Крещение. Что нужно знать о Таинстве Крещения крестникам и крестным

06.02.18
460 просмотров

КРЕЩЕНИЕ. ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О ТАИНСТВЕ КРЕЩЕНИЯ КРЕСТНИКАМ И КРЕСТНЫМ


Эту листовку можно прочитать и скачать – ссылка на скачивание двусторонней листовки в формате PDF – НИЖЕ

kreschenie.pdf [5,72 Mb] (cкачиваний: 13)

Многие из нас крещены во младенчестве. У всех есть крестные, хотя мы можем даже не знать, кто они. Кто может быть крестным, а кто – не может ни при каких обстоятельствах? Ограничивается ли его роль участием в Таинстве, и что он должен делать после? Обычай крестить младенцев – какой в нем смысл? И должен ли быть крестный у взрослого? Своим взглядом на тему Крещения и крестных родителей делится протоиерей Алексей Уминский.

Отжившая традиция или необходимость?


– Отец Алексей, верующие родители, посещающие храм, в принципе, ведь сами могут воспитать детей в вере. Зачем нужны крестные?
– Сегодня необходимость института крестных родителей не очевидна.
Действительно, с одной стороны, мы просто лишились существовавшей раньше традиции, когда крестные родители были продолжением семьи и подспорьем в воспитании детей. Не знаю, сможем ли мы переосмыслить и заново сформировать сегодня этот институт. А пока, действительно, бывает так, что родители должны быть способны воспитать своих детей в вере и без помощи крестных. С другой стороны, если крестные все же есть, родители иногда и сами не знают, как правильным образом выстраивать отношения с ними. Это проблема и, мне кажется, довольно серьезная.

– В чем состояла главная функция восприемников первоначально?
–  Главная функция крестных – быть живым примером христианской веры для своих крестников. Потому что то, что ребенок видит в своих родителях, – это одно, а то, что он видит вне своей семьи, это немножечко другое: ему нужен авторитет вне родительского дома, особенно – в подростковом возрасте.

– Неужели на крестных больше ответственности за воспитание детей в вере, чем у родителей?
– Ответственность – в первую очередь – на родителях. И всегда так было. Восприемники – нечто дополнительное, они не могут полностью нести ответ за духовное становление чужих детей. Но определенная ответственность, без сомнения, есть. Она заключается, прежде всего, в том, что крестный должен молиться за своих подопечных и, как я уже сказал, быть им примером.

– Если все же к этому относиться со всей серьезностью, какие требования должны предъявляться к крестным?
– Только одно требование: они должны быть настоящими православными христианами. И, естественно, любить своих крестников. Больше ничего.

– Говорят, что муж и жена не могут быть крестными или что крестные, соответственно, не могут вступать между собой в брак…
– В Русской Церкви у одного ребенка обычно бывает двое крестных – мужчина и женщина. Так сложилось, хотя в православном мире существуют и другие традиции. Канонически допускается, что крестный может быть и только один – одного пола с ребенком. Крестных может вообще не быть. И на самом деле нет никаких церковных канонов, запрещающих мужу и жене быть крестными родителями. И нет никаких канонов, воспрещающих крестному и крестной вступать в брак. Но так как в русской традиции это достаточно жестко закрепилось, в XIX веке были специальные постановления, согласно которым подобные браки совершаются только с благословения епископа.

– К слову, сколько у человека может быть крестников? Вот он наберет себе десяток…
– Ну вот как я… И ничего с ними сделать не может. И в конечном итоге у него внимания хватает на двух-трех. Но он может за них всех каждый день молиться, как за своих собственных детей.

– Может ли человек отказаться быть крестным из страха, что на него ляжет слишком большая ответственность?
– Знаете, мне кажется, если человек не чувствует сил, желания или любви – лучше пусть откажется. Восприемник все-таки должен любить своего крестника прежде всего, и стараться показать свою любовь к нему, а через свою любовь к нему – показать любовь ко Христу. Самое главное, мне кажется, это.

– Если вопрос стоит так: я откажусь, а крестным станет человек неверующий, что станет просто формальностью…
– Неверующий человек не может быть крестным. Даже если его позовут.

– Если священник знает, что пришедший человек, будущий крестный, не исповедует Христа, он должен отказать в крещении?
– Священник должен объяснить, что это невозможно, пока родители и крестные не станут Евангелие читать, к Богу обращаться, как-то жизнь свою хотя бы немножечко исправлять, делать ее христианской. Иначе какой смысл крестить детей, если они не будут воспитываться в христианской вере?  

– Давайте разберемся, почему же вообще стало возможным крещение младенцев?
– Церковь крестит детей не как правило, а как исключение, ставшее правилом. Крещение – это Таинство, которое должно приниматься как шаг личной веры во Христа. Так что по простой логике крестить ребенка не должно – у него еще нет сознательной веры. Но если у него есть родители и крестные, способные воспитать его в Православии – Церковь, доверяя их вере, совершает это Таинство.

– Но по какой причине это исключение стало правилом?
– По той причине, что со временем появлялись христианские семьи, где вера передавалась из поколения в поколение, и родители брали на себя ответственность за воспитание своих детей по Евангелию. Надо сказать, что такая трансформация произошла в Церкви далеко не сразу: к примеру, святые IV века Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст были крещены в возрасте около тридцати лет, хотя воспитывались в христианских семьях. Кстати, жесткого установления крестить только взрослых в Церкви не было никогда. Детей Церковь крестила всегда, просто постепенно эта практика закрепилась как преобладающая. Но и то, и другое – традиция.  

– Если случилось, что ты уже крестный и только постфактум осознал  всю серьезность этого. Как поступать? Скажем, «воевать» с родителями, которые ни в какую не хотят причащать своего ребенка – твоего восприемника?..
– Один раз «повоюешь», а потом родители просто тебя не подпустят к ребенку. И останется за него только молиться в течение всей своей жизни. Впрочем, так часто и бывает. На самом деле, инициатива эта должна исходить не от крестных, а от родителей: родители должны приглашать крестных к себе домой, давать им возможность общаться с детьми, водить их в храм. Иначе это будет навязывание себя, что некрасиво и нехорошо: как крестник будет верить своему крестному, если родители того не пускают на порог?  
         
– Если все же есть, из кого выбирать, каков критерий?
– Критерий тот же: православный, верующий человек, духовно близкий к этой семье – родной, друг, родственник, человек, разделяющий ваши взгляды, для которого ваш дом открыт. Для взрослого тут проще: взрослый может сам себе выбрать крестного. Сейчас считается, что взрослому крестный не нужен – дескать, сам не дурак. Это не так. Потому что сегодня человеку со стороны войти в Церковь очень тяжело. Церковь, к величайшему сожалению, сейчас настолько закрыта для мира, такие преграды ставит людям внешним…

Люди очень напуганы: им страшно, что в храме их отругают, что они не так себя поведут, что на них возложат «бремена неудобоносимые», что вообще они там ничего не поймут и окажутся чужими. Им нужен посредник, который бы их провел в Церковь – хороший, настоящий христианин, который будет с ними по-доброму разговаривать, спокойно им объяснять какие-то вещи, поддержит их в трудную минуту, защитит от какой-нибудь злой старушки.

Родные Богу


– Как бы Вы объяснили людям, пока далеким от Церкви, смысл Таинства Крещения простыми словами?
– В Крещении человек рождается в Боге, как Его дитя. Он непостижимым образом становится родным Богу. А родным – это значит родным до конца. Вот от своих родителей мы воспринимает их плоть и кровь, а также их мировосприятие, язык, на котором они говорят, – так и здесь: когда человек рождается в Боге, он воспринимает от своего Отца все самое главное. И взгляд на мир, и жизнь – такую, какую заповедал Бог.

Так что Крещение – это не какой-то особый статус человека, вдруг наделенного некими особенными преференциями. Совершенно нет! Это крест, который дает Христос. И, прежде всего, это готовность жить по Евангелию.

– Можно ли крестить ребенка по тем соображениям, что он с младенческих лет получит возможность причащаться?
– Причастие – это не таблетка, не магический акт, оно не является чем-то таким, что можно впихнуть, всунуть человеку, как соску. Я много раз видел эту неутешительную картину: когда родители в храм не ходят, живут совершенно безобразной жизнью, а бедные бабушки и крестные пытаются отбивающегося ребеночка причащать. Он воспитывается своими родителями в совершенно ином ключе, и, хотят они того или нет, их собственное бытие, мировосприятие в него вливается… и вдруг его приносят в Церковь, чтобы причастить! Этот мир ему уже чужд, он уже отбивается от него. Поэтому причащаться ребенку лучше вместе с родителями.

– Страх смерти может быть аргументом, чтобы крестить и причащать ребенка из неверующей или невоцерковленной семьи?
- В житии святителя Амвросия Медиоланского упоминается такой эпизод: его еще не крещенный брат Сатир попал в шторм, и, терпя кораблекрушение, из страха привязал себе к шее Святые Дары и бросился в море, надеясь на Бога. Он спасся. Его спасла его вера, хотя для ее проявления понадобилась вот такая экстремальная ситуация…

Понимаете, какая штука: если родители о смерти думают, если они понимают, что и их дети, и сами-то могут умереть в любой момент и предстать на суд Божий… значит они уже недалеко от Церкви. А самое малое упование на Бога – пусть с горчичное зерно – это уже определенное исповедание веры. То же касается бабушек, тайно крестивших своих внуков, хотя те воспитывались у родителей-атеистов: это надежда на бесконечную милость Божью. А вот когда такие внуки вырастают и уже сознательно приходят ко Христу, Таинство наполняется содержанием, исполняется, считается завершенным, я считаю.

Имя, «раскрещение» и Ангел-хранитель


– Обычно принято считать, что лучше всего крестить младенцев на сороковой день. Это жесткое правило?
– Это только традиция. Христа на 40-й день по иудейскому обычаю принесли в храм посвятить Богу. В ветхозаветные времена ребенка приносили в храм именно через 40 дней после рождения, когда проходили дни очищения женщины после родов.

– А в 18 лет, случается, у крещенного во младенчестве возникает желание «раскреститься». Мол, выбор тогда сделали за меня, а я с этим выбором не согласен…
– Раскреститься невозможно. Таинство – это не игрушки. Зачастую такие протестные настроения бывают у детей, которые воспитывались в «новоцерковных» семьях. Вот есть «новые русские», а есть категория «новоцерковных» людей. Это все мы – люди, которые стали христианами за последние 20 лет и попытались «оттянуться» на своих собственных детях. Переборщили с «воспитанием в вере»…

– Другой протест: человеку категорически не нравится имя, с которым его крестили. Он может его сменить?
– У человека, как вы знаете, может быть много разных имен. Вот нашего Патриарха зовут Кирилл – это его монашеское имя, а в крещении он Владимир. Человек может в крещении иметь одно имя, в иночестве – другое, в мантийном монашестве – третье, в схиме – четвертое. Сейчас довольно часто бывает, что человека в детстве крестили под одним именем, а живет он совершенно под другим. По паспорту – одно, в Церкви – другое. В этом нет ничего дурного.

– Допустим, мы заглядываем в святцы, смотрим на день, в который родился ребенок, а там – Дормидонт, Мамант, Гервасий, Протасий… Ничего нам не нравится! Обязательно ли строго привязывать имя ребенка к святцам?
– По святцам крестили, в основном, только в Русской Православной Церкви. Я не видел, чтоб так серьезно относились к святцам в другим поместных церквах. В Греции, Сербии, Болгарии каких только имен не услышишь! А в Сербии святой покровитель – не тот, чье имя ты носишь, а покровитель рода: человек может называться Милорадом, а праздновать именины на день памяти святого Николая.

– Святой, в честь которого крестят человека, какое отношение имеет к крещаемому?
– Считается, что это его небесный покровитель, к которому человек обращается в молитве; особенно близкий ему святой. И мне кажется, что жизнь этого святого каким-то образом может являться примером, каким-то указанием человеку в пути.

– Почему же именины называются Днем ангела, а не Днем святого?
– Потому что мы считаем наших небесных покровителей земными ангелами и небесными человеками. Они уже в Царствии Небесном пребывают, как ангелы, и служение их подобно ангельскому. Так что с ангелом-хранителем именины не связаны.

– Кстати, вспомнился еще один аргумент в пользу крещения детей в неверующих семьях: говорят, ангел-хранитель появляется у человека в момент этого Таинства, а, значит, будет его охранять всю жизнь…
– А бес будет его искушать… Евангелие говорит, что у каждого человека в мире есть ангел-хранитель – каждый человек в этом мире храним Богом, храним ангелами. Просто, я думаю, Крещение дает возможность особенно глубокого и серьезного общения человека и ангела; возможность ангелу вести человека ко спасению, оберегать его и наставлять. Человек становится способен к некоему духовному слышанию, духовному разговору со своим небесным покровителем. И заметьте, опять же, это не оберег, не заговор какой-то: «я крестился – теперь давай-ка, охраняй меня». Это живые отношения. Человека и его ангела, человека и святого… Человека и Бога.

Православный журнал «Фома»

06.02.18
460 просмотров

0 комментариев
Войдите, чтобы оставить комментарий. Простая в два клика.
Пока никто не оставил комментариев к этой статье. Вы можете стать первым!

Читайте также: