано в Церкви. И готовься к четвертому рождению.

Четвертое рождение – да, смерть. Успение, «засыпание» – не правда ли, это очень похоже на «окукливание»? Вот куколка висит – суха, мертва. Стручок какой-то, кочерыжка. Но нет, внешность обманчива – сокровенная жизнь продолжается. Душа отошла от тела, но и это еще не конец…

Где-то там, в небесных чертогах, она пребывает в том состоянии, которое условно называется «предварительным судом». В чем-то это состояние схоже с первой жизнью: сама свое положение она уже изменить никак не может; того тварного времени, в котором мы живем, и в котором возможны изменения,   для неё уже не существует. Но все-таки изменения – положительные – возможны. Возможны действием извне.

Любящие усопшего – живущие на земле близкие и небесные покровители – молятся Господу, и их дерзновенная любовь сдвигает законы мироздания: небесная справедливость уступает место милосердию.

Так чья-либо заботливая рука может перенести неразумно обосновавшуюся, например, в дымоходе куколку на более благополучное место – живи! И душа живет (если только своим коснением в злодеяниях не была немедленно низвергнута во ад) надеждой и ожиданием последнего и страшного рождения – Страшного Суда.

Да, Страшный Суд, конец этого мира – он действительно страшен, ибо Суд Божий никому не ведом. Но верующая душа живет надеждой, ибо ради этого события – пятого рождения – она пришла в мир! И вот бабочка вылетает из куколки – красота родилась! Вы никогда не задумывались, зачем природе бабочки? Цветы? Зачем нужна красота? Ведь с функциональной точки зрения они совершенно бесполезны: все эти разговоры про размножение, опыление – пустое.

Я, как священник сельский, наблюдающий жизнь природы воочию, утверждаю однозначно: все красивое не функционально, а некрасивое (сорняки, мухи и пр.) – более жизнеспособно. Красота – это дар Божий, это милость Божия в нашем падшем мире: «…Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5, 45). Бабочки – это остатки рая земного; не все заросло волчцами и терниями; это ностальгия о потерянном рае и призыв к его обретению…

Бабочка прекрасна – легка, воздушна, самоцветна, но она и телесна. В теле, во плоти, будет и последнее воскресение – это открыто нам Господом. Конечно, это будет не наш нынешний мир, и не наше нынешнее тело: «…чада века сего женятся и выходят замуж; а сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят, и умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения» (Лк. 20, 34–36).

Это будет сознательное бытие совершенной личности в полноте человеческой природы, вечное блаженное пребывание со Христом в нашем Небесном Отечестве. Достигнуть этого – вот единственная самодостаточная цель человеческого существования, вот смысл жизни…

**************************************************

Где сокровище наше?


В Евангелии есть удивительные слова Иисуса Христа о сокровище, которое нужно собирать людям: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6, 19-21).

Как лично я понимаю эти слова Спасителя? Выскажу то, что пропустил через свое сердце. Что есть истинное, непреходящее «сокровище»? То, что я считаю ценным и нужным для себя, что наполняет мою жизнь смыслом. Что есть «сердце»? Это душа человека, а если шире сказать – его разум, воля, сознание, одним словом – весь человек как таковой.Почему Господь предостерегает нас собирать себе сокровища на земле? Очень просто: если самое важное и ценное в жизни для нас – деньги, имущество, власть, слава, почести, работа и им подобное, мы связываем со всем этим свое сердце. Иными словами, мы погружаем всего себя в эти тленные и бренные вещи, мы замыкаем себя только на них, делаем себя зависимыми от них, видя в них источник своего счастья и благополучия.

Но ведь эти так называемые «сокровища» истребляют моль и ржа, то есть мы в любой момент можем лишиться этих «сокровищ». Деньги могут украсть, дом – сгореть, автомобиль – попасть в ДТП, мы можем лишиться любимой работы, быть отстраненными от власти. Что тогда будет? А будет вот что – мы начнем страдать. Почему? Да потому что намертво связали с этим сокровищем свое сердце, то есть – всего себя. Свое счастье мы сделали зависимым от того, что может исчезнуть в любой момент. С исчезновением своего «сокровища» мы теряем покой, а самое страшное – смысл жизни.

Спаситель предлагает нам, людям, иное место хранения своего сокровища – небо, небеса. Иными словами, истинное наше Сокровище – Господь, ибо Он есть Творец неба духовного, Царства Небесного. Жизнь дана нам для приобретения этого, главного для нас Сокровища – Христа. Но, пока мы находимся в земной реальности, Христа, равно как и Ангелов, Царство Небесное, мы телесно не видим, не осязаем, не ощущаем. Все это богатство находится ВНУТРИ нас, о чем и сказал Христос: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17, 21). Внутри – это где? В сердце! В душе! В воле! В разуме! В сознании!

Что же происходит с человеком, который собирает сокровище внутри себя, отдав сердце, то есть всего себя целиком – Иисусу Христу? Происходит удивительная вещь: человек делает себя зависимым от Христа, от Божией Матери, от Ангелов, от Царства Божия. Человек источником своего счастья делает не внешний мир, которому принадлежит телесно, а духовный мир. Мир, который никто никогда у него отнять не сможет. Если денег, имущества, карьеры, власти и прочего подобного можно вмиг лишиться по воле случая, то искренней, горячей веры во Христа никто человека лишить не может. Никто! А Христос – это благо, это радость, мир, любовь, словом – Вечное Счастье. И пока человек своим сердцем держится за Христа, он будет иметь полноту жизни.

Внутреннее, сердечное сокровище – самое надежное, самое устойчивое пред любыми внешними «ветрами». Оно всегда – с человеком, где бы он ни был, каким бы материальным достатком не обладал, каким бы скорбям не подвергался. И Христос настоятельно советует приобретать именно это сокровище. Оно делает земную жизнь человека осмысленной,  целеустремленной, ибо он ясно видит цель жизни – уподобление Христу, единение со Христом, которые возможно через жизнь по Евангелию.

Само слово – «СОКРОВИЩЕ» подсказывает нам, каким оно должно быть. Каким? СОКРытым, спрятанным. Где же? В душе. Оно должно быть СОКРОВенным, то есть глубоко внутренним, личным. Далее смотрим. В слове «сокровище» спрятаны еще два слова – «КРОВЬ», «КРОВ». Кровь человеческая течет по сосудам внутри тела, кровь символизирует саму жизнь. Потому духовное богатство есть сама жизнь наша, и жизнь эта – внутри нас. Кров же – это дом, это наша тихая пристань, это место, где мы живем.

«Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6, 19-21).

Эти вечные слова станут пронзительным звенящим глаголом и после смерти человека. Тот, кто собирал себе сокровища на земле, вместе с этой землей в посмертном бытие потеряет и сердце, то есть навеки погубит душу свою и войдет в вечное страдание.

 А те, кто собирал себе сокровище на небесах, во Христе, по смерти вступят в абсолютное обладание этим сокровищем. Царство Божие, приобретенное на земле, носимое глубоко внутри себя, в реальности духовного мира «сольется», если так можно сказать, с «внешним» Царством Божиим. Человек войдет в мир, который давно стяжал внутри себя благодаря непрерывному труду во славу Божию. И это СОКРОВИЩЕ у него не отнимется никогда…
Артемий Слёзкин

**************************************************************************************

Притча

Три лодки




Три человека сказали:

– Сядем в наши лодки, поплывём вон на тот остров. Вдруг там сокровища спрятаны?

Сели они в лодки, поплыли они по морю, на тот остров приплыли. И нашли сокровища! Много, бери сколько хочешь!

Первый человек набрал, сколько его лодка только могла увезти.

– Буду жизнью наслаждаться! – решил этот человек, и поплыл в обратный путь.

Второй человек сказал:

– А мне много ли надо?

Взял он одну небольшую драгоценность – и поплыл в обратный путь.

А третий человек сказал так:

– Мне надо совсем немного. А вот хорошо бы в нашей деревне православный храм построить. И всем бедным людям помочь, которые сами заработать не могут.Погрузил он в свою лодку так много сокровищ, сколько она только могла увезти по морю – и поплыл в обратный путь.

Вдруг из самой глубины морской поднялась могучая волна – и перевернула первую лодку.

А вторую лодку та волна не тронула, и второй человек подобрал первого.

А третью лодку подхватила могучая волна,  подняла над морем и в минуту донесла  до родного берега, и плавно опустила вместе с человеком и сокровищами...

Вячеслав Брейэр

***********************************************************************************************

С кем мне жить – без Бога или с Богом?


Жизнь без БогаЖизнь с Богом
Бога нет, потому что я Его не вижу и не осязаю, не чувствую Его   действий в этом миреБог есть, ибо Он живет в моем сердце, любящем Его, людей и мир, который   Он создал
Живи для себя, жертвуя другимиЖиви для других, жертвуя собой (своим временем, силами, средствами)
Главное в жизни – здоровье телаГлавное в жизни – здоровье души
Счастье – это когда мне хорошоСчастье – это когда хорошо людям, которых я люблю, и людям, которым я   могу быть полезным
Любовь – это чувствоЛюбовь – это дела
Смысл жизни – в самой жизниСмысл жизни – в жизни с Богом
Смерть – конец всем радостям жизни, трагический финал всемуСмерть – начало новой, вечной жизни, радостной жизни, если земная жизнь   была прожита с Богом
Нужно думать только о себе – в этом цель всей жизниНужно думать о благе ближних и через это искать блага себе
Милостыня вредна – зачем подавать тем, кто просит «на водку». Лучше   потратить на себя, чем кормить дармоедов.Милостыня полезна, ибо, подавая просящим, мы уподобляемся милостивому   Богу.
Без Бога жить легче – никаких препонов и запретовБез Бога жить невозможно, потому что если все дозволено – это путь к   хаосу и анархии
Мне не нужен Спаситель Бог, потому что у меня нет грехов и меня не от   чего спасатьМне нужен Спаситель, потому что я полон грехов, и если Бог меня не   спасет от них, я навечно погибну
Рай и ад – выдумка попов, никакого посмертного воздаяния нетРай и ад – это реальность. Рай и ад начинаются на земле и находятся они   в душе человека
Я не верю в душу, есть только телоДуша есть и она бессмертна, а отличает от смертного тела

СловоГрафика


**************************************************************************************************************

Федор Михайлович Достоевский: О БОГЕ И ВЕРЕ


В сборнике «Золотые цитаты», вышедшем в издательстве Сретенского монастыря, предпринята попытка собрать самые яркие и наиболее значимые мысли Федора Михайловича Достоевского, вложенные им в уста своих героев или же высказанные им самим в многочисленных статьях и заметках. Это мысли, касающиеся главных тем, волновавших писателя всю его творческую жизнь: вера и Бог, человек и его жизнь, творчество, современность, нравственность, любовь и, конечно же, Россия.
   

Я – дитя века, дитя неверия и сомнения до сих пор и даже (я знаю это) до гробовой крышки. Каких страшных мучений стоило и стоит мне теперь эта жажда верить, которая тем сильнее в душе моей, чем более во мне доводов противных. И, однако же, Бог посылает мне иногда минуты, в которые я совершенно спокоен; в эти минуты я люблю и нахожу, что другими любим, и в такие-то минуты я сложил себе символ веры, в котором все для меня ясно и свято. Этот символ очень прост, вот он: верить, что нет ничего прекраснее, глубже, симпатичнее, разумнее, мужественнее и совершеннее Христа, и не только нет, но и с ревнивою любовью говорю себе, что и не может быть. Мало того, если б кто мне доказал, что Христос вне истины, и действительно было бы, что истина вне Христа, то мне лучше бы хотелось оставаться со Христом, нежели с истиной.
(Письма. XXVIII/1. С. 176)

***
…Если исказишь Христову веру, соединив ее с целями мира сего, то разом утратится и весь смысл христианства, ум несомненно должен впасть в безверие, вместо великого Христова идеала созиждется лишь новая Вавилонская башня.
(Вступительное слово, сказанное на литературном утре в пользу студентов С.–Петербургского университета 30 декабря 1879 г. перед чтением главы «Великий инквизитор». XV. С. 198)

***
Если мы не имеем авторитета в вере и во Христе, то во всем заблудимся.
(Дневник 1881. XXVII. С. 85)

***
Без высшей идеи не может существовать ни человек, ни нация. А высшая идея на земле лишь одна и именно — идея о бессмертии души человеческой, ибо все остальные «высшие» идеи жизни, которыми может быть жив человек, лишь из одной нее вытекают.
(Дневник писателя. XXIV. С. 48)

***
…Без веры в свою душу и ее бессмертие бытие человека неестественно, немыслимо и невыносимо.
(Дневник писателя. XXIV. С. 46)

***
Совесть без Бога есть ужас, она может заблудиться до самого безнравственного.
(Дневник 1881. XXVII. С. 56)

***
Дух Святый есть непосредственное понимание красоты, пророческое сознавание гармонии, а стало быть, неуклонное стремление к ней…
(Заметки к «Бесам». XI. С. 154)

***
Ничего нет лучше для исправления, как прежнее с раскаянием вспомнить.
(Идиот. VIII. С. 203)

***
…Бывает материна радость, когда она первую от своего младенца улыбку заприметит, такая же точно бывает и у Бога радость всякий раз, когда Он с неба завидит, что грешник пред ним от всего своего сердца на молитву становится.
(Идиот. VIII. С. 183–184)

***
На земле же воистину мы как бы блуждаем, и не было бы драгоценного Христова образа пред нами, то погибли бы мы и заблудились совсем, как род человеческий пред потопом. Многое на земле от нас скрыто, но взамен того даровано нам тайное сокровенное ощущение живой связи нашей с миром иным, с миром горним и высшим, да и корни наших мыслей и чувств не здесь, а в мирах иных.
(Братья Карамазовы. XIV. С. 290)

***
Добрые дела не остаются без награды, и добродетель всегда будет увенчана венцом справедливости Божией, рано ли, поздно ли.
(Бедные люди. I. С. 105)

***
…Уничтожьте в человечестве веру в свое бессмертие, в нем тотчас же иссякнет не только любовь, но и всякая живая сила, чтобы продолжать мировую жизнь. Мало того: тогда ничего уже не будет безнравственного, всё будет позволено.
(Братья Карамазовы. XIV. С. 64–65)

***
Тайна что? все есть тайна, друг, во всем тайна Божия. В каждом дереве, в каждой былинке эта самая тайна заключена. Птичка ли малая поет, али звезды всем сонмом на небе блещут в ночи — всё одна эта тайна, одинаковая. А всех бо́льшая тайна — в том, что душу человека на том свете ожидает. Вот так-то, друг!
(Подросток. XIII. С. 287)

***
О, благодарю Тебя, Боже, за все, за все, и за гнев Твой, и за милость Твою!.. И за солнце Твое, которое просияло теперь, после грозы, на нас! За всю эту минуту благодарю!
(Униженные и оскорбленные. III. С. 422)

***
Бог уже потому мне необходим, что это единственное существо, которое можно вечно любить…
(Бесы. X. С. 505)

***
Отсутствие Бога нельзя заменить любовью к человечеству, потому что человек тотчас спросит: для чего мне любить человечество?
(Записная тетрадь. XXIV. С. 308)

***
…Сущность религиозного чувства ни под какие рассуждения, ни под какие атеизмы не подходит; тут что-то не то, и вечно будет не то; тут что-то такое, обо что вечно будут скользить атеизмы и вечно будут не про то говорить.
(Идиот. VIII. С. 181)

***
Лишь в человеческом духовном достоинстве равенство, и сие поймут лишь у нас. Были бы братья, будет и братство, а раньше братства никогда не разделятся. Образ Христов храним, и воссияет как драгоценный алмаз всему миру… Бу́ди, бу́ди!
(Братья Карамазовы. XIV. С. 286)

***
Покоя нет. Будущность чревата. Что-то недоделанное в мире.
(Записная тетрадь. XXIV. С. 97)


25.06.18
351 просмотров

0 комментариев
Войдите, чтобы оставить комментарий. Простая в два клика.
Пока никто не оставил комментариев к этой статье. Вы можете стать первым!

Читайте также: